Литературные произведения для духовно-нравственного воспитания дошкольников
картотека (подготовительная группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Рекомендуемый список литературных произведений для родителей при духовно-нравственном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spiski_hudozhestvennyh_proizvedeniy.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Перечень произведений для чтения художественной  литературы в работе с детьми  5-7  лет по нравственному воспитанию.

Название произведения

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств

Муравей и голубка

Народная сказка

Сам пропадай, а друзей выручай.

  • Какая главная мысль произведения?
  • Вы помогаете своим друзьям, попавшим в беду?

Сивка- бурка

Русская сказка

Иванушка – дурачок, да в жизни не простачок!

За добро – добром платят

Храброму и смерть не страшна.

  • Как вы относитесь к Иванушке – дурачку?
  • Чем похожи Иванушки дурачки во всех сказках? (уважают старших, смелые, хитрые, жизнерадостные, ласковые, добрые, порядочные…)

Кирило Кожемяка

Русская сказка

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  • За что Кожемяку можно назвать самоотверженным?

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо

Русская сказка

Береги платье снову, а честь смолоду.

  • Мне нравится Иван за многое:

- во – первых,…

- во – вторых,…

- в – третьих,…

  • Можно ли назвать Ивана преданным сыном и смелым воином?

По щучьему веленью

Русская сказка

Долго день до вечера, коли делать нечего.

  • Мне не нравится Емеля. Почему? Разве так бывает?
  • На каком месте вы бы остановили сказку?

Всё золотое

Русская сказка

Жадность не доводит до добра.

  • Хорошо ли быть жадным?

Сказка о рыбаке и рыбке

А.С. Пушкин

Алчешь чужого, потеряешь всё.

За большим погонишься – и малое потеряешь.

Чего нет, того и хочется.

  • Кого вам больше всего жалко в сказке?
  • Какой был старик?
  • Какая была старуха?
  • Кто тебе наиболее симпатичен?
  • Как бы вы помогли старику и рыбке?

Золушка

Ш.Перро

Золото и в грязи блестит.

  • Золушка не только красивая собой, но и …

Принцесса на горошине

Г.Х.Андерсен

Изнеженность – достоинство принцесс.

А нежность – человеку дар небес.

  • Чем бы вы хотели быть похожими на принцессу?

Дюймовочка

Г. Х. Андерсен

Доброму везде добро.

  • Я восхищаюсь Дюймовочкой. Почему  – угадайте?

Гадкий утёнок

Г.Х. Андерсен

Цыплят по осени считают.

  • Мне нравится гадкий утёнок за то, что он не стал злым, несмотря на все перенесённые обиды.

Чем пахнут ремёсла. Д. Родари.

Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак?

Есть у меня шестёрка слуг

Р. Киплинг

Грамоте учиться – всегда  пригодиться

  • Быть любознательным мальчиком (девочкой) – это хорошо (плохо)? Почему?

Нехотелка

шутка

Один в поле не воин.

  • А вас или ваших друзей можно иногда назвать нехотелкой?
  • Что же вы всегда хотите, а чего часто не хотите?

Два товарища

Л.Н. Толстой

Без беды друга не узнаешь.

  • Стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?
  • Как бы ты поступил на его месте?

Старик сажал яблони

Дед и внук.

Л.Н. Толстой

Добрый человек добру учит.

  • Какие добрые дела ты сделал другим людям?
  • Можно ли смеяться над старостью?

Лев и собачка

Л.Н.Толстой

Для милого дружка и серёжку из ушка.

  • Есть ли у тебя настоящий друг? Расскажи о нём.

Отец и сыновьяЛ.Н. Толстой

Век живи, век учись.

  • Приведите примеры дружбы братьев и сестёр.

Чашка Лгун

Л.Н. Толстой.

Правда светлее солнца.

  • Какой мальчик из двух рассказов тебе больше понравился? Почему?

Саша был трус

Л.Н.Толстой.

У страха глаза велики.

  • Как можно помочь Саше перестать быть трусом?

Играющие собаки. Д. К. Ушинский.

Стыдно обижать маленьких и слабых.

  • Почему отец сказал мальчику: «Полкан добрее тебя»?

Стрекоза и муравей. И.А. Крылов

Двое пашут, а семеро руками машут.

  • Правильно ли поступил Муравей?
  • Что же будет со Стрекозой?

Ворона и лисица. Д.К. Ушинский

В очи льстив, а за очи лжив.

  • Почему лисица льстила вороне?

Мудрый совет

В. Зотов.

Ум хорошо, а два лучше

  • За какое доброе дело нужно благодарить медузу?

Что такое хорошо и что такое плохо. В. Маяковского

Будем делать хорошо и не будем плохо.

  • Какого мальчика вы полюбили, а какого нет? Почему?

Штопальная игла. Г.Х. Андерсен

Хвастаться и быть самоуверенным – плохо.

  • Почему мне не нравится штопальная игла?
  • Попадались ли тебе в жизни такие самоуверенные люди?

Заветный колос.

Кубанская народная сказка.

Нужно быть трудолюбивым, целеустремлённым, и твой труд будет вознаграждён.

  • Какими качествами обладал казак?
  • Почему Урожай подарил ему заветный колос?

Цветик семицветик

Для милого дружка и серёжка из ушка.

  • Чем вам нравится или не нравится главная героиня?
  • Почему девочка помогла мальчику?
  • Расскажите о своей помощи людям?

На заставе.

былина

Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст.

  • Кто главный герой произведения?
  • Какими качествами он обладает?

Спящая красавица.

Шарль Перро.

Не у всякого жена Марья, а- у того, кому Бог дал.

  • Какова основная мысль произведения? (у каждого человека есть своё предназначение, которое он призван осуществить в жизни).

Иван – царевич и серый волк.

Русская сказка

Что кому на роду написано, то тому Бог и даст.

  • Ребята, чему учит нас эта сказка? (послушанию ответственности за свои поступки, помогать друг другу)

Царевна-лягушка

Русская сказка

Покорись беде и беда покорится.

  • Какой урок несёт нам эта сказка? Чему она нас учит? (развивать любовь к труду, милосердию, сочувствию, смирению).

Царевна Несмеяна.

Русская сказка

Долг платежом красен.

  • Ребята, чем вам нравится или не нравится Царевна Несмеяна?
  • Какие качества человека вам больше нравятся и почему?

Как рубашка в поле выросла.

К.Д. Ушинский

За один раз дрова не срубишь.

  • Какова главная мысль произведения?
  • Каким трудом нам достаётся разные бытовые предметы? Как нужно относится к ним?

Летучий корабль

Добро во век не забудется.

  • Какими качествами обладает главный герой произведения?
  • Какова основная мысль произведения? (в мире нет ненужных людей)

Двенадцать месяцев

Доброму Бог помогает.

  • Какими качествами обладает главная героиня произведения?
  • Каков смысл сказки? (каждый получит по своим заслугам).

Стойкий оловянный солдатик. Г.Х. Андерсен.

За честь хоть голову снести.

Каков есть, такова и честь.

  • Какими качествами обладает оловянный солдатик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...