Из опыта работы
тест

Сальникова Светлана Николаевна

Статья "Из опыта работы музыкального руководителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков у старших дошкольников.

Материалы из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР детский сад №136 Сальниковой С.Н., педагога высшей квалификационной категории.

Не так давно в дошкольном мире появились платные дополнительные образовательные услуги. Было много сомнений, захотят ли родители платить за то, чему и так должны обучать  в детском саду. Нужно ли ребенку дополнительно заниматься пением? На музыкальных занятиях, на праздниках он поет... И этого должно быть достаточно. Но на музыкальных занятиях много разных видов деятельности и пению уделяется не чуть не больше, чем танцам или игре на музыкальных инструментах. О полноценном развитии певческих навыков, а тем более постановке голоса, речь уже не идет. Имея большой опыт работы с хоровыми коллективами, солистами и ансамблями в школе (более 20-ти лет), а также собственный вокальный и сценический опыт ( являюсь солисткой вокальной студии "Лира" при Областном центре культуры молодежи) я взяла на себя смелость заняться развитием певческих навыков дошкольников. И вот уже  4 года в нашем детском саду, МАДОУ ЦРР детский сад №136 г. Калининграда, работает вокальный кружок "Хрустальный голосок". Кружок художественно- эстетической направленности дополнительных образовательных услуг.                                                                                                                               Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности. Приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.                                                                   Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста.. Исполняя песни, дети  глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.                                                                            В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.                                                                                                                                              На занятия по вокалу дети приходят без предварительного прослушивания, по заявлению от родителей. Я придерживаюсь принципа о котором в своей книге писал  Д.Б.Кабалевский: "Петь в хоре может каждый". Занятия в кружке групповые, по 15-20 человек( когда все начиналось в 2010-2011 учебном году их было всего 11), два раза в неделю, длительностью 25-30 минут. Для работы кружка была разработана программа  "Формирование певческих навыков у старших дошкольников" . Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова  и "Фонопедический метод развития голоса" В.В.Емельянова.                                                                                                                                                          "Голос есть у каждого человека. Петь могут все. И говорить профессионально могут все. Научить можно всех, кто этого хочет. И всем это полезно, прежде всего для общего здоровья. И всем это важно для преуспеяния в любом виде деятельности", заявляет В.В.Емельянов в своей книге "Развитие голоса. Координация и тренинг". С методом В.В.Емельянова я  познакомилась более  30-ти лет тому назад.  Сначала изучала самостоятельно, затем в институте (некоторые педагоги  работали по этому методу), посчастливилось несколько раз побывать на семинарах у самого автора. Последний семинар В.В.Емельянов проводил в Калининграде 3-4 мая 2017  года. За эти годы я неоднократно убедилась в том, как этот метод работает.                                          

 Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Автор методики – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета Виктор Вадимович Емельянов. В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, какое воздействие может иметь голос человека на самого себя и других людей и как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. гроул, скрим, горловое пение и др. ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у учеников с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониаторов. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.                                             Настоящими же ценителями фонопедического метода развития голоса являются те, кому по характеру своей профессиональной деятельности приходится нести большую нагрузку на голосовой аппарат, т.к. он позволяет справляться даже с самыми трудновыполнимыми задачами. Это неудивительно, поскольку целью фонопедического метода развития голоса является включение и развитие защитных механизмов фонации, а основными критериями – акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Чем выше уровень развития участвующих в звукообразовании мышц, тем совершеннее акустика певца и его слуховые представления. Эти качества не одинаковы у людей от рождения, однако их можно успешно развивать при помощи ФМРГ. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Эти особенности положены в основу двигательного смысла приемов ФМРГ. Разработаны разные уровни упражнений для тренировки голосового аппарата, позволяющие значительно улучшить вокально-эстетические качества голоса. Путем регулярного исполнения системы упражнений, расположенных в порядке постепенного расширения диапазона и усложнения технических и исполнительских заданий (динамический диапазон, скачки, темп, украшения, мелкие длительности, трели, тесситурные сложности и т.п.) под руководством подготовленного педагога ученик достигает поразительных результатов. К сожалению в последнее время из-за высокого спроса на услуги по постановке голоса и обучению вокалу появилось огромное число непрофессиональных учителей, которые, прикрываясь известными именами (не имеющими, к слову сказать, с ними ничего общего), берутся учить петь. Учат все, кому не лень – сотрудники звукозаписывающих студий, композиторы-аранжировщики, телеведущие и т.п. Они не только не имеют вокального и педагогического образования, но и не представляют себе даже само строение голосового аппарата и структуру голосовой функции и не осознают того вреда, которого наносят своим ученикам. В итоге, даже у очень талантливых от природы людей без надлежащего контроля и коррекции подобные занятия ни к чему хорошему не приводят, более того, максимум усердия дает максимум неприятностей вплоть до заболеваний голосового аппарата, срыва голоса, возникновения трудно устранимых вокальных дефектов и психологических травм.«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы, на максимальное использование заложенных природой возможностей голоса. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении, развитием топографии собственных певческих ощущений. Вокалист обретает способность понимать собственные вибро-, баро- и проприорецептивные восприятия,   т.е.  правильно  себя  слушать  и  слышать.                                                                                                               О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, основоположник русской вокальной школы, педагог и композитор.  Он считал, что при соблюдении всех правил постановки детского голоса  на занятиях, голос приобретает гибкость и силу, что взрослому  даётся с  трудом.                                                                                                                  Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что любовь к музыке воспитывается при правильном развитии певческого голоса уже в дошкольном возрасте, оберегая его  от крика, от излишнего напряжения голосовых связок.                                                                                                             В разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская,  Р. Краснобродская и др. писали о необходимости создания научной работы по постановки детского певческого голоса именно в детских учреждениях, предлагая очень интересные авторские приемы, которые способствуют  формированию певческого звукообразования, дикции, дыхания, чистоты  интонирования.                                                                                                             Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью. Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям. Для обучения  детей необходимо сформировать у них основные певческие навыки. В свою очередь педагог должен понимать механизмы вокализации и,  конечно же, обладать особой способностью - вокальным слухом для коррекционной работы.                                                                                                                                   Задачи  работы  вокального  кружка:                                                                                                                       1.  Развивать  вокальные  способности  детей.                                                                                                       2. Развивать ритмический, звуковысотный, тембровый слух, посредством вокальных  упражнений.                                                                                                                                                                 3.  Учить детей петь выразительно, эмоционально, передавая голосом характер  и  настроение  музыки.                                                                                                                                                                          4.  Прививать  любовь  к  песне.                                                                                                                                 5.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.                                                           

6.  Формировать  сценическую  культуру.                                                                                                                В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:                                                             1.  Целенаправленность,  систематичность,  плановость.                                                                                  2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных  особенностей.                                                                                                                                                              3.  Принцип  доброжелательности и  открытости.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Принцип природосообразности. (В большей степени относится к подбору репертуара). Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.  

 После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа. На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие  периоды  они  углубляются.                                                          Вокально-хоровые навыки: дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования,  ансамбль.                                                                                                                                                                      Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.                                                                                                                                                      Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»). В дальнейшем задача усложняется – дети  учатся  быстрому  спокойному  вдоху  в  подвижных  песнях  и  между  фразами.                                                                                                                                                    Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более  длинным  (например:  «Я иду  и  пою»).                                     Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевно.  Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.                              

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.  Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Огромную помощь  в этой работе оказывают методические разработки по методу В.В. Емельянова  " Развивающие голосовые игры" и "Развитие показателей академического певческого голосообразования". Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков,   улучшаются  музыкальная  память,  внимание.                                                                          Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении группой я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего  характеру  музыки.                                                                           Ансамбль  у  детей  достигается  постепенно.                                                                                      Результаты  работы.                                                                                                                                        Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников,  я могу  говорить  о  том,  что  поставленная  цель  достигнута:                                                                                                                        -  дети   любят   петь,                                                                                                                                       -  научились  владеть  своим  голосом,                                                                                                         -  понимают  многие  вокальные  термины,  дирижерские жесты,                                                                 - научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение  мелодии,                                                                                                                                        - научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша,  точно  попадая  на  первый  звук,                                                                                                                                      - научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.                               Результативностью  работы вокального кружка может служить количество детей посещающих кружок в этом учебном году: 72 человека на начало учебного года (четыре группы), по сравнению с прошлым годом (2012-2013 уч.г.): 41 ребенок (две группы); в 2011-2012 уч.г. - 20 человек ; в 2010-2011 уч.году  11 человек.                                                                                                      Кружковцы много выступают на  праздниках и мероприятиях детского сада. Традиционные ежегодные концерты: " День матери", благотворительный марафон "Ты нам нужен", День дошкольного работника, День семьи, День рождения детского сада, родительские собрания, концерт для малышей, а также в конце учебного года " Отчетный концерт для родителей".                                                                                                                                                                                                                         Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей. Родители оказывают посильную помощь во время выступления детей, сопровождают на концерты. Большую поддержку в работе оказывает администрация МА ДОУ: купили музыкальные инструменты для детского шумового оркестра, озвученные игрушки, которые способствуют освоению музыкального песенного репертуара, большое количество методической литературы, приобрели синтезатор, аккустическую систему: радио-микрофоны, микрофоны с усилителями. Выделено дополнительное помещение  для  занятий  кружка.                                                                            В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт. Очень приятно, что многие наши воспитанники, теперь уже школьники, продолжают своё музыкальное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....