Развитие интереса к театрализованной деятельности через знакомство с народной сказкой.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Федорова Ирина Алексеевна

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.  Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира.

Интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через русскую народную сказку.

1 «Социализация». Воспитывать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

                 2 «Познание». Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

3.   «Коммуникация».

- Продолжать учить правильно, использовать слова, обозначающие свойства предметов.

 - Закреплять у  детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, проявлять интерес к самостоятельному сочинению – придумыванию сказки.

 - Воспитывать умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературы.

4. «Чтение художественной литературы». Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности. На основе литературных произведений.

5. «Художественное творчество». Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

6. «Безопасность». Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Роль « сказки» в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь.  Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. С ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Приобщаясь к сказке, малыш приобретает новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".

 Каждому возрасту - свою сказку!  

 

Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учтите особенности его психического развития.. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как Репка, Теремок, Колобок.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Ребенок  готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей.. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. .

  В ходе непосредственной деятельности я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:

 1.Слушание и запоминание сказок.

 2. Пересказывание сказки одним ребёнком, поочерёдно (по фразам) или группой детей.

3.Придумывание продолжения к известной  сказке или другого конца сказки.

4.Придумывание сказок  (групповое или индивидуальное)

5.Рисование сказок.

6.Разыгрывание сказок,  (инсценировки, кукольный театр)

 

Сочиняем сказку. Игра.

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. .Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари

"Закончи сказку"

Дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.  Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. Начало сказки составляется по первой картинке ("Жили-были…"). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: "Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?" Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Инсценировка

Предложите малышу "оживить" сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_skazki.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.  Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира.

Интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через русскую народную сказку.

1 «Социализация». Воспитывать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

                 2 «Познание». Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

3.   «Коммуникация».

- Продолжать учить правильно, использовать слова, обозначающие свойства предметов.

 - Закреплять у  детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, проявлять интерес к самостоятельному сочинению – придумыванию сказки.

 - Воспитывать умение воспринимать и понимать произведения искусства и литературы.

4. «Чтение художественной литературы». Обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности. На основе литературных произведений.

5. «Художественное творчество». Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

6. «Безопасность». Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Роль « сказки» в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь.  Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. С ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Приобщаясь к сказке, малыш приобретает новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".

 Каждому возрасту - свою сказку!  

Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учтите особенности его психического развития.. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как Репка, Теремок, Колобок.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Ребенок  готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей.. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. .

  В ходе непосредственной деятельности я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:

 1.Слушание и запоминание сказок.

 2. Пересказывание сказки одним ребёнком, поочерёдно (по фразам) или группой детей.

3.Придумывание продолжения к известной  сказке или другого конца сказки.

4.Придумывание сказок  (групповое или индивидуальное)

5.Рисование сказок.

6.Разыгрывание сказок,  (инсценировки, кукольный театр)

Сочиняем сказку. Игра.

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. .Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари

"Закончи сказку"

Дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.  Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. Начало сказки составляется по первой картинке ("Жили-были…"). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: "Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?" Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Инсценировка

Предложите малышу "оживить" сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность через использование художественной литературы (сказки)

Театрализованная деятельность с младшими дошкольниками...

Конспект проведения театрализованной деятельности, драматизации по русской народной сказке «РЕПКА»

Образовательные области : художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.ЦЕЛЬ: развитие способностей детей средствами театрального искусстваЗ...

Конспект занятия для старшей группы по теме «Развитие речи и творческих способностей через театрализованную деятельность» «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.Задачи: • Развивать устойчивый интерес детей к театральной дея...

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди»

Цель: Формирование у детей интереса к театру и совместной театральной деятельности. Развитие творческих способностей, приобщение к художественным произведениям.Задачи:Образовательные:1. Научить детей ...

Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 лет

Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Каша из топора" для детей 6-7 лет...

Отчёт по программе саморазвития педагога Зинченко Е.И. за 2017-2018 уч.год По теме : «Развитие интереса к изобразительной деятельности через пластилинографию» (средняя группа)

В данной программе представленна реализация  работы за год, успехи, неудачи, диагностика о полученных результатах...

Театрализованная деятельность по мотивам русской народной сказки "Рукавичка"

Сценарий мероприятия по театрализованной деятельности дошкольников 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи....