Мастер-класс «Игрушки из солёного теста»
план-конспект занятия

Шайхудинова Рашида Кадыровна

Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_igrushki_iz_solenogo_testa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81

Мастер-класс

«Игрушки из солёного теста»

(с участием родителей)

                Воспитатель Шайхудинова Р.К.

1 квалификационная категория

Ангарск – 2019г.

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

 - заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

 - вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал: Соленое тесто,

Штампики,

Трафареты,

 Скалки,

Доски для лепки,

Стаканчики с водой, кисточки,

Противень,

Стеки,

Гуашь,

Картинки,

Объемные игрушки и готовые изделия.

Влажные салфетки

Участники мастер класса: родители.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс.

Каждый малыш стремится к творчеству и движению. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Сухомлинский писал: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев. Чем больше ребенок умеет,  хочет, и, стремиться сделать своими руками, тем он умнее и изобретательнее» По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речь развиваются параллельно.

Наши дети с особенными возможностями здоровья не всегда имеют интерес к творческой деятельности. Прежде чем начать работу с тестом я испробовала много  разных видов деятельности. Но работа с тестом привлекла внимание детей, заинтересовала.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками!

Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

 Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классе вы получите информацию, приобретете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби! Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Так же поделки из теста можно использовать в сюжетных играх

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую  наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками.

А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы...

Сегодня вы познакомитесь с искусством «тестопластика» создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, соленое тесто безвредный продукт, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход. Из истории русской тестопластики. На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

 (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.

(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

 ( Краски и кисть)

Сегодня мы с вами рассмотрим материл, который пригодится для тестопластики. Это вы сможете увидеть на экране  и этот материал у нас есть для работы.

Тесто для тестопластики готовится очень просто:

  1. Для крупных изделий: 200гр. муки, 400гр. соли, 125гр. воды.
  2. Для тонких работ: 300гр. муки, 200гр. соли, 4 столовых ложки глицерина, 2 столовые ложки клея для обоев, 125 гр. воды.

Сегодня мы будем лепить из теста для тонких работ. Соленое тесто очень эластичное, его легко обрабатывать, изделия из теста долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Если будем лепить небольшие игрушки, то дополнительные детали можно приклеить с помощью воды кисточкой. Если  объемные игрушки, то детали необходимо соединять с помощью зубочисток. Конечно, чтобы изделие было красочным, его нужно раскрасить. Красить можно гуашью, акриловыми красками. Но красить нужно, когда изделие подсохнет. Сушить изделие можно в разогретой духовке в течение 1 часа, или естественным образом в течение 2-3 дней. Чтобы краски со временем не померкли, можно обработать лаком, лучше использовать лак в  аэрозоли (делает это взрослый, детей не стоит допускать в целях безопасности) Если вы заранее задумали поделку, можно сделать цветное тесто, используя для окраски натуральные продукты – сок свеклы или других продуктов, а так же краски – гуашь, акриловые краски добавляя в тесто при приготовлении. Так же для украшения можно использовать бисер, пайетки, нитки, ткань. Все зависит от вашей выдумки.

Для начала, как и с детьми, мы разогреем пальчики, чтобы они были послушными. Пальчиковая гимнастика.

«Этот пальчик в лес пошел,

 этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

 этот пальчик не устал,

этот пальчик все съел, оттого и потолстел» (Начиная с мизинца разминать каждый пальчик)

У нас не все дети её выполняют, а когда вы дома будете её проводить перед каждым занятием, вы и нам поможете, они запомнят и будут повторять.

Затем мы рассмотрим игрушку или готовую поделку, потрогаем, какой она формы, какого цвета, какие детали, как их прикреплять. После приступаем к работе. Что привлекает детей в тестопластике – это множество материала, который можно использовать при лепке.

Сегодня я предлагаю вам сделать рыбок для аквариума. Несколько рыбок дети со мной уже сделали, но не раскрасили. Мы попробуем слепить из теста и украсить различными бусинками, пайетками, а наши дети затем их раскрасят. А поделки детей, которые уже подсохли, мы раскрасим.

Первый способ.

1. От большой части отделите необходимую вам часть.

2. Раскатайте скалкой не очень тонко, тесто может порваться при транспортировке.

3. Выберите понравившуюся рыбку, приложите на тесто и аккуратно с помощью стеки обведите и вырежьте.

4. Дополните деталями, используя различные пайетки, бусинки, налепы, (налепы нужно приклеивать к основе с помощью воды)

5 Чешую можно процарапать различными инструментами.

Второй способ.

  1. От большой части отделите необходимую вам часть.
  2.  Выберите понравившуюся рыбку.

3. Раскатайте в ладонях или на доске и придайте форму.

4.  Дополните деталями, используя различные пайетки, бусинки, налепы, (налепы нужно приклеивать к основе с помощью воды)

5. Используйте различные инструменты для оформления.

Третий способ.

1.От большой части отделите необходимую вам часть.

2. Выберите понравившуюся рыбку.

3. Для прочности изделия используйте зубочистки.

4. Раскатайте в ладонях или на доске и придайте форму.

5.  Дополните деталями, используя различные пайетки, бусинки, налепы, (налепы нужно приклеивать к основе с помощью воды).

Вот какой аквариум у нас получился! Вам понравилось работать с тестом? Спасибо!

Я хочу раздать вам буклеты, если забудете что-то, загляните.

При подготовке я изучила литературу многих авторов:

Т.С Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.Д. Роенко, Е,В.  Данкевич. Но больше мне понравилась книга И.А. Лычагиной «Лепка из соленого теста» В этой книге поделки не очень сложные, подходят для именно наших детей. Так же я делала поделки с детьми по нашим лексическим темам.