Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «БЕРЕЗЫ ОСЕНЬЮ»
материал (младшая группа)

Ирина Сподарева

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «БЕРЕЗЫ ОСЕНЬЮ»

                                                                                                                                                                                                                      Взаимодействие с родителями в детском саду.

Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezy_osenyu.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «БЕРЕЗЫ ОСЕНЬЮ»

Взаимодействие с родителями в детском саду.

Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивает воображение, учит проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. Позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Предлагаю нетрадиционную технику рисования «Отпечаток листьев на бумаге».

Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.

Цель:

Знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьев на бумаге».

Задачи:

1. Осуществление стимуляции познавательных интересов родителей с помощью использования различных предметов.

  • продолжить знакомство родителей с основами изобразительной грамоты (цвет, композиционный центр — его важнейшая функция привлекать внимание зрителя, доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, акцент – прием подчеркивания линией, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя)
  • расширять знания родителей об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и различных способах создания изображений рисунка
  • учить родителей использовать в рисовании нетрадиционную технику «Отпечаток листьев на бумаге»
  • пополнить знания  родителей  о березе (рассказать об этом дереве, его месте в природе, об использовании березы человеком)

2. Развитие внимания, памяти, образного мышления, умения поддерживать беседу; Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки между родителями.

3. Воспитание нравственных и эстетических чувств у родителей:

  • любви к родному краю и природе, бережного отношения к ней
  • чувства прекрасного
  • привлекать родителей к активному взаимодействию со своими детьми и с детским коллективом.

Материалы: натуральные листья березы (не засохшие), бумага для рисования формата А3, А4, непроливашки (баночки с водой), гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, салфетки для рук и кистей.

Оборудование и дидактический материал:

фотографии и репродукции картин русских художников с изображением берез (И. И. Левитан «Березовая роща»«Золотая осень», И.Э. Грабарь «Иней»«Февральская лазурь» и др.;

натуральные экспонаты для рассмотрения (кора березовая, лучина, береста,

фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковский;компьютер.

Ход мастер – класса:

У воспитателя на столе стоит закрытая коробка с осенними листьями.

Добрый вечер, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей коробке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:

Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
Правильно, это листья.

  • Рассматривание и описание родителями осенних листьев березы.

 -Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи?

-А как вы думаете, с какого они дерева?

  • Беседа с родителями о березе.

-Друзья, а что вы знаете о березе?

  • Выступления родителей о березе.

Легенда о берёзе.

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся. Нeт дерева прекраснее березы.

Береза на Руси почиталась всегда. Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Березу считают символом России. Это истинно русское дерево. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица, девица. Многие поэты в своем творчестве вспоминают о березке.

Прекрасны наши леса, удивительно хороши деревья. Но милее всех наша береза. Нет, наверное, человека, который не любовался бы нежной белоствольной красавицей. Березовая роща всегда светла, чиста. Любовь к березе имеет свою историю и связана с давними традициями русского народа, с его культурой и бытом.

 Берестяные грамоты и посуда, березовый сок и березовый веник для бани – все это пришло из далекого славянского прошлого. И лечили березой, и обогревались, и украшали ее на великие языческие праздники, и водили хороводы средь березок и пели о них песни и славили их красоту. Берёзка – самое праздничное и нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность берёзку величают невестой. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи.

В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России.

  • Вот так писал о ней поэт О. Шестинский.

Без березы не мыслю России,

- Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена…

  • Береза, во многом благодаря С. Есенину, стала национальным поэтическим символом России.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром

  • Константин Симонов

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть...

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

  • Стихи, посвященные березе, мы также найдем и у А.С. Пушкина, и у М.Ю.Лермонтова, у А.А. Фета, у Самуила Маршака, у Константина Симонова и у многих других поэтов.

Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников: А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и многие другие. И каждый художник видел в березке свою красоту. 

В городе Казани, напротив завода «Электроприбор», есть небольшой парк. Говорят, на этом месте была березовая роща. В ней когда-то любил гулять татарский поэт и ученый-филолог Нигмат Ибрагимов. В память о поэте членами казанского общества любителей словесности 19 октября десять лет назад здесь был сооружен необыкновенный живой памятник.

На невысоком пьедестале высажена стройная белоствольная березка, а у его подножия установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит: «Эта береза посажена в память о поэте Нигмате Мисаиловиче Ибрагимове (1778-1818), авторе текста песни «Во поле березка стояла…»

Более полувека назад в популярной серии книг «Библиотека поэта» был издан сборник русских романсов и песен. Конечно, там была и песня «Во поле березка стояла…», ведь это одна из самых знаменитых русских песен, которая известна буквально во всем мире. В комментариях было коротко сказано, что текст песни написал татарский поэт Нигмат Ибрагимов.

Это было удивительно, что слова к популярнейшей русской песне написал татарин. Захотелось узнать о нем как можно больше. И хотя сведений о нем сохранилось не так много, из того, что написано о нем, перед нами встает образ талантливейшего, интересного человека.

Поэт Евгений Евтушенко также был удивлен и восхищен, узнав, что текст песни о кудрявой березке создал татарский поэт. Это вдохновило его на такие стихи:

К сожалению, мало известно,
Но достоин тот факт пьедестала,
Что татарином создана песня
“Во поле березка стояла…”

И за это, мой названный брат,
Честь тебе, Ибрагимов Нигмат.

Вот так то! И это лишний раз подтверждает, что мы единый народ в разных лицах!

Правда, замечательное дерево!

Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю!

Я прошла по нашему саду и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой коробке у нас на столе.

Для чего же они могут нам пригодиться?

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования, которая позволяет получить интересную фактуру изображения. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Это отпечатки листьев на бумаге.

  • Рассказ воспитателя о порядке выполнения работы  (сопровождается показом, разъяснением каждого этапа).

Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.

Этап 1. Сначала осенние листья дерева собирают в парках, садах.

 Этап 2. Затем придумывают сюжет из собранных листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев? Что нужно будет дорисовать, чтобы оживить картину?

В нашем случае это будет белоствольная красавица-березка.

Домашним заданием было нарисовать ствол, ветки березы.Так как мы рисуем осеннее дерево, то некоторые листья можно изобразить в падении, другие уже лежащими на земле.

Этап 3. Начинаем творить — создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге». Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью. Это может быть небо, земля под деревом, дальний лес и т.д.

Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.

  • Для этого:

Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.

Краска должна быть густой.

Это очень важно: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.

Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.

Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.

Шаг 4. Прорисовываем четко ствол и ветви березы, дополняем получившееся изображение деталями.

Перед выполнением работы проводится физминутка.

  • Физминутка «Мы березку посадили» (на фоне русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде…»).

Мы березку посадили, (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

  • Самостоятельная работа родителей.

Наши картины готовы. А в нашем осеннем саду  появились новые деревья.

  • Д/упражнение «Подбери слово».

 С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль.

И за это ее свойство люди тоже березу почитали.

Скажите о ней добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая…).

  • Воспитатель и родители вывешивает готовые работы на заранее подготовленный демонстрационный стенд.

Напоминает об использованной технике рисования.

(Какую технику рисования мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту природы? Понравилось ли вам рисовать отпечатками листьев?)

Воспитатель приглашает родителей принимать участие и в других мастер-классах.

  • Завершение мастер - класса.

Родители наводят порядок на рабочих местах, убирают инструменты и материалы.

Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.

Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класс «Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»

«Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»...

Мастер – класс по теме «Нетрадиционное рисование штампиками из картошки» на тему «Мастерская добрых дел».

       Цель:            Познакомить слушателей РОМО с одним из видов нетрадиционного рисования...

Мастер – класс «Различные способы нетрадиционного рисования в технике пуантилизм»

Целью данного мастер – класса является – развитие мелкой моторики руки старшего дошкольника, для её подготовки к письму через нетрадиционные способы рисования....

Презентация мастера класса для педагогов «Нетрадиционного рисования «Пластилинография »

Я леплю из пластилинаДомик, на крыльце - кота.Получается картина -Ах, какая красота!Целый день прошел, и ладно,Очень я люблю лепить!Только вот одно досадно:Руки долго нужно мыть!...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционное рисование методом тычка"

Цель мастер-класса:Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей.Задачи:Дать родителям представление о нетрадиционных техниках ри...