ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Диагностика воображения в дошкольном возрасте"
презентация

Виктория Каракчеева

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Диагностика воображения в дошкольном возрасте"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика воображения у детей дошкольного возраста. Работу выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д / с № 87 г. Калиниграда Каракчеева В. Г. «Ни один плод не зреет быстрее, чем плод нашего воображения». Розбицкая Наталья

Слайд 2

Содержание: 1. Что такое воображение 2. Виды воображения 3. Высказывания учёных 3. Характеристика респондентов 4. Методика «Придумай рассказ» 5. Результаты 1-й диагностики 6. Упражнения на развитие воображения 7. Результаты 2-й диагностики 8. Выводы

Слайд 3

Что такое воображение? ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. ВООБРАЖЕНИЕ — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание. По определению П.Я. Гальперина воображение — это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений восприятий.

Слайд 4

о Виды воображения пассивное активное сновидения грёзы мечта творческое воссоздающее воссоздающее Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Слайд 5

Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности че­ловека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, са­мую основу той деятельности, которую мы называем воображением. Л. С. Выготский отмечал:

Слайд 6

Я. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер». По мысли Л. С. Рубинштейна , основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

Слайд 7

Методики применяемые в обследовании воображения у детей: Методика «Нарисуй что-нибудь» Автор: Р. С. Немов Цель: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. Методика «Придумай игру» Автор: Р. С. Немов Цель : Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора; МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ РАССКАЗ" Автор: Р. С. Немов Цель: определить уровень развития творческого воображения. Объект исследования - процесс развития воображения дошкольников. Инструкция: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Слайд 8

Характеристика респондентов: В исследовании приняли участие дети в составе 10 человек из подготовительной группы (6 девочек и 4 мальчика) в возрасте 6-7 лет, на базе МАДОУ ЦРР д/с №87.

Слайд 9

МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ РАССКАЗ" Автор : Р. С. Немов Цель: определить уровень развития творческого воображения. Объект исследования - процесс развития воображения дошкольников. Инструкция : Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 1) скорость придумывания рассказа; 2) необычность, оригинальность сюжета; 3) разнообразие образов, используемых в рассказе; 4) проработанность и детализация этих образов; 5) эмоциональность образов. По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Слайд 10

Оценка результатов Скорость придумывания рассказов оценивается: 2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд; 1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты; 0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать. Необычность, оригинальность сюжета оценивается: 2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален; 1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя; О баллов — если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел. Разнообразие образов оценивается : 2 баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события); 1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа; 0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже. Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом: 2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тре­мя и более признаками; 1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака; 0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополни­тельно не характеризуются. Эмоциональность образов в рассказе оценивается так: 2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны; 1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ; О баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя. ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий.

Слайд 11

Сравнительная таблица результатов . № Имя ребёнка Возраст Д 1 Д 2 Д2-Д1 1... 6 лет 6 6 0 2. 2… 7 лет 6 6 0 3. 3… 7 лет 5 9 4 4. 4… 6 лет 7 8 1 5. 5... 6 лет 5 8 3 6. 6… 6 лет 9 10 1 7. 7… 7 лет 3 5 2 8. 8… 7 лет 10 10 0 9. 9… 6 лет 9 10 1 10. 10… 7 лет 5 8 3

Слайд 12

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ. Игра: «Пантомима» Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка. Старайтесь придумывать смешные варианты. У пражнение на развитие зрительного воображения. Предложите ребенку рисунок с различными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил. Упражнение: «точки» Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

Слайд 13

Упражнение — Как развить воображение 1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме. 2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет. 3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве. 4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам. 5. Представьте кого-нибудь из знакомых. 6. Представьте свое отражение в зеркале. Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение .

Слайд 14

ДИАГРАММА В БАЛЛАХ: в начале Слева указаны баллы Внизу указаны уровни ДИАГРАММА В БАЛЛАХ: повторная через месяц

Слайд 15

ВЫВОД: После проведённой повторной методики через месяц показатели заметно улучшились низкий уровень не получил никто, очень высокий уровень через месяц получили трое детей (был один ребёнок), средний уровень получили 4 человека. Дети уже обдуманно сочиняли рассказы, сказки, истории, старались составить быстро. Все дети эмоционально рассказали, хотя месяц назад стеснялись. Сюжеты были более раскручены, оригинальные.

Слайд 16

Литература: 1. Ильина М. Н. «Подготовка к школе» Развивающие упражнения и тесты ДЕЛЬТА…Санкт-Петербург 2014 г. 2. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» Популярное пособие для родителей и педагогов….Ярославль 2013г. 3. Р. С. Немов «Психология» в трёх книгах –Психодиагностика ….4-издание МОСКВА 2009г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Представлена консультация для педагогов и методика развития воображения, этапы и содержание....

Развитие логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, если научить его логически мысли...

Творческое воображение в дошкольном возрасте

презентация "Творческое воображение в дошкольном возрасте". Диагностика и развитие воображения детей дошкольного возраста....

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрастеСоциально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и н...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...