Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыки».
статья

Солдатова Татьяна Леонидовна

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 7-го года жизни.

Задачи: воспитание любви и уважения к семье, окружающим людям, к родному городу, своей Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к многонациональной культуре народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыки».

Актуальность. Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, происшедшие в России в конце XX – начале XXI веков, привели к резкому снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Нарушилась преемственность поколений, и прежде всего, в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, их физическим здоровьем, проблема формирования нравственного здоровья отошла на второй план. А ведь сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем. Программы нового поколения по музыкальному воспитанию содержат только общую характеристику нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Так, в программе «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. Г. Нестеренко, Т. Г. Рубан основное направление составляет интеллектуально-творческое развитие в процессе музыкально-художественной деятельности дошкольников и отсутствуют конкретные задачи и методические рекомендации по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

Содержание. Методическая направленность проекта «Живи в веках, моя Россия!» базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Ветлугиной, Б. Асафьева, К. Тарасовой, Р. Жуковской, С. Козловой, И. Мулько, на знании авторских методик О. Радыновой, Е. Дубровской, Л. Долгополовой, Н. Кокиной, М. Пичугиной, А. Савиной.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 7-го года жизни.

Задачи: воспитание любви и уважения к семье, окружающим людям, к родному городу, своей Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к многонациональной культуре народов России.

Формы педагогического взаимодействия.

   Материал систематизирован и представлен перспективным тематическим планом работы и практическими материалами в виде сценариев, конспектов, рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей.

   В плане каждая тема рассматривается в нескольких аспектах. Работа по каждой из них  включает непосредственную образовательную деятельность, праздники, развлечения, музыкальные игры-драматизации или музыкальные сказки, самостоятельную или совместную с воспитателем музыкально-художественную деятельность детей и взаимодействие с семьей. Формы проведения могут варьироваться в зависимости от целей и условий любого образовательного учреждения.

    В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает у него формироваться с отношения к семье, к самым близким людям, с изумления и восхищения тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, они играют огромную роль в формировании нравственно-патриотической позиции личности. Система и последовательность работы представлена следующими темами в разных аспектах:

  • «Природа и музыка» («Осенние мотивы», «Наши любимцы», «Сказка в музыке»);
  • «Моя семья и я сам» («Музыкальные портреты», «Шутка в музыке», «Скоро Новый год»);
  • «Воспитываем патриотов» («Зима и Рождество», «Наша армия», «Зимушку провожаем – весну встречаем»);
  • «Русская музыка и музыка других народов» («Музыка наших чувств», «Музыкальные инструменты и игрушки», «Весна-красна»);
  • «Как рождается музыка, и какой она бывает» («Жанровое многообразие музыки», «До свидания, детский сад!»).

    В рамках указанных выше тем распределено содержание работы с учетом:

  • адресности, которая подразумевает особенности развития детей 7-го года жизни;
  • системности, предполагающей системную работу в течение всего года;
  • универсальности, предусматривающей использование культурного опыта прошлых поколений разных народов, способствующей формированию чувства гордости за культурные традиции и достижения Родины, уважение к народной памяти.

                             Природа и музыка

     Диапазон музыкальных жанров, с которыми знакомятся дети по этой теме, - от крупных симфонических произведений до миниатюр. Музыкальный материал представлен фольклором, классической и современной музыкой. Музыкальные произведения раскрывают красоту реальных и сказочных картин природы, что способствует формированию бережного отношения к ней. Для проведения праздников и развлечений целесообразно привлекать родителей: изготовление декораций и костюмов, ролевое участие.

                                   Моя семья и я сам

      Работа по этой теме подводит детей к пониманию, что семья – частица человеческого общества. Воспринимая музыкальные произведения, дети чувствуют характер музыкального образа, соотносят его с образами и явлениями действительности. Такое соотношение способствует возникновению взаимосвязи интеллектуального и эмоционального компонентов восприятия.

                               Воспитываем патриотов

      Образ патриота рассматривается в нескольких аспектах: знание и уважение народных традиций, героическое прошлое родного города, почетная обязанность защищать Родину. Методом слухового сопоставления, сравнения и характеристики музыкальных произведений, закрепляются знания детей о музыке вокальной и инструментальной, различия по жанрам и способу исполнения.

                 Русская музыка и музыка других народов

       Развивая интерес к музыкальной культуре России, необходимо знакомить детей с историей возникновения народных музыкальных инструментов. Музыка подбирается с учетом вариабельности: одно и то же  произведение звучит в вокальном и инструментальном исполнении, что значительно расширяет слуховые представления детей. В соответствии с характером музыкального образа некоторые музыкальные произведения или их фрагменты могут быть воспроизведены в творческом движении или в инструментальной импровизации.

                 Как рождается музыка, и какой она бывает

        Знакомство с образцами народной, классической и современной музыки, как вокальной, так и инструментальной, способствует приобретению запаса музыкальных интонаций, расширению слуховых представлений о жанровом разнообразии музыки разных эпох и народов. Это способствует воспитанию нравственных чувств, направленных на переживание своего отношения к мировому культурному сообществу, к своей Родине, к самому себе.

        Предлагаемая в проекте система способствует эффективному решению задач нравственно-патриотического воспитания средствами музыки детей 7-го года жизни, независимо от видовой направленности дошкольного учреждения и способностей ребят этого возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей средствами музыки. Консультация для родителей.

Цель данной консультации - обратить внимание родителей на роль музыки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей средствами музыки

Экологическое воспитание детей средствами музыки Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «...

Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей средствами музыки"

Одним из важный в экологическом воспитание детей является музыка.Музыка воздействует на всестороннее развитие ребенка,Консультация поможет родителям приобщить своего ребенка к оружающиму миру....

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкиИз опыта работы музыкального руководителя ГБДОУ №65 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Вохрамеевой С.Р. Для мыслящих людей...

Экологическое воспитание детей средствами музыки

Если мы любим наших детей,мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всем её многообразии и красоте....