Лекция для родителей "Физиологические аспекты физического и художественно-эстетического воспитания детей"
статья

Соколова Инга Павловна

Многие родители считают главным критерием подготовленности ребенка к школе - умение читать,писать и считать. На самом деле это последнее о чем следует беспокоится родителям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физиологические аспекты физического и художественно-эстетического воспитания детей

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным: как ребенком, так и взрослым.

В понимании родителей успешность взрослого складывается из хорошего образования, наличия лидерских качеств. Самостоятельности и коммуникабельности. А подготовка ребенка к школе ограничивается такими понятиями как умение читать, писать и считать.

Но давайте рассмотрим, от чего зависит успешность будущего взрослого.

Итак, процессы: чтение, письмо и счет – все это мыслительные процессы. Работа мозга. Что необходимо мозгу для корректной работы?

Давайте разберемся что такое мозг. Мозг это большой аналитический координационный центр, который включает такие виды работ: как сбор и анализ данных от внешних анализаторов (глаза, уши, кожа, язык и нос), что позволяет нам ориентироваться в пространстве. Координация взаимодействия систем организма для обеспечения его жизнедеятельности. Анализ полученной информации и синтез ее в навыки, умения и знания (то есть то, что мы называем опыт).

Мозг – одна из самых дорогостоящих единиц в организме, даже при малоинтенсивной нагрузке, для обеспечения бесперебойной работы, он потребляет большое количество ресурсов: питательных веществ и кислорода.

Питательные вещества и кислород попадают в мозг через кровеносную систему. А пути передачи иноформации в мозг и из него – нервная система.

Чтобы мозг работал слажено и без сбоев, необходимо иметь две хорошо развитых системы: кровеносную и нервную.

Самый интенсивный рост и формирование взаимодействия всех систем организма приходится на дошкольное детство.

Когда ребенок рождается, он имеет минимальное развитие всех систем. До рождения организм ребенка формируются в основном анатомически, то есть формируются органы. А вот физиологическое развитие, то есть взаимодействие систем замедленно. Ребенок рождается с определенными базисными умениями, которые помогают ему выжить в первые часы жизни. Это умение сосать, глотать – чтобы не умереть с голоду и не захлебнуться пищей, закрывать глаза при ярком свете, чтобы не ослепнуть, реагировать на боль и стараться уйти поля ее действия, реагировать на холод и т.д..

С момента рождения начинается интенсивное развитие всех физиологических процессов, а следовательно и мозга. Мозг работает по принципу «хорошо-плохо». При правильном действии организма вырабатывается дофамин, серотонин и эндорфин – это мотивационные нейромедиаторы, которые у нас вызывают чувство удовольствия, радости и эйфории. При неправильном действии организма – будут болевые ощущения. Болевые ощущения увеличиваются от дискомфорта до сильной боли до тех пор пока мозг не найдет возможность устранить причину боли или увести организм от источника болевых ощущений и тогда выработаются нейромедиаторы мотивации. Чем больше был источник боли и дольше его воздействие, тем больше будет радость от ухода из ее зоны, и тем сильнее будет память о причинах этой боли, путях ее устранения или недопущения болевой ситуации. Этакая система кнута и пряника. С увеличением объема информации, которую получает мозг и ее обработкой появляются исключения, когда данное действие возможно произвести в других условиях или по-другому. Для наглядности приведу пример. Мозг новорожденного ребенка получил сигнал, что в мочевом пузыре создалось излишнее давление, которое уже создает болевые ощущения. Мозг дает команду снять боль, то есть расслабить запорные мышцы мочевого пузыря и пописать. Но нервная система ребенка несовершенна и сигнал может пойти не туда. Например, в мышцы руки или рта. Я думаю, все мамы и папы видели, как перед тем как пописать новорожденный ребенок выгибается, улыбается, моргает глазами, плачет, то есть делает все, что угодно, но не писает. При том, в мозг постоянно поступает информация о том, что боль, и мозг постоянно отправляет команду снять боль. Когда команда наконец-то находит путь к цели и боль снимается, то сразу же выделяется дофамин – удовольствие. Мозг запомнил все пути – удачные и неудачные, и в следующий раз выберет тот, в конце которого получилось удовольствие. С каждым использованием – этот путь будет укорачиваться, и становится более быстрым. Создается шаблон – то есть ускоренный алгоритм, автоматизация «Хочу писать – писаю». На этот процесс будет затрачиваться минимальное количество времени и внимания со стороны мозга. Допустим, ребенок хорошо овладел этим навыком, и вот тут мы решаем его приучать к горшку. Мозг, который до этого знал только шаблон – «писаю, как только появилась потребность», получает новую информацию, для чего-то его заставляют писать в какую-то емкость. Мозг создает сопротивление, так как смена шаблона – может создать боль, он это помнит, и знает к чему приводит нарушение алгоритма. Но когда в мозгу сформируется связь – «писать мимо емкости плохо, будешь мокрый, будут ругать, а в емкость – хорошо, будешь сухой, мама похвалит», «Писать – сидя, хорошо, лежа – плохо», создается исключение в шаблоне. Потом появляется еще одно исключение – «писать надо в туалете и в одиночестве». Этот шаблон настолько крепко усваивается, что во взрослом состоянии человеку сложно испражняться под себя или прилюдно.

Я описала только один процесс и смотрите какой он сложный и как много времени занял, а этих процессов в организме миллионы и каждый контролируется мозгом. То есть мозг ребенка очень интенсивно работает.

Но вернемся к развивающим факторам:

Первые развивающие факторы – это тактильные, вкусовые и обонятельные, то есть через ощущения. Все, что ребенка касается, чего касается он, все, что попадает ему в рот, все, что он нюхает – анализируется мозгом и классифицируются как опасные или неопасные факторы, полезные не полезные, и создаются снова шаблоны. На все, что попало к ребенку в рот, мозг создает картотеку: физические качества объекта, химические качества объекта.

Потом включаются такие развивающие факторы, как зрительные и слуховые. Шаблоны расширяются, появляется пространственная ориентация: далеко-близко, высоко-низко, громко-тихо, темно-светло, цвет и тд. В шаблоны характеристик окружающего добавляются новые сведения о предмете его цвет, форма, звук и т.д.

Совершенствуется система координации, так как взять любой предмет и донести до рта без согласованной работы нескольких систем не возможно. Все изначально запоминается с точки зрения опасно-безопасно, и только с увеличением опыта появляются абстрактные исключения, то есть такие, которые связаны не с угрозой гибели организма, а с социальными аспектами, морально-этическими нормами.

Чем больше у ребенка двигательный, тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой опыт, тем лучше сформированы системы организма, тем больше создано в мозге нейронных связей.

В чем польза большого количества нейронных связей? Когда мы осваиваем какой-то процесс – создается множество связей между разными  отделами головного мозга, которые были задействованы в осваиваемом процессе, когда этот процесс автоматизируется, используется минимальный объем этих связей, остальное – готовая почва для новых навыков и умений. Более понятно: представьте, что какой-то процесс в начале формирования создал в Вашем мозге флешку на 32 гига, а после отработки процесса и его автоматизации - сам процесс занял 16 гигов, а остальное осталось свободным, для других навыков. И формирование следующего навыка пойдет быстрее и процесс будет более экономичным и быстрее автоматизируется. Так как часть работы уже сделана предварительно – созданы связи между отделами мозга и сформированы пути реализации в организме для нового процесса.

До 7 лет идет интенсивное физическое развитие всех систем организма. После 7 лет начинается совершенствование физического развития, так как практически все навыки и умения к этому времени должны быть сформированы и интенсивное развитие мыслительных процессов, освоение абстрактных понятий, увеличение производительности мозга за счет заполнения новой информацией имеющихся нейронных связей и создания новых.

Дети растут неравномерно. Либо развиваются физические системы – интенсивный рост, либо формируются логические системы – память, абстрактные понятия. Одновременно два процесса идут сложно, поэтому чаще всего они идут попеременно, ребенок либо растет, либо развивается. Когда ребенок начинает интенсивно расти и развиваться физически, как правило, у него начинаются проблемы с координацией, памятью, он становится вспыльчивым, неуклюжим, быстро устает, становится невнимательным. Когда физически система увеличила объем, то начинается логическое развитие. Мы начинаем замечать, что ребенок стал более любознательным, лучше запоминает, начинает делать интересные логические умозаключения, он становится более стрессоустойчивым, более умиротворенным.

Когда на процесс роста родители накладывают излишнюю нагрузку в виде заучивания цифр, букв, графического изображения этих абстрактных единиц, то вместо того, чтобы улучшить результат, они получают отрицательный эффект: излишнее напряжение нервной системы, которая в свою очередь спровоцирует снижение иммунитета, а так же замедления и даже нарушения процессов формирования систем организма и их работы, что в последствии приводит к хроническим заболеваниям.

Природой заложено, что логические навыки ребенка – формируются и развиваются за счет двигательного, тактильного, зрительного и слухового опыта. То есть на занятиях физической культурой. У ребенка появляются понятия пространственной ориентации: «вперед, назад, влево, вправо», Он учится координировать не только работу своих мышц, но и учится координировать свои действия в пространстве по отношению к другим людям или предметам. Кроме того, интенсивная мышечная работа провоцирует развитие системы кровообращения, и увеличивает производительность нервной системы, согласованность работы разных систем организма. Так же занятия физической культурой способствуют формированию мышечного корсета, который удерживает позвоночный столб в правильном положении, при котором крупные кровеносные сосуды и нервы защищены от пережатия и деформации.

На занятиях музыкой и танцами – формируется чувство ритма, также чувство пространства, умение определить себя в пространстве, идет развитие артикуляционного и слухового аппаратов их взаимодействия, что способствует в дальнейшем правильной речи, умению различать и выделять звуки из целого слова. Занятия по изодеятельности – аппликация, моделирование, рисование - способствуют развитию зрительной координации, повышает цветовосприятие, мелкой моторики, которая в свою очередь тесно связана с письмом и речью.

То есть умение читать, писать и считать – это самое последнее, о чем должны беспокоится родители при подготовке ребенка к школе.

Если родители научат ребенка этим логическим навыкам, не подготовив базу в виде полноценного физического развития организма, физиологического развития мозга, то обучение ребенка в школе будет малопроизводительным, он будет часто болеть и заниматься с неохотой. Основная проблема, на которую жалуются современные родители – это недостаточная подготовка дошкольными учреждениями детей к обучению в школе, плохие учителя, которые не хотят учить детей, и отправляют их к репетиторам, плохая школьная программа, большая нагрузка на психику и так далее.

Но по сути дело в том, что родители при воспитании ребенка-дошкольника не совсем правильно расставляют приоритеты. Стремясь обучить ребенка логическим навыкам в виде чтения и письма, они забывают, что во время обучения этим навыкам мозг потребляет большое количество ресурсов и кислорода и недостаточное развитие кровеносной системы – препятствует полноценному питанию мозга. А это в свою очередь снижает его производительность. И если ребенок в детском саду будет относительно легко справляться дополнительной с нагрузкой в виде посещения различных дополнительных учреждений практикующих подготовку к школе 3-х занятий 1-2 раза в неделю, то в школе при 5-дневной нагрузке по 4 занятия – мозг ребенка будет испытывать перенапряжение и его производительность будет низкой.

Следовательно, родителям, желающим видеть своих детей успешными в будущем, при подготовке их к школе в дошкольном детстве необходимо больше уделять внимание физическому развитию ребенка посредством физической культуры, музыки и изодеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа

Конспект интегрированной ОД  в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ,  который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...

Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."

Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к  культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...

Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"

Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...

Городской проблемно-тематический семинар по физическому и художественно-эстетическому развитию детей "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ" 2 апреля 2019 г.

2 апреля на базе нашего дошкольного учреждения прошел городской проблемно - тематический семинар по физическому и художественно - эстетическому развитию детей "Здоровьесберегающие технологии в об...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Психологические основы эстетического развития личностиЭстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современного образования. Эстетическое развитие рассматриваетс...

Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...