Советы психолога готовность детей к школе
консультация

П. Алёна Викторовна

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развивать и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не возникнет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Самое главное – постарайтесь не воспринимать занятие с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Уважаемые родители!


Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развивать и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не возникнет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Самое главное – постарайтесь не воспринимать занятие с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
I. Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.


Ребёнок дошкольного возраста не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-либо, частой смене деятельности. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Упражнения на развитие внимания.

  1. «Найди различия» – покажите ребёнку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
  2. «Неоконченный рисунок» – определить, что не дорисовано, закончить рисунок.
  3. Называются различные слова: СТОЛ, КРОВАТЬ, ЧАШКА, ВИЛКА, КАРАНДАШ, ТЕТРАДЬ, ВОРОБЕЙ, проч. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретиться слово по указанной вами теме (животные, мебель, проч.). Это упражнение развивает также кругозор и познавательную активность ребёнка.
  4. Дайте ребёнку лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет сделана, предложите заштриховать красным карандашом 3,4,9 треугольники.
  5. Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст и предложите в каждой строчке:
  • А) зачеркнуть букву А (любую другую букву);
  • Б) зачеркнуть букву А, подчеркнуть букву Б (буквы могут быть любые);
  • В) подчеркнуть те буквы А, которые стоят после Н.

II.Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. 

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико. Так оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Неоценима роль восприятия в овладении детьми навыками чтения, счета, письма.

Упражнения на развитие восприятия.

  1. Попросите ребёнка за 1 минуту назвать пять предметов определенной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, проч.). Повторять предметы не разрешается.
  2. Попросите ребёнка за 1 минуту назвать пять предметов определенного цвета. Повторять предметы не разрешается.
  3. Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.


III. Память – свойство сознания хранить и воспроизводить полученную информацию.

Память лежит в основе познавательных способностей ребёнка, является условием его успешного обучения.

Упражнения на развитие памяти.

  1. Ребёнку предлагается запомнить последовательность 10 слов, не связанных между собой (окно, слон, шкаф, заяц, калина, калитка, диван, книга, мышь, лук). Ребёнок 6-7 лет воспроизводит 5-6 слов. Можно предложить вспомнить слова по группам: животные, мебель.
  2. Попросите ребёнка повторить следующие предложения:
  • Осенью идут дожди.
  • Дети любят играть.
  • В саду растут яблоки и груши.
  • В небе летит самолет.
  • Мальчик помогает своей бабушке.

Главное передать смысл, а не достоверно повторить. Ребенок 6-7 лет справляется с этим заданием со 2-3 попытки. 

  1. Поставьте перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите его отвернуться. Уберите одну игрушку и спросите: «Какой игрушки не хватает?» Количество игрушек можно увеличивать.
  2. Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты. По возвращению домой попросите его нарисовать те знаки, которые он запомнил.

VI.Мышление – это процесс познания ребенком действительности с помощью мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения и проч.).

Овладение ребёнком навыками мыслительной деятельности, его умения сравнивать, выделять главное, классифицировать по признакам, выявлять причинно-следственные связи событий, очень важны для его успешного обучения в школе. 

Упражнения на развитие мышления.

  1. Покажите ребёнку картинку , на которой изображены разные нелепицы. Попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно.
  2. «Найди лишнее слово». Предложите ребёнку из серии слов выбрать лишнее:
  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  • яблоко, слива, огурец, груша;
  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  • храбрый, злой, смелый, отважный.
  1. «Говори наоборот». Вы называете ребёнку слово, а он должен найти ему антоним. Например: большой – маленький, день - ночь, весёлый - грустный, худой – толстый, высоко – низко, пустой – полный.
  2. «Как это можно использовать». Найти как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например: карандаш – рисовать, писать, скалка, градусник для куклы.


V.Тонкая моторика – разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

У детей со слабо развитыми пальцами рук будут наблюдаться трудности с письмом. В первую очередь развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы различные физические упражнения. Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительнее цветные карандаши. Очень полезны такие виды деятельности, как лепка, рисование, работа с ножницами, пришивание пуговиц, перебирание крупы. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развитие речи, подготовки руки к письму


Пальчиковая гимнастика.

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сживать их в кулак.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный.
  3. Сжать пальцы в кулаки и вращать кисти в разных направлениях.
  4. Дайте ребенку два небольших шарика или грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями в одну и другую сторону (пальцы прямые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: "Психология готовности ребёнка к школе"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную...

Консультация психолога для родителей подготовительной группы: «Психологическая готовность детей к школе»

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единстве...

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ» Консультация психолога

laquo;ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»Консультация психологаСоциально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодар...

Советы психолога родителям, дети которых готовятся к школе

Советы психолога родителям, дети которых готовятся к школе...