Речевые игры
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Рахимова Людмила Васильевна

Вам предлагаются игры, которые помогут ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова и сделают речь ребенка богаче и разнообразнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра  «Назови  действия  героев»

Цель:  учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя;

Учить проводить аналоги одинаковости действий героев разных сказок.

Ход игры:  воспитатель предлагает героя из сказки.

Например:  Маша из сказки «Маша и медведь»

Назвать все действия, которые  Маша совершала как можно подробнее

 Условие:  говорить только словами, обозначающими действие ( что она делала?):

 Жила-была, попросилась, заблудилась, вошла, топила, варила, испекла, поставила…

Игра  «Угадай героя»

Цель:  учить детей по перечисленным сказочным ситуациям определять героя сказки.

Ход игры:  воспитатель предлагает разные ситуативные задачи по сюжетам сказок.

Например:  он пострадал из-за собственной щедрости.

(р.н.с. «Заюшкина избушка».

             В лес за грибами она пошла,

            Дорожку домой потеряла она.

            Его перехитрить смогла

             Домой вернулась цела, весела.

                                      (  «Маша и медведь»

              Он построил домик для себя

              Она его из дома прогнала.

                                      (  «Заюшкина избушка»)

Игра  «Сравни по форме, цвету, размеру,по тактильным, вкусовым ощущениям».

Например:  Колобок  по  форме круглый, как…

                    По цвету желтый , как…

                    По размеру, как…

                    По тактильным ощущениям – тепленький, как…

                    По вкусовым ощущениям – сладкий, как…

 

Игра  «Найди друзей».

Цель: учить группировать героев по заданному признаку.

Ход игры: педагог предлагает назвать только девочек ( мальчиков и других персонажей), определяет тип и основные характерные черты героя.

Например: Золушка – какая она?

Трудолюбивая.

                   Маша из сказки  «Маша и медведь»

Какая? Хитрая, она обхитрила медведя.

Вывод: героем сказки может быть девочка, но с конкретными свойствами и действиями.

 Игра «Новый друг»

Цель: учить детей выделять характерные признаки объекта и на их основе придумывать новый объект.

Ход игры: воспитатель предлагает детям назвать несколько сказочных героев и характерные для них признаки. Затем от каждого героя выбирается по одному признаку и придумывается новый герой.

Вывод: соединив выбранные признаки, ребята описывают получившегося героя и дают ему имя.

( Н-р, волшебная репа с огромным курносым носом в красной шляпе.

          Зовут нового героя  «Репыч или красный реп.»

Игра «Чья вещь?»

Цель: учить детей устанавливать логические связи между различными объектами.

Ход игры: на одном столе воспитатель выкладывает набор картинок №1, на другом – набор №2

Набор №1:  красная шапочка, мышь, заяц, белка, птичка, лиса.

Набор №2:  корзина с пирожками, сыр, морковь, дупло, гнездо, колобок.

( Соединения могут иметь несколько вариантов).

Игра «Где живет?»

Цель: учить детей составлять различные варианты взаимодействия объекта со средой существования.

Ход игры: два набора картинок:

                                                    Набор №1: человек, белка, цветок, червяк, пчела и т.д.

                                                     Набор №2: дом, дупло, горшок, земля, цветок и т.д.

Дети должны подобрать каждому объекту среду  его существования. Сочетания могут варьироваться.

Игра «Препятствие»

Цель игры: учить детей творчески решать проблемные ситуации.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь герою преодолеть препятствие.

 Н-р, цветочек упал в глубокую яму и не может выбраться. Как ему помочь?

(Использование приемов типового фантазирования).

Игра «Кто в сказке живет»

Цель: учить выделять основных героев сказки.

Ход игры: детям предлагается вспомнить знакомые сказки и перечислить всех героев, которые встречаются в сказке.

Игра «В гостях у сказки»

Цель: придумывать различные окончания сказок.

Ход игры: детям предлагается вспомнить знакомую сказку, рассказать ее до определенного сюжета, затем появляется герой из другой сказки , и дети придумывают окончание этой сказке.

Игра «Назови сказку»

Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.

Ход игры: детям предлагается вспомнить сказки, в которых героями являются волк, лиса и др. Дети говорят название сказки и характер героев в этой сказке.

Н-р, заяц в «Колобке» - веселый, в «Заюшкиной избушке» - печальный, огорченный, обиженный.

Игра  «Чудесный  мешочек»

Цель:  формировать  умение  подбирать  меткие  слова  и  выражения  народной  речи,  называть  одни  и  те  же  предметы  разными  словами,  образовывать  слова  с  уменьшительным  суффиксом.

Ход  игры:  воспитатель  достает  из  чудесного  мешочка  по  очереди  разные  игрушки,  например, петушка  и  просит  детей,  как  еще  можно  его  назвать.

Петушок – золотой  гребешок.

Зайчик – побегайчик.

Лягушка – квакушка.

Лисичка – сестричка.

Волчок – серый  бочок.

Игра  «Угадай  по  описанию»

Цель:  формировать  умение  различать  признаки  предмета,  развивать  наблюдательность,  внимание.

Ход  игры:  воспитатель  показывает  картинки  и  предлагает  найти  сходства  и  различия  предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...