В игры играем, словарь развиваем.
методическая разработка (старшая группа)

Подборка игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_igry_igraem_slovar_razvivaem.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

В игры играем, словарь развиваем.

Игра №1: «Ручка-ножка», или одним словом.

Мы уже привыкли к тому, что одно и то же слово может означать совершенно разные предметы и явления — взрослые знают не понаслышке, что такое контекст. И теперь пришло время познакомить с этим детей. Предложите своему чаду перечислить те предметы, у которых есть ручка: кружка, дверь и так далее. А потом задайте вопрос: «А что можно сделать с помощью ручки?». И ответ будет не столь однозначным: «И держаться за неё, и открывать, и писать!». Находите в обычной жизни слова с «двойным смыслом», когда гуляете, идёте в поликлинику, ждёте общественный транспорт. Так малыш будет максимально включён в изучение окружающего мира.

Игра №2: «Такой же, как…» Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов. Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый, как монета. Это упражнение также помогает развивать память и воображение. Не бойтесь задавать крохе одни и те же предметы для сравнения, так ребёнок научится не повторяться.

 Игра №3: «Словарное домино» Хорошо, чтобы в игре принимало участие несколько человек, но в принципе и пары «папа/мама + ребёнок» тоже будет достаточно. Суть игры в том, чтобы продолжить фразу своего партнёра, но начать нужно обязательно с того слова, на которое было закончено предыдущее предложение. Получаются очень смешные рассказы.

Игра №4: «Рассказы» Игра позволит малышу ближе познакомиться с разными частями речи и словесными конструкциями. Выглядит это так: вы предлагаете ребёнку рассказать всё, что он знает (что-нибудь придумать от себя тоже не запрещается) о заданном объекте. Например, вот стол, он квадратный, у него четыре ноги, на столе лежит скатерть, он деревянный и так далее. Одним из лучших способов расширить словарный запас всегда будет чтение. Но во-первых, далеко не все дети сразу начинают любить книги. А во-вторых, до того момента, когда ребёнок сможет складывать буквы в слова, можно легко расширять его словарный запас. Главное – превратить эти занятия в увлекательную игру.

Игра №5: «Поправь меня!» Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.

Игра №6: «От частного к общему» Как и во многих описанных здесь играх, участвовать могут как двое, так и гораздо больше людей. Эта игра помогает ребёнку разбираться в частном и общем. Вы называете объект (например - кот, дом, машина), а малыш должен перечислить из чего он состоит. Разберём на примере машины: дверь, крыша, сидения, руль и другие «составляющие».

Игра №7: «Угадай, кто это» Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не называя её напрямую. А он должен угадать. Игра №8: «Скажи наоборот» Каждый ребёнок пройдёт через этап отрицания. Вы ему: «Холодно», он вам в ответ: «Тепло!». Почему бы не использовать это в качестве игры? Пусть малыш называет антонимы к словам, которые вы ему перечисляете.

Игра №9: «Закончи вместо меня» Начинаете фразу вы, а ребёнок должен закончить её на своё усмотрение. Полёт фантазии не нужно ограничивать, но следите за тем, чтобы в истории юного рассказчика была, пусть и своя, но логика, и части речи подходили друг к другу.

Игра № 10: Придуманная история Мама или пап начинает рассказывать историю, а когда она делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.

Игра № 11: Поводырь Гуляя на улице, закройте глаза, и пусть малыш опишет, что вас окружает.

Игра № 12: Что может быть? Кто-нибудь из взрослых называет прилагательное, а кроха к нему - существительные. Например, «чёрное». Что может быть черным? Малыш перечисляет: земля, портфель, краски…  Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. Игра № 13: Маленький писатель.  Предложите своему чаду 5-7 слов, из которых ему нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «на слух» запомнить слова, то можно использовать цветные картинки. Сначала выбирайте несложный набор: например, лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. А потом, когда ребёнок  привыкнет, усложните задание: возьмите мишку, ракету, дверь, цветок, радугу.

Игра № 14: Мини-путешествие Превратите прогулку по обычному маршруту - в магазин или детский сад, в приключение. Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. А для этого - обсудите с ребёнком все детали: на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что нужно взять с собой, какие опасности могут встретиться по дороге и так далее. И не забывайте делиться впечатлениями!

Игра № 15: Невидимые фигуры.  Обратите внимание малыша на проплывающие облака. Что напоминают эти воздушно-небесные «корабли»? А на что похожа крона дерева? Сугроб во дворе? Или вон та лужа, которая встречает вас у выхода из подъезда? Пусть кроха фантазирует от души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Буклеты для родителей "В игры играем – память, внимание развиваем".

   Уважаемые родители, быстро пролетит лето и ваш ребёнок пойдёт в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним из условий успешного обучения ребёнка в школе явл...

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем.

Играем, играем, играем, зрительное и слуховое внимание и память развиваем....

Консультация для родителей из цикла "Я буду говорить и писать правильно" "В полезные игры играем - фонематический слух развиваем"

Представлен информационный материал для родителей детей старшего дошкольного возраста ОНР, ФФНР, направленный на формирование у родителей понятия "фонематический слух", его значимости в овла...

"В игры играем - словарь развивам"

Предлагаются игры на развитие словарного запаса старших дошкольников....

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ИГРЫ ИГРАЕМ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРАММОТНОСТЬ РАЗВИВАЕМ»

       В целях решения вышеизложенного для своей педагогической деятельности определили тему: «В игры играем, математическую грамотность развиваем». Была поставл...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...