Конспект семинара для родителей "Воспитание на основе здравого смысла"
материал

Лысенкова Инна Ивановна

Цель семинара  – познакомить родителей с практическими навыками воспитания, которые не только придадут им уверенности, но и помогут более эффективно влиять на поведение детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravoe_vospitanie_1.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Золотая рыбка»

Практический семинар

 для родителей

 «Воспитание на основе здравого смысла»

Составил: педагог-психолог

Лысенкова И.И.

г. Богородск, 2019г

Тема: «Воспитание на основе здравого смысла»

Цель семинара  – познакомить родителей с практическими навыками воспитания, которые не только придадут им уверенности, но и помогут более эффективно влиять на поведение детей. 

1 этап. Знакомство

Психолог: - Здравствуйте уважаемые родители!  

Сегодня наша встреча будет проходить в форме практического семинара, поэтому предлагаю для начала принять правила работы в группе.

Принятие правил группы:

1. Правило круга.

2. Принцип активности

3. Принцип конфиденциальности

4. Принцип «здесь и теперь» (обсуждаются только те чувства и состояния, которые происходят в данный момент)

5. Принцип персонификации (говорить только от своего имени)

6. Принцип субъект-субъектного общения (такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания; безоценочное суждение).

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы семинара. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

 

2 этап. Практический

Психолог: - Быть родителем - почетно и ответственно. У родителей не бывает выходных, отпуска, им не платят зарплату. Дивиденды они получают не сразу. Что бы стать родителем и воспитывать своего ребенка – родители не получают специального образования.

   И конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал успешным, самодостаточным и реализовавшим свой потенциал человеком.

Как вы считаете, какая самооценка должна быть у ребёнка, что бы сформировались все вышеперечисленные качества? (Ответы родителей)

Самооценка должна быть положительной и устойчивой, и не зависеть от ситуаций успеха и неудач. Самооценка развивается посредством ощущений способности и уверенности, которые возникают в результате решения задач, преодоления сложностей и наличия возможности учиться на собственных ошибках.

Главную роль в сформировании самооценки ребёнка играют родители. Очень важно, как мы (взрослые) реагируем то, что делают наши дети.

1 часть. Похвала:

  • Может быть оценочная (Молодец!). Она не работает на формирование самооценки. Такие дети делают всё только за оценку, у них формируется неустойчивая самооценка.
  • Описательная (Молодец, что … описание поведения, действия)

«Слова, которые оценивают – ограничивают человека, слова, которые описывают, дают ему возможность развиться» (Цитата)

Когда и за что хвалить?

  • За то, в чем дети уже преуспели и что вы принимаете за данное
  • За небольшие успехи в той деятельности, которая представляет для ребёнка сложности
  • За попытку научиться чему-то новому

Как хвалить?

1 шаг – продемонстрировать одобрение

2 шаг – описать положительное поведение

3 шаг – объяснить, как подобное поведение поможет самому ребёнку

4 шаг (необязательный) – дополнительное вознаграждение (лучше не материальное)

Практическое задание «Эффективная похвала».  Выполняется на бланках.

Дополнительные рекомендации:

1. похвала должна следовать сразу за поведением

2. прибегайте к похвале часто и последовательно

3. хвалите даже за небольшие шаги в желательном направлении

4. на каждое критическое замечание должно приходиться, как минимум, 4 похвалы.

Упражнение «Позиции диалога»

Участники делятся на пары.

В каждой начинается диалог на любую тему. По команде психолога позиция в паре меняется.

1. Разговор на одном уровне.

2. Один участник встаёт и продолжает разговор стоя.

3. Стоящий отворачивается спиной и продолжает разговор

4. Стоящий отходит на два шага вперёд и продолжает разговор

Обсуждение.

2 часть. Последствия

Психолог: - Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Не выполнив задания на работе, мы получаем нагоняй от начальника, а, сказав что-то приятное другу, слышим в ответ комплимент.

Последствия поступков заставляют детей думать, они узнают, что их действия всегда ведут к каким-то результатам: иногда к положительным, а иногда — к отрицательным. Вы, наверняка не раз использовали этот механизм в воспитании детей: наказывали  или разрешали играть только после того, как они выполняли задания.

Однако назначение родителем «последствия» еще не означает, что ребенок сразу изменит свое поведение. Родителям необходимо сочетать ясные и четкие объяснения того, чего они хотят от детей, с назначением «последствий». Соблюдение этих двух условий в сочетании с заботой и любовью дает очень хорошие результаты.

   Это то, что мы называем «разумным обучением».

Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей.

Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания: 

1. Прежде всего, четко выражайте свои мысли — точно указывайте детям на то, что именно они сделали правильно или неправильно.

«Ты поступаешь безответственно!»
«Ну-ка соберись и перестань безобразничать!»
«Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!»
Действительно ли понимают наши дети, что мы имеем в виду, когда говорим подобные вещи?


   Если мы хотим чему-то научить своего ребенка, необходимо говорить с ним на понятном ему языке. Что могут означать для детей слова вроде «безответственно», «безобразничать», «неуважительно»? Им трудно взять в толк, чего от них хотят, и это вызывает у них недоумение и досаду.

Стараясь научить чему-то детей, необходимо доходчиво излагать свои мысли, сообщать, чего от них хотят и как именно они должны этого добиться.

Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний. Родители должны давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить.

Родители приводят примеры точного описания поведения.

Вот примеры точного описания поведения:

«Моя дочь говорит по телефону больше часа».

«Когда я прошу сына что-то сделать, он закатывает глаза и выходит из комнаты».

«Когда мои дети приходят домой из школы, они убирают на место портфель и сразу же спрашивают, не надо ли помочь по хозяйству».

«Когда я говорю дочери, что у нее в комнате беспорядок, она начинает кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю ее в покое».

«Сын помог мне убрать со стола, вымыл посуду и подмел на кухне».

Эти описания точно передают то, что можно видеть или слышать.
Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые им слова.

С маленькими детьми говорите простым языком, избегая длинных предложений.

2. Незамедлительно реагируйте на поведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят.

3. Будьте конкретны — ясно показывайте детям то, как они могут улучшить свое поведение.

А теперь давайте посмотрим, как одно и то же поведение можно описать в общих, неопределенных словах или точно и конкретно.

Пример неопределенного замечания: «Дима, почему при посторонних людях ты ведешь себя как маленький?»

А вот как можно было бы сказать то же самое, но только гораздо конкретнее: «Дима, когда приходят гости, сначала поздоровайся с ними, а потом можешь идти к себе играть».

Вместо  «Пожалуйста, веди себя в магазине прилично»,

можно сказать так: «Запомни, что в магазине, мы не будем покупать конфет. Я бы хотела, чтобы ты помогла мне найти продукты, которые нам нужно купить.

Можешь помочь мне их нести. Хорошо?»

4. Будьте позитивны — обучайте детей владеть собой, контролировать свои действия и адекватно выражать эмоции.

Очень важно, чтобы ребенок знал, что даже, когда вам не нравится то, как он себя ведет, вы по-прежнему любите его и именно поэтому хотите исправить его ошибки.

  Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изменится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Помните, что иногда, прежде чем улучшиться, поведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши старания обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности. Будьте настойчивы, и ваши самоотверженность, терпение и труд непременно увенчаются успехом.

Для ребенка нет человека важнее, чем его папа или мама.

Вы — его первый и самый главный учитель. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, и поэтому от вас потребуется вся любовь, вся энергия и все терпение, на которое вы только способны. Вкладывая их, вы поймете, что нет более трудного и интересного дела, чем воспитание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей. «Основы работы на персональном компьютере и в сети Internet для начинающих».

Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна, МДОУ ДСКВ №21 «Аист» г.п. ЗапрудняЦель: Приобщить воспитателей к компьютерной грамотности. Помочь преодолеть боязнь работы с компьютером. Об...

Вопреки здравому смыслу

Материал статьи будет интересен родителям будущих первоклассников...

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

"Вопреки здравому смыслу"

Не секрет, что большинство сегодняшних родителей слишком озабочены обучением шести-пяти и даже четырехлетних детей, полагая, что этим они снимут или уменьшат для ребенка предстоящие трудности в ...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»

Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога ...

Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...