Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы"
картотека

Парахина Марина Ивановна

Альбом создан в помощь родителям и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский сад «Золушка» Парахина м.и . Г.Заводоуковск , 2020г Детский фольклор. Малые фольклорные формы.

Слайд 2

Содержание: 1.Колыбельные 2.Пестушки 3.Песенки-потешки 4.Заклички 5.Перевертыши 6.Считалки 7.Тараторки(скороговорки ) 8.Переклички 9.Дразнилки

Слайд 3

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа. Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Слайд 4

Колыбельные Название произошло от глагола баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать , заговаривать ".) Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. " Дремушка -Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Слайд 5

Баю, баю, баюшок , В огороде петушок. Петя громко поет, Ване спать не дает. А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать - не гулять, только глазки закрывать . Бай , бай, бай, бай, ты , собаченька, не лай, Петушок , не кричи И Ванюшу не буди. Ванюша будет спать Да большой вырастать. Он поспит подольше, Вырастет побольше. Ой , люли, люли, люли, Прилетели журавли. Как они летели - все на них глядели. Журавли курлыкали, Кисоньки мурлыкали.

Слайд 6

В избу Дрема пришла И по зыбочке брела, К Саше в зыбочку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди. Ручки белые прижми, Глазки милые сожми . Ой ты, котенька - коток , Котя - серенький хвосток , Ты приди к нам ночевать, Вову в люлечке качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока, Еще каши горшок, Сладких пряников мешок . Ай баень да баень , По горам идет олень. На рогах он Дрему носит, В каждый дом ее заносит, В люльку Дрему он кладет, Тихо песенку поет.

Слайд 7

Когда ребенок начинает учиться ходить , говорят: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ , топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ , топ, топ, топ! Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: « Стоит дыбок » - и поют: А дыбок , дыбок , дыбок , Скоро Петеньке годок! Ай, дыбок , дыбок , дыбок , Стоит Танечка дыбок ! Купим Танечке платок – Во всю голову цветок! Купая ребёнка, напевают: С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя – Вся худоба На пустой лес, На большую воду , Под гнилую колоду! Пестушки Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Термин " пестушка " произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление , потягивание, первые шаги и т.д.

Слайд 8

Лаская ребёнка припевают: Ой, мой миленький, Ненаглядненький , Мой хорошенький, Мой пригоженький ! Ой ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек , Лазоревый цветочек, Сиреневенький кусточек! Ах ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка, Сиреневая веточка . При кормлении малыша стараются отвлечь песней: Гу -ту-ту, гу -ту-ту, На зелёном на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Как они летели, Мы на них глядели. Ам !

Слайд 9

Песенки - потешки Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек , нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками. Тяни холсты, Потягивай ! В коробочку Накладывай! Это мамин холст, Это папин холст, А Вовочкин холст Вот этот холст - С мышиный хвост! Скок, скок, поскок, Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодичка Арина По водичку ходила, Травку рвала, Бычку давала. Ой, тпруськи , бычок, Задери тебя волчок!

Слайд 10

Тушки - тутушки , На столе преснушки . На столе преснушки , ватрушки - Нашему Андрюшке ! Ай тата, тата, тата, Пожалуйте решета Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушки - Затеем оладушки, Испечём блинка - Покормить сынка! Чук, чук , чук , чук , Наварила баба щук, Наварила юшки - Для нашего Андрюшки!

Слайд 11

Идет коза рогатая, По боку дратая ! Кто молочка не пьёт, Того рогом бьёт - Пыр , пыр , пыр ! Идет коза рогатая, Букатая с поля. Говорит, Катю заколет, Киль, киль, киль, киль! Идет коза рогатая За малыми ребятами. Хвостиком хлоп, хлоп, Ножками топ, топ! Рогами пыр ! Другими пыр ! Ай тата, тата, тата, Пожалуйте решета Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушки - Затеем оладушки, Испечём блинка - Покормить сынка!

Слайд 12

Заклички Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке , как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Заклички , а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Слайд 13

Заклички про солнце Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей ! Солнышко , покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Зеленого горошка . Солнышко , снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу ! Солнышко , солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Солнышко , солнышко. Красное семенышко , Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут!

Слайд 14

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка . Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! Туча , туча, Дождь не прячь! Лейся , дождик, Дам калач ! Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба краюшку, Щей черепушку, Дам тебе ложку — Кушай понемножку! Заклички про дождь

Слайд 15

Месяц, месяц, свети, Под плетень гляди! Ходи, гуляй Да нас утешай! Морозушка -Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй ! Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! Гром, гром, Не бей в наш дом! А бей в колоду, В болотную воду — Жабке напиться, Блошке утопиться! Заклички про явления природы

Слайд 16

Божья коровка, Лети на небко , Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Заклички про насекомых, животных и растений Огуречек , огуречек , Не ходи на тот конечек : Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет . — Стрелочка- стрекозочка , Полети на облачко! — Сухо будет — полечу, А сыро будет — посижу! Сей, сей горох, Рассевай горох! Уродись, горох, В огороде не плох! И крупен, и бел — На потеху всем, И сам тридесят — Для малых ребят! Уродитесь, бобы, Круты и велики! В чистом поле На все доли — Старым на потешки , Детям на посмешки !

Слайд 17

Перевертыши . Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку И упала в яму – бух, Раздавила сорок мух. Из-за лесу, из-за гор Едет дядюшка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне; Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнул; Сапоги нарастопашку , На босу ногу зипун; Парень белый, вышитой, Рубашка чернобровая .

Слайд 18

Перевертыши . Ехала деревня Мимо ямщика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Крыши полетели, Сели на ворон. Лошадь понукает Ямщика кнутом. «Тпру» — сказала лошадь, А ямщик заржал. Лошадь пошла в гости, А ямщик стоял. Лошадь ела шаньги, А ямщик овес. Лошадь села в сани, А ямщик повез. У нашего Данилы Разыгралася скотина, И коровы и быки разинули кадыки, Утки в дудки, Тараканы в барабаны, Коза в синем сарафане, Во льняных штанах, В шерстяных чулках, Вол и пляшет, Ногою машет, Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять, Бух, бух, бух. Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.

Слайд 19

Считалки . Шел баран по крутым горам. Вырвал травку, положил на лавку. Кто травку возьмет, тот водить пойдет. Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма. Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – выходи из круга вон! Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет. Шишел -вышел, вон пошел, На боярский двор зашел, Там бояре шапки шьют, На окошко их кладут.

Слайд 20

Тараторки (скороговорки) . Петр Петру пек пироги. Шесть мышат в камыше шуршат. Баран Буян залез в бурьян. У ежа и елки иголки колки. Проворонила ворона вороненка. Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Из толкового словаря В. Даля: "Скороговорка – частоговорка , род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок. У Сени и Сани в сетях сом с усами. У Кондрата куртка коротковата. Поля пошла полоть петрушку в поле. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Сух сук нес барсук. Борона боронила неборонованное поле. Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша. Ткет ткач ткани на платье Тане. Оса боса и без пояса. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Наш Полкан попал в капкан.

Слайд 21

Переклички . -Кисонька – Мурысонька , где была? - На мельнице. - Кисонька – Мурысонька , - Что там делала ? - Муку молола . -Кисонька – Мурысонька , -Что из муки пекла? -Прянички. - Кисонька- Мурысонька , -С кем ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! Переклички представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки. - Ты пирог съел? - Нет, не я! - А вкусный был? - Очень! - Курочка- рябушка , куда пошла? - На речку. - Курочка- рябушка , зачем пошла? За водичкой . - Курочка- рябушка , зачем тебе водичка? Цыпляток поить . - Курочка- рябушка , как цыплята просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи! - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Не идет. - Так сам иди! - Да он меня не пускает!

Слайд 22

Дразнилки . Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками , небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток. Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. Борис-барбарис На веревочке повис. Как веревка оборвется, Так Борис перевернется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

Детский фольклор Малые фольклорные формы

Детский фольклорМалые фольклорные формы...

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы).

Развитие образной, выразительной речи дошкольников средствами фольклора (малые формы)....