На пороге школы
статья (старшая, подготовительная группа)

Белова Инна Викторовна

 В статье поднимаю вопросы  готовности  ребёнка-дошкольника к школьной жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_nsportal_dlya_attestatsii.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                      На пороге школы

Автор - Белова И.В.,

 воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининского города Санкт- Петербурга.

Для родителей и дошкольных учреждений всегда была и будет актуальна задача подготовки ребёнка к школе. Сегодня вопросы формирования у детей «школьной зрелости» стоят особенно остро. 

Критерии «школьной зрелости»

  1. Общая готовность ребёнка к школьному обучению (уроки, перемены, занятия дома потребуют от ребёнка большого физического напряжения, важно научить его переносить утомление, для этого ребёнок должен быть здоров). То есть речь идёт о готовности организма.
  2. Интеллектуальная готовность (учебный процесс требует от ребёнка волевых усилий, умственного напряжения, творческого поиска). Здесь речь идёт о готовности психических процессов: развитости мышления, памяти, воображения, речи….
  3. Психологическая готовность (готовить ребёнка нужно так, чтобы он ждал обучения, проявлял интерес к школе, умел выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми).  Здесь уже говорится о готовности личности.

Зачастую, многими родителями и педагогами «школьная зрелость» рассматривается, как наличие у детей технических навыков: умения, навыки считать, читать, писать буквы. Однако практика показывает, насколько важнее развивать у детей интерес к знаниям, формировать «обучаемость» - одну из базовых интеллектуальных характеристик.

Примерные компоненты «обучаемости» в разных возрастах (предлагаемых канд. педагогических наук Палагиной Н.Н.):

4й год жизни:

- умение слушать взрослого, выполнять его указания, как тренинг произвольной познавательной деятельности

- умение принять учебную задачу (действовать по общему правилу).

-5й год жизни:

- наличие самоконтроля и самообслуживания (посредством выполнения практических заданий в бытовой деятельности).

-6й год жизни:

- наличие самоконтроля в учебной деятельности (посредством изучения свойств вещей, явлений, предметов и их практического использования).

7й год жизни:

Элементы учебной деятельности, умение рассуждать на теоретические темы.

Исходя из вышеназванных компонентов, можно сделать вывод, что актуальным будет являться такой образовательный процесс, при котором ребёнок учится самостоятельно добывать знания об окружающем мире, интересуется им.

Говоря о готовности к школе необходимо учитывать три составляющие:

- готовность организма

- готовность психических процессов

- готовность личности

Одним из определяющих факторов, является физическое и соматическое здоровье ребёнка, сформированность его адаптационных механизмов организма.

Схема комплексной оценки состояния здоровья детей включает:

-  характеристика группы здоровья

-  указания на отклонения в развитии

- меры по их устранению

Другим фактором успешного обучения ребёнка в школе является сформированность психических процессов, предполагающая:

- высокий уровень воображения, внимания, памяти, мышления

- любознательность

- сенсорную развитость

- владение приёмами добывания знаний

Третьим важным фактором является готовность личности, заключающаяся в наличии у детей опыта общения, умения коммуницировать с окружающими, положительный эмоциональный фон.

Таким образом, подготовка детей к школе требует целостного подхода. А формирование необходимых умений и навыков предполагает образовательный процесс с учётом двух ведущих дидактических принципов:

- развивающий характер обучения

- учёт индивидуальных возможностей конкретного ребёнка.

Развивающий характер обучения предполагает организацию:

- развивающей среды

- развивающего взаимодействия ребёнка и взрослого.

Развивающая среда должна быть насыщена разнообразными материалами для игр детей:

- разнообразные конструкторы

- мозаики

- лабиринты

- календари

- игры –головоломки

- наборы геометрических фигур

- счётно-дидактический материал

- алфавиты

- карты, глобусы        и т.п.

Развивающее взаимодействие предполагает занимательность обучения – в игровой форме, интерес со стороны ребёнка, учёт его возможностей.

Образовательный процесс в форме игры предполагает свободу участия ребёнка, проявление инициативы в выборе деятельности, темы общения, детскую самостоятельность. Главная цель образовательного процесса в форме игры предусматривает развитие воображения и фантазии ребёнка, приобретение коммуникативных навыков.

При создании статьи использовала литературу: В.А. Астапова «Определение готовности детей к обучению в школе», Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. «Введение в школьную жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...