Семинар-практикум по звуковой культуре речи для родителей младшей группы 3-4 года
консультация

В данном материале прдложено несколько простейших игр по формированию звуковой культуры речи, пальчикове игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_zkr_s_roditelyami_mladshaya_2.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей младшего  дошкольного возраста,

Задачи:

1.Расширить представления родителей о работе ДОУ по звуковой культуре речи.

2. Продемонстрировать и закрепить в практической деятельности некоторые методы для развития дыхания.

3.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

4.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

5. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

6.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

Ход мероприятия:

Педагог: Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи- обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие  её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

В младшем возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. (СЛАЙД Недостатки речи)

 Но большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка- сапка),[ ж] на [з] (жук-зук), [ч] на [ц] (чайник- цайник); сонорные согласные  [р], [р']заменяют звуком [л’], реже на [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата.  (СЛАЙД)

    В детском саду мы уделяем большое внимание работе  по воспитанию звуковой культуры речи . Работа организована по следующим направлениям:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  2. Развитие речевого дыхания;
  3. Развитие слухового восприятия, речевого слуха;
  4. Развитие  различных средств интонационной выразительности.

 Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Мы воспроизводим с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в   нормальном темпе фразу с этим звуком через театрализованную деятельность- инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями. (Инсценировка сказки «Курочка Ряба» с родителями).

Но у наших детей много проблем и мы призываем вас активнее включиться в работу.

Сегодня мы вам поможем освоить некоторые игры, которые помогут ребёнку научить говорить чище, будут способы постановки звуков.

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.

1.Самомассаж.

       

Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

      Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут.

 При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

Поглаживание -  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх

Для самомассажа можно использовать массажные шарики, карандаши, орехи, крупные бусы – прокатывание их между ладонями рук.

Шарик наш не отдыхает,

По ладошке он гуляет,  (катание шарика по ладошке в

Вперёд - назад его качу,            разном направлении)

Вправо- влево я верчу. 

 

Также можно использовать для самомассажа - сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

2.Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Пример, педагог проводит с родителями пальчиковую игру «Мы делили апельсин...», «Этот пальчик в лес пошел…»(Показ слайда)

Развитию мелкой моторики также способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

3.Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ,  языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома               1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Педагог проводит с родителями воспитанников несколько артикуляционных упражнений.

Если ваш ребёнок не произносит звук [c], то полезно выполнить следующие упражнения «Заборчик», «Улыбка», «Часики», «Катание шарика»

Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Катание шарика», «Заборчик»  (Слайды Как в группе делают дети)

Педагог: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

 

 Упражнение «Заборчик»

Упражнение «Часики» Покачался-покачался

 Упражнение «Качели» И он также покачался.

 Упражнение «Лошадка»

4.Игры на развитие речевого дыхания.

Педагог:.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,  оно создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

Игры с ватными шариками, «снежинками» и т.д., игра «Бабочка», игра «Вертушка»

Подведение итогов.

Педагог подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях родителей, что

услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике.

Благодарит родителей за активное участие в семинаре – практикуме.

(Раздать родителям памятки)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки занятий по звуковой культуре речи во второй младшей группе

Конспект занятия по звуковой культуре речи для индивидуальной работы с детьми трех лет. Закрепление произношения и артикуляционной нормы гласных звуков: А, О, У, И....

конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе

Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....