Семинар-практикум по звуковой культуре речи для родителей младшей группы 3-4 года
консультация
В данном материале прдложено несколько простейших игр по формированию звуковой культуры речи, пальчикове игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»
Форма проведения: семинар - практикум.
Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста,
Задачи:
1.Расширить представления родителей о работе ДОУ по звуковой культуре речи.
2. Продемонстрировать и закрепить в практической деятельности некоторые методы для развития дыхания.
3. Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.
4.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.
5. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.
6.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.
Ход мероприятия:
Педагог: Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи- обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие её связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
В младшем возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. (СЛАЙД Недостатки речи)
Но большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка- сапка),[ ж] на [з] (жук-зук), [ч] на [ц] (чайник- цайник); сонорные согласные [р], [р']заменяют звуком [л’], реже на [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. (СЛАЙД)
В детском саду мы уделяем большое внимание работе по воспитанию звуковой культуры речи . Работа организована по следующим направлениям:
- Развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- Развитие различных средств интонационной выразительности.
Мы приучаем детей вслушиваться в правильную речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Мы воспроизводим с детьми логопедические распевки, а также песенки, исполняемые с различной силой голоса, быстро и медленно (отработка речевого дыхания, силы и высоты голоса, (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Учим детей четко произносить звук, выделять голосом звук в слове, говорить в нормальном темпе фразу с этим звуком через театрализованную деятельность- инсценировки, в которых дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями. (Инсценировка сказки «Курочка Ряба» с родителями).
Но у наших детей много проблем и мы призываем вас активнее включиться в работу.
Сегодня мы вам поможем освоить некоторые игры, которые помогут ребёнку научить говорить чище, будут способы постановки звуков.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.
1.Самомассаж.
Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.
Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут.
При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
Поглаживание - можно поиграть в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх
Для самомассажа можно использовать массажные шарики, карандаши, орехи, крупные бусы – прокатывание их между ладонями рук.
Шарик наш не отдыхает,
По ладошке он гуляет, (катание шарика по ладошке в
Вперёд - назад его качу, разном направлении)
Вправо- влево я верчу.
Также можно использовать для самомассажа - сжимание и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.
2.Пальчиковые игры:
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Пример, педагог проводит с родителями пальчиковую игру «Мы делили апельсин...», «Этот пальчик в лес пошел…»(Показ слайда)
Развитию мелкой моторики также способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
3.Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома 1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
3.Покажите правильное выполнение упражнения.
4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Педагог проводит с родителями воспитанников несколько артикуляционных упражнений.
Если ваш ребёнок не произносит звук [c], то полезно выполнить следующие упражнения «Заборчик», «Улыбка», «Часики», «Катание шарика»
Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Катание шарика», «Заборчик» (Слайды Как в группе делают дети)
Педагог: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.
Упражнение «Заборчик»
Упражнение «Часики» Покачался-покачался
Упражнение «Качели» И он также покачался.
Упражнение «Лошадка»
4.Игры на развитие речевого дыхания.
Педагог:.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, оно создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности
Игры с ватными шариками, «снежинками» и т.д., игра «Бабочка», игра «Вертушка»
Подведение итогов.
Педагог подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях родителей, что
услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике.
Благодарит родителей за активное участие в семинаре – практикуме.
(Раздать родителям памятки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/07/picture-83578.jpg)
Блоки занятий по звуковой культуре речи во второй младшей группе
Конспект занятия по звуковой культуре речи для индивидуальной работы с детьми трех лет. Закрепление произношения и артикуляционной нормы гласных звуков: А, О, У, И....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-193958-1359749528.jpg)
конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе
Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-244089-1366879909.jpg)
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»
конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-352822-1385483532.jpg)
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....
Конспект НОД по развитию речи звуковая культура речи во второй младшей группе «Звук [с]»
Конспект по развитию речи во второй младшей группе...