"Наказание или поощрение"
консультация

Янгирова Рита Рамиловна

"Круглый стол" для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_s_roditelyami.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» для родителей и педагогов

Тема: Наказание или поощрение

Цель: Развитие у воспитателей и родителей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Развивать у родителей и педагогов интерес к совместному обсуждению методов поощрения и наказания детей в процессе воспитания.
  2. Рассмотреть проблему поощрения и наказания детей дошкольного возраста в свете психологической науки.
  3.  Развивать у педагогов и родителей осознанное использование в работе с детьми системы поощрения и наказания.
  4.   Обсудить  целесообразность использования поощрения и наказания в различных педагогических ситуациях.

Ход деловой игры.

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые родители! Здравствуйте, Уважаемые гости.
Я рада Вас приветствовать в стенах нашего сада.

      Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Сегодня я предлагаю вам поговорить о наказании и поощрении, которые являются неотъемлемой частью процесса социализации детей. Благодаря  им, дети учатся различать, «что такое  хорошо» и «что такое плохо».

В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования)  бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. Педагогов всегда волновал вопрос: каким образом использовать систему поощрений и наказаний детей дошкольного возраста, чтобы не наносить ущерб, а наоборот способствовать гармоничному развитию личности!?

Поэтому, сегодня мы попытаемся с вами ответить на ряд значимых вопросов:

  • Как и когда наказывать  ребенка дошкольного возраста.
  • Какие методы  наказания приемлемы в педагогической практике, а какие нет.
  • какие условия необходимо соблюдать, чтобы сделать поощрение и наказание эффективным средством в работе с детьми.

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает , 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип, давайте приступим к следующей части нашей встречи.

— Уважаемые участники семинара, в начале нашей встречи я хочу вам задать вопрос:

можно ли воспитывать ребенка без наказания?

(Ответы воспитателей).

2. Практическое задание.

Для того чтобы продолжить нашу работу, я предлагаю разделиться вам на две группы. Для обсуждения задания внутри в группы отводится 3 минуты.

Задание для первой группы.

  • Дайте определение слову — поощрение.

Задание для второй группы.

  • Дайте определение слову — наказание.

(Ответы ).

Обратите внимание,  какие определения этим двум понятиям даёт детский психолог Д.Фонтенель.

По его мнению, поощрением может служить все, что приятно данному ребенку, а наказание — это лишение ребенка того, что для него важно и будет воспринято им как ощутимая потеря.

Слово «наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребенком — не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.

Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.

3. Практическое задание.

Задание для первой группы воспитателей

  • Назовите неприемлемые методы наказания (объясните).

Задание для второй группы воспитателей

  • Назовите приемлемые методы наказания (объясните).

Обсуждение.

Физическое наказание.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение.

Вербальное наказание.

Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у ребенка часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него. Но, как показывает практика, полностью отказаться от словесного наказания мы не можем. В таком случае мы- взрослые можем выразить свои чувства и эмоций посредством  “Я-высказываний”.Что же это такое?

“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку  другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

 «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своем  переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

1. сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь… )

2. говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты убирал все игрушки на свое место») .        

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание» 

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.) 

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. 

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности. 

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь? 

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять. 

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю. 

(Вторая подгруппа познакомит нас с приемлемыми методами наказания.)

Обсуждение.

Запрет на приятные для ребенка занятия.

Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.

Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.

1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.

2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.

3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.

5. Последовательность действий.

Лишение поощрения.

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

4. Практическое задание.

Задание для первой группы .

  • Назовите приемлемые методы поощрения

Задание для второй группы.

  • Назовите неприемлемые методы поощрения.

Обсуждение.

Главное в поощрении– умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.

Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)». Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее«Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

                    5.    Игра «Похвали куклу»

Как можно  похвалить ребенка?

Очень хорошо.                                                                  То, что надо.

Я верю в тебя.                                                                     Великолепно!

Замечательно.                                                                     Необыкновенно!

Это твоя победа.                                                               Ты быстро учишься.

Так держать.                                                                      Твоя работа принесла  мне радость.

Это уже успех.                                                                   Ты сейчас на правильном пути.

Это лучшее из того, что у тебя получалось.                   Чудно!

Хорошая работа.                                                                Как много ты сделал!

Ты превзошел себя.                                                           Неподражаемо.

Этого я еще не видел.

Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком.

  1. Игра «Тренировка интонации»

Педагог: Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия

произнесите фразу: «У нас сегодня-семинар».

-радостно, восторженно

-раздраженно, недовольно

-презрительно

-с сожалением

- с оттенками иронии,

-с удивлением

- требовательности,

-доброжелательности.

7. Рассмотрение проблемных ситуаций.

Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.

1. Проблемная ситуация для первой группы.

  • Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

  • Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.

  1. Проблемная ситуация для второй подгруппы.
  • Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань

  • Диалог матери с ребенком:

         – Сережа, почему ты опоздал?

         – Мам, мы лепили огромного снеговика.

         – Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила,        

            что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

        – Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

       – Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и        

           подмети пол.

8. Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)

9.Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»
Цель: рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.
Инструкция: на магнитную доску вешается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. У каждого педагога на столе лежит набор цветных стикеров. На желтом стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы в группе на семинаре-тренинге, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.На красном стикере – то, что показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.
Зелёный стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка». Листочки пишутся и приклеиваются к нужному плакату. 

Завершая сегодняшнее наше обсуждение, я хочу прочитать вам небольшую притчу.

Однажды к учителю пришла молодая крестьянка и спросила:

– Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

– Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал учитель. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Так же и с детьми. Сочетания поощрений и наказаний должно быть разумным. Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему.

У всех у нас разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, по-разному нас воспитывали наши родители, но есть одно, что объединяет нас и вас - это наши дети, мальчики и девочки которые могут стать для нас радостью, а может и разочарованием. Желаю всем вам, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы вам однажды можно было бы сказать себе: «Я правильно воспитывал своего ребенка!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Наказания и поощрения»

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...

Наказание и поощрение

как сформировать адекватное отношение к наказанию...

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...