Картотека коммуникативных игр в раннем возрасте
картотека (младшая группа)

Александрова Татьяна Юрьевна

Только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

     В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:   

     - дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

     - чутко отзываются на любое действие сверстника;

     Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом. 

 Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. 

Эти игры направлены на развитие навыков  общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам.          

Игры на приветствие 

Ритуал приветствия «Солнышко» 

          

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Ход игры: Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.  Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра. Ходит солнышко по кругу Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит - Дружба – солнечный привет. Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем. «Солнышко» Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги) Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх) Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки) В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами) Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки) Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг) С песнями водим мы хоровод. Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу) Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши) Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом) Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку) Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места) «Давайте порадуемся»  Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» - маме и папе «Доброе утро!» - останется с нами. Игра «Доброе утро!» Цели: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений). Ход игры. Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши) Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)         Ты проснулся? (хлопки в ладоши) Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr.docx130.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

     

 

                             

         

            КОММУНИКАТИВНЫХ  ИГР

        ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

     В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:    

     - дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

     - чутко отзываются на любое действие сверстника;

     Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.  

 Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.  

Эти игры направлены на развитие навыков  общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам.          

Игры на приветствие  

Ритуал приветствия «Солнышко»  

           

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Ход игры: Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.  Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра. Ходит солнышко по кругу Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит - Дружба – солнечный привет. Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем. «Солнышко» Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги) Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх) Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки) В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами) Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки) Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг) С песнями водим мы хоровод. Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу) Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши) Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом) Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку) Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места) «Давайте порадуемся»  Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» - маме и папе «Доброе утро!» - останется с нами. Игра «Доброе утро!»

Цели: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений).

Ход игры. Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши) Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)         Ты проснулся? (хлопки в ладоши) Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)                

Игры на формирование положительных контактов с ровесниками.

Игра «Позови  ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Возраст: 3-5 лет. Ход игры:  Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

Игра «Ау!»  

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.  

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

 «Прилетела птичка»

Цель:  развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход:  педагог  показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:           Прилетела птичка,  Синичка-невеличка. К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям).  На деток посмотрела,  Дальше полетела.

«Прячемся от дождика»

Цель:  стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. Материал:  зонт

Ход:  педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами: На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! /движение пальчиков о ладошку/ Не промочат дети ножки.                                /поднимают ножки/ Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/ От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/ Педагог комментирует: «Все-все-все сюда.  И Люда, и Света, и Владик. Все здесь… Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.  

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметноигровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению  и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «»У птички болит крылышко»

Цель:  способствовать формированию  у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклукотенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже «жалеют птичку».    

 Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый  объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так.  Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторить их.  

Игры на преодоление застенчивости.  

Игра «Ласковый ребенок»

Цель:  продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает  к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.   Игра «Рычи, лев, рычи!». В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».  

Игра «Колючий зверь»  

Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы. Возраст: от 3 лет.  

Ход игры.  Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.  

Игра «Тихо и громко»  

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.  

Ход игры:  Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию. Игра «Клеевой ручеёк» Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Условия игры: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Ход игры. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.  

Игра «Бабушка Маланья»  

 Цель: развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры: Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель, изображающий Маланью встает в центр круга.  На нее можно надеть фартук или платочек. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку:  У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей,  Все без бровей. (Закрыть брови руками) Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, с такой бородой.  (всё это показывают) Ничего не ели, Целый день сидели, (присаживаются на корточки) На неё глядели и делали вот так… Затем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать  и пр.)  Игра «Побежали, побежали деточки скорей» Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений). Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. Побежали, побежали деточки скорей И друг другу погрозили Сориться не смей, Хлопнули в ладоши И крепко обнялись Друг другу улыбнулись  И за руки взялись.  (Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя.

Игра «Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: Осторожно, пузыри! Ой, какие! Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят! Вот — со сливу! Вот — с орех! Вот не лопнул дольше всех! Дети ловят мыльные пузыри.

Игра «Раздувайся пузырь»

Цель: Создать благоприятной атмосферы в группе. Поднять настроения.

Ход игры: Воспитатель говорит слова, сопровождая их действиями (разводит руки в стороны).  Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Да, не лопайся. (На последних словах хлопает разведенными руками). Дети стараются повторить действия за педагогом.

Игра «Солнечные зайчики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры: Воспитатель зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него, проговаривая слова. Прыгнул зайчик на окошко –   Яркий, шустрый, озорной.  Посидел он там немножко  Заглянул ко мне в ладошку,  Забрался на потолок….  И запрыгал: скок да скок.  Дети пытаются поймать солнечного зайчика.  

 «Игры, направленные на преодоление агрессии»  

Игра«Зайчики»

 Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.  

Ход игры: Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете,как напряглись у вас мышцы в ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А ручки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А ручки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».  Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц.  

Игры с тревожными детьми  

«Воздушный шарик»  

Цель: снять напряжение, успокоить детей.  Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу

 «Медвежата»

 Предложите детям превратиться в маленьких медвежат. «Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали».     Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. (Упражнение направленно на мышечное расслабление).  

«Дудочка»  

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.  

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»  

«Шалтай-Болтай»  

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».  Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.  (С. Маршак)   Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».  

«Смена ритмов»  

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.  

Ход игры: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность в раннем возрасте. Перспективное планирование НОД.

В этом материале распланированиы занятия по развитию речи в раннем возрасте по программе "Радуга"....

Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков...

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков в раннем возрасте

Картотека игрна развитие коммуникативных навыков в раннем возрасте...

Картотека игр на развитие социально – коммуникативных способностей детей раннего возраста.

Картотека разработана для развития коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, наблюдательности, развитие активного словаря....

Картотека ситуативных бесед по образовательной области :"Социально -коммуникативное развитие детей раннего возраста

Картотека ситуативных бесед по образовательной области :"Социально - коммуникативное развитие"  Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу:«Социализаци...