Экологическое воспитание младших дошкольников в семье
материал

Шакирова Александра Владимировна

Консультация для родителей "Экологическое воспитание младших дошкольников в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_2.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»

Картинки по запросу картинка об экологии для детей

Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,

 в природе, вечный источник детского разума.  

                                                                                            В.А. Сухомлинский 

  Взаимодействие человека с природой – актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, потому что люди приносят большой вред живой природе.

  Важнейший аспект в решении вопроса сохранения Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, а именно ранний возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека. В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать, «может ли она летать двумя крылышками», отрезают кошке усы («еще вырастут») и т. п. Причинами неправильного отношения детей к объектам живой природы могут быть недостаточный эмоционально-чувственный опыт общения с животными, несформированность навыков ухода за ними, низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как о живых существах, плохой пример взрослых.

  Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). Таким образом, детям закладываются основы доброты, человечности, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом.

  Дошкольники должны понимать свою ответственность за состояние окружающей среды. Их нужно учить не рвать красивые цветы, объяснять, что эти цветы могут исчезнуть из-за нарушения места обитания, например в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов независимо от нашего отношения к ним. У них следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице).

  Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. На прогулке вместе с ребенком учите слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

  Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку, нарисовать вместе с ребёнком картину или сочинить сказку. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать что-то для группы, но и, например, показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового материала.  Играйте с детьми на прогулке в подвижные игры природоведческого характера связанные с повадками животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

  В домашних условиях с дошкольником можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или  иной категории: («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

  Можно с ребенком поиграть в предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листики по порядку – самый большой, поменьше, маленький» и т. д.). Или в настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», « Круглый год», «Садовод» и т. д.).

 

  Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

Интересных вам открытий!                                                                                                                                          

Воспитатели группы №4

Шакирова А.В., Вокуева Н.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

Экологическое воспитание младших дошкольников.

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад....

Родительское собрание во 2 младшей группе "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...