Консультация "Детские страхи"
консультация по психологии (младшая группа)

Коровина Ольга Владимировна

Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия (В. Даль). Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое страх?» Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия (В. Даль).

Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.).

А что такое детские страхи? Это повод для серьёзного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?

Понять причины детских страхов – значит помочь ребёнку избавиться от них.

Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, выделении желудочного сока, показателях артериального давления.

- Когда возникают детские страхи? Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушённые страхи. Их источник- взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно «заражают»  ребёнка страхом («Не бери – обожжёшься»). Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развиваются неуверенность ребёнка в себе и чувство тревожности.

 - Как дети чаще всего подвержены страхам?

  • Дети чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребёнке о смерти, несчастьях, болезнях помимо воли запечатлеваются в его психике).
  • Дети чересчур честолюбивы, с болезненно обострённым чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребёнка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребёнком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребёнка находиться в постоянном страхе: «А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу её любовь?»
  • Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
  • Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.
  • Дети, чьё представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
  • Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.

- Существует ли взаимосвязь между воображением ребёнка и страхами?

С  воображением тесно связаны «кризисные» страхи. В 2 года ребёнок вполне может удариться в рёв, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трёхлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаёт причудливые образы «страшного», и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трёхлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощённом могут стать очень серьёзной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи – признак невротизации личности, и ребёнка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего, не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего или что бояться стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может усложниться. Поэтому нужно признать право бояться и помочь ребёнку бороться со страхами, мобилизовать всю свою изобретательность.

- Влияет ли состав семьи на наличие страхов у ребёнка? У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше, чем при наличии полной семьи. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения, которая позволяет девочке более уверенно вести себя среди сверстников. Предчувствие опасности, состояние беспокойства, имеющиеся внешние симптомы, называются тревогой.

Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам).

От рождения до года – малышей способны напугать громкие звуки, неожиданный шум.

От 1 до 2 лет – разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.

От 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще является волк.

От 3 до 5 лет – часто встречается триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей и Бармалей – они злые, коварные, воплощают в себе наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причём значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.

От 5 до 7 лет – это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда всё взялось? Зачем живут люди? А также формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов. Ведущим страхом является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6 -7 лет – это жизненная реальность, которую ребёнок должен признать как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх. Типичные страхи этого возраста – черти, представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.

Самый бесстрашный возраст у девочек – 3 года, у мальчиков – 4 года.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....