Игры для развития речи
консультация

Рубанова Екатерина Михайловна

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey.docx52.23 КБ

Предварительный просмотр:

                

Игры для развития речи

(консультация для родителей)


«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов…»
К.Д.Ушинский

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна. 

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств. 

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра должна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно –игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

Все речевые игры условно делятся на игры:

- по формированию правильного звукопроизношения;
- по развитию фразовой речи;
- по формированию навыков словообразования;
- по формированию грамматического строя речи;
- по формированию связной речи.

Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:

Звуковые шапочки.
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
- четкое изолированное произношение звуков;
- развитие навыков звукового анализа;
- обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
- различение речевых и неречевых звуков;
- совершенствование зрительно-моторной координации.

Ход игры.

В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. 
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук «летит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо». 
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

Логопедическое домино
(игра для автоматизации звука Р )
Цели:
- автоматизация звука Р, находящегося в словах в разных позициях;
- согласование числительных с существительными в роде;
- развитие звукового анализа слов;
- формирование навыков самоконтроля за собственной речью;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры.
Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру.
Предложить первому игроку выложить любую из своих карточек и назвать изображенные на ней предметы, например: радуга – ракета. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны, например: ракета — гитара.
Если подходящей карточки у игрока нет, то ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки.
Усложненный вариант. «Сколько всего?» 
Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «одна ракета и одна радуга», «одна ракета, две радуги и одна гитара».

Жадный кот.
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры.
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе». 
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

Спрячу куклу Машу.
(игра на дифференциацию звуков Ш-Ч)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в тексте.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:

Спрячем куклу Машу,
Спрячем куклу нашу.
Валя к кукле подойдет,
Валя куколку возьмет.
С куклой Машей 
Валечка попляшет.
Хлопнем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.

Целью формирования фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дельнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

игра «Что с чем?»

Цель: Учить правильному употреблению имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.
Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.) 
Ход игры. Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».

Составь предложение.

Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры.
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

Формирование навыков словообразования является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями. 
Словарь этих детей отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому языку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.
Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотнесенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно рекомендовать следующие игры:

В гостях у Винни — Пуха

Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса. 
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода 
в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода
и множественного числа.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
- Что приготовил Винни — Пух для гостей?
- Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и 
т.д. ). 
- Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
- Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

Поварёнок

Цель: Формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире. 
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюлек с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками, наполненными различными сыпучими продуктами: вермишель, крупы, горох, фасоль.
Ход игры. Логопед раздает детям картонные кастрюльки и приложенные к ним пакетики. Это дает возможность увидеть различные крупы (пшенную, манную), уточнить названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, сравнить, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли и т.д.
Затем дети образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Образованные прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп.», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу.»

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, воспитатель учит правильно строить детей предложно — падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

Веселые машинки

Цель: Обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов. 
Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.
Ход игры.
Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле. 
Например: за гаражом, под мостом, на горке.
Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.
Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требованию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулировщика» с игрушечным жезлом.

Умный мяч

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. 
Оборудование: Мяч.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного. 
Например: Корова – мычит.
Лягушка – квакает.
Кошка – мяукает.
Волк – воет.
Собака — лает и т.п.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: Врач – лечит.
Художник – рисует.
Повар – варит.
Пожарник – тушит.
Плотник – строгает и т.п.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо действие его.
Например: Ваня – катается.
Маша – играет.
Коля – прыгает.
Света – бегает и т. д.

Рыболовы

Цель: Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: Удочка с магнитом, 20 бумажных рыбок, коробка – море.
Ход игры:
Рыбки находятся в коробке – море посередине стола. Воспитатель вызывает детей по одному, и предлагает поймать рыбок. Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку.» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок.»
Кому удастся поймать больше всей рыбок и правильно составить предложение, тот и победитель

Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсценировок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.
Особенно хорошо речевой материал помогают отрабатывать логосказки. Для их постановки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланелеграфе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.
Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок.
Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий. 
Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала надо учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняется словарь по теме предложенной картинки, формируются понятия, закрепляются значения слов. После этого воспитатель должен направить внимание детей на действия персонажей и помочь им составить рассказ или сказку.

Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразною коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глогольных форм вызывает определенные трудности.
В качестве примера привожу логоритмическая игры — упражнения:

Весёлый ручеёк

Ручеёк в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та, тра-та-та — дети ритмично постукивают
Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.
Ручеёк зайчонку вторит:
-Дзынь, дзынь, дзынь, ритмично « выбрасывают»
-Дзынь, дзынь, дзынь. пальцы из сжатого кулака
Колокольчик их услышал:
-Динь, динь, динь, ритмично покачивают головой
-Динь, динь, динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками – хрум, хрум. ритмично щелкают пальцами
Тук –тук – тук –с берёзы дятел. постукивают кулачком о кулачок
Ах, какой поднялся шум.

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:
- Уф –уф – уф, уф – уф – уф. дети ритмично потирают ладонь о ладонь
Отгоняем веткой мух. горизонтально.
Мух – мух –мух / 2 раза ритмично помахивают рукой.
А они в варенье сели
Ели –ели, ели – ели. ритмично постукивают пальцами о ладонь.
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели. имитируют движение ложкой.
Это лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным.
Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях, а следовательно, повысится и эффективность работы.

Игра «Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Педагог: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла 
(Педагог раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Педагог:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Педагог:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Педагог:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.

Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих детей, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака.

Игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Педагог: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Игра «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Педагог:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Педагог (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?»

Игра «Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Педагог. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропивают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Игра «Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Игра «Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Игра «Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках

Игра «Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Педагог: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Мушки и стрекозы»

(дети делятся на две комаенды: «Стрекозки» и «Мушки»

Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»

(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)


«Крот»

(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)

Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!

(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)


«Воробышек»

(дети хором проговаривают слова)

«Воробышек - воробей,
Улетай-ка поскорей 
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»

(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Лиса-Лизавета»

(дети хором проговаривают слова)

«Лиса - лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»

(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Пчёлы и медведи»

(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)

Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем, 
Мишка мёд там не найдёт!

(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)

Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!

(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)

Игра: «ЦЕПОЧКА».

Цель: замена названий деревьев в скороговорках.

Ехали мы, ехали.

До ЕЛИ доехали,

ЕЛЬ объехали

И к СОСНЕ поехали.

Ехали мы, ехали.

До СОСНЫ доехали,

СОСНУ объехали

И к КЛЁНУ поехали…

 

Игра «Идем по кругу»

Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ж».

Логопед  показывает ребенку жука, вырезанного из яркой бумаги, и кладет его на стульчик. Ребенок идет по кругу, логопед певуче повторяет русскую потешку:

                Жук-жучок,

                Не летай в озерышко.

                Улетишь высоко –

                Упадешь глубоко.

                Уж ты на землю падешь –

                Тебя мышка съест.

                 Уж ты на воду падешь –

                Тебя рыбка заглотнет.

Ребенок во время чтения потешки поднимает руки, встает на цыпочки или садится на корточки, изображая жука. Когда потешка прочитана, ребенок приседает и повторяет «Жу-жу-жу». Игра повторяется несколько раз.

Игра «Змейка» 

Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ш».

Логопед показывает змейку на картинке ребенку. Ребенок рассматривает ее, педагог предлагает изобразить ее.

                   Эй-ка, эй-ка!

                   Голубая змейка!

                   Объявись, покажись,

                   Колесом покрутись!

Ребенок кладет руки на пояс логопеду, и вместе маленькими шажками продвигаются вперед (можно расставить преграды: кубики, стулья, натянутая веревка и т.п.). «Змейка» шипит: «Шшшш-ш-ш». Следить за четкостью произношения звука.  

«Отгадай, на что я смотрю»,

«Назови, на что смотришь ты». 

Цель: учить детей описывать предметы.

Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)

«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе», (Чашка)

«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета)

ИГРА «Сорока – Белобока»

Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных.

Логопед рассказывает сказку:

В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока.

Ответы детей:

- Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр.

Сказочно-игровая ситуация.                                                                                    

Цель: развивать воображение, эмпатию, выразительность речи и движений.                                            Предметы "оживают". Предложить детям угадать, какой характер у морской раковины, у самодельного ежика, у колокольчиков разной формы и с разными голосами. Что и как они сказали бы, если бы могли вступить в беседу с детьми и друг с другом?

Игра «Подбери рифму»

Цель: развивать  фонематический слух

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок, песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 Игра «Сочинители»                                                                                                                          Цель: учить распространять предложения,  расширять словарный запас, развивать воображение.                                                                                                                                          Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всём на свете», но говорят только по одному слову друг за другом.

Например.

1-й ребёнок. Однажды.

2-й ребёнок. Грузовик.

1-й ребёнок. Поехал.

2-й ребёнок. Покататься… и т.п.

Вариант: говорить по 2-3 слова.

Игра «Хочу всех предупредить»

Цель: развивать воображение, учить подбирать слова-рифмовки.                                                             В этой игре-разговоре используется известная фраза К.И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке гориллы, в Африке злодей… в Африке ужасный Бармалей!»

Собеседники могут придумать свои «пугалки», но они должны быть с весёлым подтекстом. По сути это маленькие фантастические рассказы, но «именные», предназначенные для конкретного партнёра по игре («Хочу Сашу предупредить….»).

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Мама – мамочка, мамулечка, мамуля, матушка.

Бабушка – бабуля, бабуся, бабусенька.

Сестра – сестричка, сестренка.

Тётя – тетушка, тетенька.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие».

Весна (какая?) – теплая, солнечная, ранняя, поздняя.

Солнце (какое?) – яркое, ласковое, блестящее.

 Небо (какое?) –голубое, высокое

 Облака (какие?) – кучевые, пушистые, белые.

 Снег (какой?) – мягкий, пушистый, холодный.

 Сосульки (какие?) – длинные, ледяные, холодные.

 Листочки (какие?) – молодые, зеленые, весенние.

 

Игра «Подбери действия»

Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».

Солнце (что делает?) – светит, греет, блестит.

 Снег (что делает?) – падает, ложится, тает.

 Сосульки (что делают?) – висят, капают, тают.

 Листья (что делают?) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.

  Почки (что делают?) – набухают, распускаются, лопаются.

  Птицы (что делают?) – щебечут, поют, летают.

  Дети (что делают?) – играют, смеются, бегают, поют.

Игра «Назови ласково».

Цель: Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

 На доске выставлены рисунки с изображением деревьев. Дети, правильно назвав их ласково, уносят картинки к себе на столы.

Тополь – тополёк,

Дуб – дубок,

Осина – осинка (осиночка),

Берёза – берёзка (берёзочка),

Рябина – рябинка (рябиночка),

Ёлка – ёлочка,

Ива – ивушка,

Сосна – сосенка,

Клён – кленок,

Яблоня – яблонька,

Шишка – шишечка,

Ветка- веточка,

Лист – листик, листочек, листок,

Лес – лесок,

Иголка – иголочка.

Игра «Театр»

Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыгрывать роли различных животных: лисы, медведя, волка и др. Логопед говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы:

  • Какая лиса? (хитрая, проворная и т.д.)
  • Какой волк? (злой, голодный и т.д.)
  • Какой медведь (большой, мохнатый, неуклюжий ит.д.)

Игра-сказка «Два брата Ик и Ищ».

Цель: упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого -ИщИк был маленький и лас ковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвос тик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи.

(Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)

Игра «Назови ласково»

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко,

серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки,

белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка,

милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки,

длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок,

круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки,

мягкие перья — мягонькие перышки.

Игра «Загадалки».

Цель: учить детей отгадывать загадки, соотносить описание с картинкой.

Дети отгадывают загадки, воспитатель ставит в ряд соответствующие иллюстрации с изображениями птиц.

  • Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же драчливый, боевой, удалой. (Воробей.)
  • Красногрудый, толстый, малоподвижный. (Снегирь.)
  • Твердоклювый,  красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)
  • Лов кая, подвижная, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)
  • Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)
  • Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)
  • С крестообразным клювом; только она зимой птенцов вы водит. (Клест.)

Если дети путают названия птиц, можно провести дидактическую игру «Кого не стало».

Игра «Мы с игрушками играем».

 Цель: развивать память, учить четко проговаривать слова.

Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

    Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.

Игра «Игрушки – малютки».

 Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

Кукла – куколка,

Матрёшка – матрёшечка,

Мяч – мячик.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: учить детей договаривать предложение по смыслы, подбирать слова-рифмовки.

Ор - ор - ор, сорвали красный ... (помидор).

Ец - ец - ец, съели вкусный ... (огурец).

Жан - жан - жан, лежит на грядке ... (баклажан).

Бус - бус - бус, мы разрезали ... (арбуз).

Игра «Отгадай и нарисуй»

Цель: Учить называть вид транспорта по составляющим частям.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы - это…….грузовик.

Крылья, кабина, хвост, мотор, трап - это…….самолёт.

Палуба, каюта, якорь, корма, винт, трюм, рубка - это…….корабль.

Игра «Составление загадок о транспорте»

При составлении загадок можно использовать принцип, предложенный Д.А. Нестеренко в книге «Страна загадок». Дети ищут ответы на вопросы: «На что похоже?» и «Чем отличается?». (Варианты записываются.)

Например, составляется загадка про автобус.

                        На что похоже?                                        Чем отличается?

                        На дом.                                                  Но передвигается.

                        На троллейбус.                                        Но без рожек.

                        На машину.                                                  Но длинный,

                                                                                       с множеством  окон.

Получаем загадку:

«Похож на дом, но передвигается, на трол лейбус, но без рожек, на автомобиль, но длинный и с множе ством окон».

Признаки сравнения должны быть главными. Можно использовать ответы на вопросы:

«Что делает?», «Что такое же?»

Например:

«Едет, но не автомобиль, останавливается на остановках, но не троллейбус, возит пассажиров по мар шруту, но не трамвай». (Автобус.)

         Составлять загадки лучше коллективно, выбирая наиболее ин тересные предложения. Лучше иметь перед глазами картинки.

Похож на дом, но на колесах. Имеет усы, но не папа. Обут в резиновую обувь, но не имеет ног. (Троллейбус.)

Нужен ток, но не троллейбус. Есть колеса, но едут только по рельсам. (Трамвай.)


Игра в рифмы - подскажи слово.                                                                        

 Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.
Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история.
(Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку, 
Братья шли по переулку. 
Вдруг на них из закоулка 
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть, 
Хочет он на нас .. 
напасть
Чтоб в беду нам не попасть, 
Псу мы бросим булку в ... 
пасть.
Все окончилось прекрасно. 
Братьям сразу стало .. 
ясно
Что на каждую прогулку 
Надо брать с собою… 
булку.

Шишки-мышки
(А. Кондратьев)
Жили-были на сосне две серьезных шишки. 
Жили-были под сосной две веселых мышки. 
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке. 
Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....