Особенности ребенка 3-4 лет
статья (младшая группа)

Челышева Наталья Максимовна

В данном материале рассматриаются особенности, которыми обладают дети в младшем возрасте, а также умения, которыми дети данного возраста доложны владеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rebenka_3-4_let.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Младший возраст – один из важнейших периодов в развитии ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет дети формируют новые отношения со сверстниками, с взрослыми, с окружающим его предметным миром.

Психологи обращают выделяют такое понятие как «кризис трех лет», когда ребенок начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании. Это свидетельствует о необходимости преобразования типа взаимоотношений взрослого с ребенком. Необходимо начать предоставлять дошкольнику больше самостоятельности и обогащать его деятельность новым содержанием.

Характерное для трехлетнего ребенка требование «я - сам», в первую очередь, отражает появление у него новой потребности в самостоятельности, а не фактический уровень его возможностей. Задача взрослого в данный период – поддержать стремление к самостоятельной деятельности, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая критику и нетерпение относительно его неумелых и медленных действий. Очень важно помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость успеха в деятельности.

В 2-3 года малыш научился многому: ходить, взаимодействовать с различными предметами, он успешно начал понимать речь, а также развивается активная речь. Ребенок получил опыт эмоционального общения со взрослыми и сверстниками. Все это вызывает стремление к самостоятельности и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве со взрослыми. В совместной деятельности с ребенком взрослый помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка и своей положительной оценкой усиливает стремление добиться лучшего результата.

Доверие к воспитателю, привязанность – важнейшие компоненты психологического комфорта и развития ребенка в детском саду. Ребенок 3-4 особенно нуждается в поддержке и заботе со стороны воспитателя. Педагог должен проявлять доброе отношение к каждому ребенку. Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более общительным и активным.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, свидетельством чего являются многочисленные вопросы, задаваемые детьми.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, но, в то же время, не в состоянии справиться с задачей без помощи взрослого.

Неутомимость в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок умеет гордиться успехами своих действий, критически оценивать результаты своего труда. Происходит формирование способности к целеполаганию.

Младший дошкольник может воспринимать предмет без попытки его обследования. Восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

 К 3-4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.

В 3-4 года, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, т. е. воссоздание образов, почерпнутых из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет кругозор, опыт и знания ребенка. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие в голове у малыша, насыщены эмоционально и реальны для него.

Память ребенка 3-4-х лет непроизвольна, характеризуется образностью. Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с деятельностью, эмоционально окрашено. То, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и в раннем возрасте. Резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок 3-4 лет уверенно ходит, координирует движения конечностей при ходьбе, воспроизводит разнообразные движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит линии, осваивает изобразительные умения.

В играх самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, имеет любимые игры и игрушки. Умеет составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, ориентируется в различении основных форм (круг, квадрат, треугольник), может объединять предметы по признаку формы, сравнивать их по размеру. Активно стремится к самостоятельности, осваивает приемы самообслуживания и гигиены. Самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Ребенка 3-4 лет отличает высокая речевая активность, его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок. Малыш живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем мире пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших, подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, которые одобряют взрослые. Он жизнерадостен и активен, его глаза с любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности ребенка 2-3 лет

Кто он - ребеенок 2-3 лет? Над этим вопрсосм задумывается каждый, у кого есть ребенок....

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...

Памятка родителю «особенного» ребенка.

В каждой группе детского сада, в каждом дворе и на любой детской игровой площадке есть ребенок, который сразу обращает на себя внимание. Он самый шумный, заводной, неугомонный и у его родителей ...

Возрастные особенности ребенка 3 лет.

Кризис 3 лет, как предупредить  нежелательное  поведение  ребенка. Советы  родителям....

Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»

К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...

Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»

  Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной и...