развитие двигательной активности
методическая разработка (подготовительная группа)

Ошарова Нина михайловна

игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»

Игры-упражнения для детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем двигательной активности.

Цель: формирование у детей двигательных навыков, умения ориентироваться в пространстве, ловкости, выносливости, находчивости.

«Я – впереди». 

Дети идут друг за другом. Воспитатель называет имя ребенка, тот бежит вдоль всей колонны и становится ведущим. Он ведет колонну, меняя направление движения. Воспитатель называет имя второго, третьего ребенка и т. д.

«Поверни». 

Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условленного места, обозначенного, например, кеглей, ведущий поворачивается и ведет колонну в обратном направлении.

«Не теряй пару». 

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не обгоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Стоп».

Дети бегают в разных направлениях в течение 2–3 мин. По сигналу «Стоп!» останавливаются и изображают какую-нибудь фигуру («лыжня», «пловец»).  Все  вместе  выбирают  лучшую  фигуру,  и  игра  возобновляется.

«Круговорот».

Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и дошкольники, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети снова встают в пару, игра продолжается.

«Меняемся местами».

В центре площадки лежит длинный шнур. Дети разделяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» все разбегаются по своими частям площадки, а по сигналу «Меняйтесь!» команды бегом меняются местами. Побеждает команда, которая в полном составе первой перебежала на другую строну площадки.

«Ниточка с иголочкой».

Дети держатся за руки, образуя цепочку.

Проведя цепочку вокруг всего участка, воспитатель предлагает всем остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого педагог ведет цепочку в обратном направлении.

«У кого больше». 

По всему залу разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. По сигналу (музыка, удар в бубен, свисток) все быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. (Количество предметов должно превышать число детей в 3–4 раза.)

Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов.

Вариант 2. Собрать как можно больше предметов определенной формы любого цвета.

Вариант 3. Собрать как можно больше предметов определенной формы одного цвета.

Вариант 4. Собрать как можно больше любых предметов парами, тройками по цвету.

«Будь внимательным».

Дети  стоят  в  колонне  друг  за  другом,  у  каждого  в  руке  флажок. По сигналу воспитателя все начинают бегать по кругу, обегая предварительно разложенные мелкие предметы. По второму сигналу перепрыгивают через предметы. Воспитатель называет кого-нибудь по имени; ребенок поднимает флажок, не прекращая бега, пока воспитателем не будет названо имя другого ребенка, который, в свою очередь, тоже поднимает флажок.

«Найди свой кубик».

По участку в произвольном порядке разложены обручи, в каждом стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обручей и бегают в разных направлениях легко, не сталкиваясь и не подбегая к обручам. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет кубики местами. По третьему  сигналу  дети  откр кубик, впрыгнуть в него, пролезть в обруч и поднять его над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Игры-упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности.

«Успей поймать».

Дети стоят по кругу, в центре которого находится воспитатель. Он придерживает палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Воспитатель называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отходит. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть.

«Быстрее вверх».

Дети держат палку вертикально за нижний конец. По команде начинают перехватывать палку поочередно одной и другой рукой, приставляя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

«Скорее в обруч».

На земле произвольно разложены большие обручи, около каждого стоят  двое  детей.  По сигналу «Беги!» дети бегают вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» запрыгивают в обруч, приседают. Кто не успел, выходит из игры. Затем один обруч убирают, и игра продолжается снова.

«Цапли».

По кругу разложены несколько обручей на расстоянии шага один от другого. Дети перепрыгивают из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком, спиной). Выигрывает тот, кто дольше всех продержался на одной ноге.

«Чья команда победит?».

Дети строятся в две колонны, образуя две команды. Перед каждой на расстоянии 2–3 м лежат три обруча. (Расстояние между обручами 40–50 см). По сигналу воспитателя первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, берут обруч в руки, поднимают над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрямляются, выпрыгивают из обруча и прыгают на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят, как волчок, 2–3 раза, быстро ловят, кладут на место и опять на одной ноге прыгают к третьему обручу. Берут его в руки, прыгая через обруч, как через скакалку, допрыгивают до финиша (флажок, кегля) и возвращаются обратно. Положив обруч на пол, бегут в конец ывают  глаза,  и  каждый  должен  добежать  до обруча, где лежит его своей колонны. Следующие игроки начинают бег, когда первые пересекут линию старта. Побеждает команда, быстрее выполнившая все задания.

Народные игры.

«В ногу».

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в XIX веке. Игра требует проявления меткости и ловкости. Дети делятся на две равные по числу участников команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30 см в соответствии с количеством игроков в команде. После этого игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном заранее установленном расстоянии. Их задача – попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в голову, а игрокам в кругах поднимать ногу, находящуюся в кругу.

«Растеряхи».

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя цепочку. По правую сторону цепочки стоит водящий, который по команде начинает бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто, кроме водящего, не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разорвать цепочку. Чем дальше игрок находится от водящего, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

«Укротитель диких зверей».

На площадке ставятся пеньки по кругу или обручи. Их на один меньше, чем игроков. Тот, у кого нет пенька, – «укротитель зверей», а все остальные – «звери». До начала игры дети выбирают, кто будет «волком», кто «лисой», а кто «зайцем». «Звери» садятся на пеньки. «Укротитель зверей» идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за «укротителем». Так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за водящим. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники!», «звери» и «укротитель» стараются сесть на свободный пенек (или встать в обруч). Тот, кому не хватает свободного места, становится «укротителем», и игра продолжается.

«Удочка» («Рыбка», «Поймать рыбку»).

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий-«рыбак» (им может быть взрослый), который становится в центр круга. Ему выдается веревочка. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игроков в кругу – перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Есть два варианта развития игры.

Первый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто «попались на удочку», выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие дети (3–4 человека).

Второй вариант: со сменой водящего. Та «рыбка», которая «попадается на удочку», занимает место в центре круга и становится «рыбаком».

«Кот и мышь».

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – «нору». В одном ряду стоят «коты», в другом – «мыши». Игру начинает первая пара: «кот» ловит «мышь», а та бегает вокруг играющих. В опасный момент «мышь» может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только «кот» поймал «мышь», играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока «коты» не переловят всех «мышей».

Правила. «Коту» нельзя забегать в «нору». «Кот» и «мыши» не должны убегать далеко от норы.

«Ляпка».

Один из играющих – водящий, его называют «ляпкой». Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать «ляпку». Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

«В круги».

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей полочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

«Огородник и воробей».

По считалке выбираются «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг. «Огородник» поет:

Эй, воробей, не клюй конопель,

Ни своих, ни моих, ни соседовых.

Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети пускают и выпускают «воробья» в круг. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами, или выбираются новые водящие.

«Пчелки и ласточки».

Играющие дети – «цветочки» – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих пять «пчел» и «ласточку». «Пчелки» сидят на «полянке» и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

«Ласточка» в своем «гнезде» слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

Правила игры. «Пчелы» летают по всей площадке, «гнездо ласточки» находится на возвышении.

«Бабка Ёжка».

Рисуют круг, в середине стоит один из играющих – Баба Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка Ёжка – костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

Игры-забавы.

«Узнай по звуку».

Цель: развитие наблюдательности.

Воспитатель выносит игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл); дети прислушиваются, как звучит каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий, ему закрывают глаза, он должен определить, какая игрушка звучит.

«Узнай, не видя».

Цель: развитие наблюдательности.

Играющему завязывают глаза и надевают толстые варежки. Затем дают ему в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь.

«Что изменилось?».

Цель: развитие наблюдательности.

Водящий закрывает глаза и отворачивается от детей. Трое детей в это время что-нибудь меняют в своем облике: расстегивают пуговицу, снимают заколку и т. д.

Затем водящий открывает глаза, и ему предлагают найти изменения.

«Необычные жмурки». 

Цель: развитие наблюдательности.

Двум игрокам завязывают глаза, остальные дети подходят к ним по очереди. Игроки с завязанными глазами соревнуются, кто больше друзей узнает.

При этом разрешается пользоваться только четырьмя способами опознания:

– по рукопожатию,

– по шепоту,

– по покашливанию,

– по прикосновению к волосам, ушам, носу.

Тот, кто правильно узнает товарища, получает очко. Побеждает набравший большее количество очков.

«Успей подхватить». 

Цель: развитие ловкости и точности движений.

Дети встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Все должны стоять неподвижно. Воспитатель держит в руках палку, неожиданно отпускает ее и называет порядковый номер. Задача игрока под этим номером – подхватить палку, не сходя со своего места. Непоймавший покидает круг. Последние оставшиеся в игре считаются самыми ловкими.

«Считайте ногами».

Цель: развитие глазомера.

На асфальте рисуются квадраты со стороной 1 м. Два ребенка становятся в центр квадратов, им завязывают глаза и просят точно выполнять команды: «Кругом», «Шесть шагов вперед», «Два прыжка на левой ноге вправо», «Кругом», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает тот, кто окажется ближе всего к своему месту.

«Развиваем внимание».

Цель: развитие внимания.

Детям предлагают посмотреть вокруг в течение 10–15 с и запомнить как можно больше предметов. Затем им завязывают глаза, называют какую-нибудь форму и просят перечислить соответствующие предметы. Побеждает тот, кто назвал больше всех предметов.

«Где звук?».

Цель: развитие внимания.

Играющим завязывают глаза. Воспитатель берет будильник и становится в отдалении от детей. Прислушиваясь к тиканью, игроки должны двигаться в направлении звука. Водящий может несколько раз менять свое местоположение. Кто ближе всех подойдет к часам, побеждает.

Спортивные эстафеты.

«Кто быстрее слепит снеговика».

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки из снега разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. О порядке работы дети договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!».

«Кто быстрее слепит десять снежков».

По  команде  дети  начинают  лепить  снежки  и  складывать  их  около себя. Снежки должны быть аккуратными, круглыми. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять снежков и поднимет последний снежок над головой.

«Кто выше подбросит снежок».

В игре принимают участие все дети. По команде они начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждая команда выполняет задание три раза. Побеждает та команда, которая три раза подбросит снежок выше всех. Бросают два раза правой и один раз левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Игры с использованием р.н.ф., направленные на развитие двигательной активности

Подборка игр для физического развития детй раннего возраста...

Активизация интереса родителей по развитию двигательной активности совместно с детьми и потребности в физическом совершенствовании

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия.Именно поэтому в нашем детском саду в помощь родителям был создан семейный клуб «Зродо...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

, использование данного пособия полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья (использование в работе педагогов-психологов, дефектологов и логопедов, воспитателей)....