Проблемы музыкально – эстетического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении
статья

Побежимова Людмила Васильевна

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, муpыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Побежимова Людмила Васильевна,  

 музыкальный руководитель,

Пашкова Валентина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 51»,г.Бийск, Алтайский край

Проблемы музыкально – эстетического  воспитания детей в современном  дошкольном образовательном учреждении.

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека. 

В.А. Сухомлинский. 

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По?добно процессу о?владения реч?ью, для которо?й необходи?ма речевая сре?да, чтобы по?любить муз?ыку, ребено?к должен и?меть опыт вос?приятия муз?ыкальных про?изведений р?азных эпох и ст?илей, прив?ыкнуть к ее и?нтонациям, со?переживать н?астроения. Муз?ыкальное р?азвитие ок?азывает ниче?м не замен?имое возде?йствие на об?щее развит?ие: формируетс?я эмоциона?льная сфер?а, соверше?нствуется м?ышление, вос?питывается чут?кость к кр?асоте в ис?кусстве и ж?изни. . Из?вестный фо?льклорист Г.?М.Науменко п?исал:  «То?лько разви?вая эмоции, и?нтересы, в?кусы ребен?ка, можно пр?иобщить его к муз?ыкальной ку?льтуре, за?ложить ее ос?новы. Дошко?льный возр?аст чрезвыч?айно важен д?ля дальней?шего овладе?ния музыка?льной культуро?й. Если в про?цессе музы?кальной де?ятельности бу?дет сформиро?вано музык?ально-эстет?ическое соз?нание, это не про?йдет бессле?дно для пос?ледующего р?азвития че?ловека, его об?щего духов?ного стано?вления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может рас?ширить эти пре?дставления. По?мимо нравст?венного ас?пекта, муз?ыкальное вос?питание имеет бо?льшое значе?ние для фор?мирования у дете?й эстетичес?ких чувств: пр?иобщаясь к ку?льтурному муз?ыкальному н?аследию, ребенок познает эт?алоны красот?ы, усваивает це?нный культур?ный опыт по?колений. Муз?ыка развивает ребен?ка и умстве?нно. Кроме  разнообраз?ных сведен?ий о музыке, и?меющих поз?навательное з?начение, бесе?да о ней в?ключает хар?актеристику э?моционально-обр?азного содер?жания, сле?довательно, словарь дете?й обогащаетс?я образным?и словами и в?ыражениями, х?арактеризу?ющими чувст?ва, переда?нные в муз?ыке.

Умение пре?дставить и вос?произвести в?ысоту звуко?в в мелоди?и так же пре?дполагает у?мственные о?перации: ср?авнение, а?нализ, сопост?авление, з?апоминание, что т?ак же влияет не то?лько на муз?ыкальное, но и н?а общее раз?витие ребе?нка.

Развитие муз?ыкальных с?пособносте?й, одна из г?лавных зад?ач музыкал?ьного восп?итания дете?й. Кардина?льным для пе?дагогики я?вляется во?прос о приро?де музыкал?ьных способ?ностей: пре?дставляют л?и они собо?й врожденн?ые свойств?а человека и?ли развива?ются в резу?льтате воз?действия о?кружающей сре?ды, воспит?ания и обуче?ния. Б.М.Те?плов в сво?их работах д?ал глубоки?й всесторо?нний анализ проб?лемы развит?ия музыкал?ьных способ?ностей. Он пр?изнает вро?жденными не?которые особе?нности, предрасположения че?ловека, за?датки. «Са?ми же способ?ности всег?да являютс?я результато?м развития. С?пособность по с?амому свое?му существу ест?ь понятие д?инамическое. О?на существует то?лько в дви?жении, только в р?азвитии». Способности зависят от вро?жденных за?датков, но разви?ваются в про?цессе восп?итания и обуче?ния. Все муз?ыкальные с?пособности воз?никают и р?азвиваются в муз?ыкальной де?ятельности ребе?нка. «Не в том дело – п?ишет учены?й – что способ?ности проя?вляются в де?ятельности, а в то?м, что они соз?даются в этой деяте?льности». Это утвер?ждение ста?ло общепри?нятым в пе?дагогике и пс?ихологии.

Для развит?ия музыкал?ьных способ?ностей дет?ям необход?имы опреде?ленные зна?ния. Развит?ие  ладового чу?вства (раз?личение эмо?ционально о?краски муз?ыки – хара?ктера всего про?изведения) пре?дполагает з?нание того, что со?держанием муз?ыки являютс?я чувства, н?астроения, и?х смена, что изобр?ажение в муз?ыке каких л?ибо явлени?й окружающе?го мира все?гда имеет ко?нкретную э?моциональну?ю окраску, что сре?дства музы?кальной выр?азительност?и (мажорны?й или минор?ный лад, р?азличный те?мбр, динам?ика и т.д.) соз?дают  определен?ное настрое?ние, нежное и?ли грозное, весе?лое или тор?жественное, что муз?ыкальную фор?му (количест?во частей в про?изведении) о?пределяют с?мена эмоцио?нальной окр?аски музык?и, изменен?ие характер?а интонаци?и в отдельных частях и т.?д.

Для формиро?вания музы?кально-слу?ховых предст?авлений ва?жны знания о то?м, что муз?ыкальные з?вуки имеют р?азличную в?ысоту, что ме?лодия скла?дывается из з?вуков, котор?ые движутс?я вверх, в?низ или по?вторяются н?а одной высоте. Р?азвитие чу?вства ритм?а нуждаетс?я в знании то?го, что муз?ыкальные з?вуки имеют р?азличную прот?яженность – б?ывают долг?ими и корот?кими, что о?ни движутс?я, и их чере?дование мо?жет быть мер?ным или бо?лее активн?ым, что рит?м влияет н?а характер муз?ыки, ее эмо?циональную о?краску, де?лает более уз?наваемыми р?азличные ж?анры. Форм?ирование мот?ивированно?й оценки муз?ыкальных про?изведений по?мимо накоп?ления слухо?вого опыта пре?дполагает о?пределенные з?нания о муз?ыке, ее ви?дах, композ?иторах, муз?ыкальных и?нструмента?х, средств?ах музыкал?ьной выраз?ительности, муз?ыкальных ж?анрах, фор?мах, овладе?ние некотор?ыми музыка?льными тер?минами (ре?гистр, тем?п, фраза, ч?асть и т.д.)

Музыкально обр?азовательн?ая деятель?ность не су?ществует изо?лированно от дру?гих видов. З?нания, све?дения о муз?ыке даются дет?ям не сами по себе, а в про?цессе восприятия муз?ыки, испол?нительства, т?ворчества, по ходу, к месту. К?аждый вид муз?ыкальной де?ятельности требует о?пределенны?х знаний. Д?ля развити?я исполните?льства, творчест?ва нужны с?пециальные з?нания о способ?ах, приема?х исполните?льства, сре?дствах выр?азительност?и. Обучаяс?ь пению, реб?ята приобрет?ают знания, необ?ходимые дл?я овладени?я певчески?ми навыкам?и (звукообр?азование, д?ыхание, ди?кция и т.д.). В муз?ыкально- ритмической де?ятельности до?школьники ос?ваивают раз?личные дви?жения и способ?ы их испол?нения, что т?акже требует с?пециальных з?наний: о с?литности х?арактера муз?ыки и движе?ний, о выр?азительност?и игрового обр?аза и его з?ависимости от х?арактера муз?ыки, от сре?дств музык?альной выр?азительност?и (темпа, д?инамики, а?кцентов, ре?гистра, пауз). Дет?и узнают н?азвания та?нцевальных ш?агов, усва?ивают назв?ания танце?в, хороводо?в. Обучаяс?ь на игре н?а музыкаль?ных инстру?ментах, дет?и так же по?лучают опре?деленные з?нания о те?мбрах, способ?ах, приема?х игры на р?азных инстру?ментах.

Дети прояв?ляют склон?ности к опре?деленным в?идам музык?альной деяте?льности. В?ажно замет?ить и разв?ить у каждо?го ребенка стре?мление к об?щению с муз?ыкой в том в?иде музыка?льной деяте?льности, к которо?му он проя?вляет наибо?льший интерес, в которо?м его способ?ности реал?изуются на?иболее пол?но. Это не оз?начает, что ост?альные вид?ы музыкаль?ной деятел?ьности не до?лжны им ос?ваиваться. О?днако нельз?я не учиты?вать положе?ние психоло?гии о веду?щих видах де?ятельности, о?казывающих в?лияние на р?азвитие лич?ности. Есл?и эти веду?щие виды де?ятельности про?явились в до?школьном детст?ве, нужно пр?инимать во в?нимание особе?нности каж?дого ребен?ка и соответст?венно им ор?иентироват?ь процесс муз?ыкального вос?питания на р?азвитие име?нно его способ?ностей, ск?лонностей, интересов. В прот?ивном случае, процесс обуче?ния сводитс?я к «натас?киванию». Ес?ли обучение осу?ществляетс?я без инди?видуально - дифференцированного по?дхода, оно перестает б?ыть развив?ающим.

Детство – пор?а наиболее о?птимального пр?иобщения ребё?нка к миру пре?красного. Це?ль музыкал?ьно-нравст?венного вос?питания обос?новывается об?щественным?и требован?иями развит?ия совреме?нного общест?ва и напра?влена на м?аксимальное у?довлетворе?ние музыка?льно-нравственных и?нтересов ребё?нка. "Принципиальная перестро?йка жизни н?ашего общест?ва на базе со?временных э?кономическ?их, социал?ьных и пол?итических ф?акторов, по?двергающихс?я коренным из?менениям, со все?й необходи?мостью обус?лавливает возр?астание ро?ли музыкал?ьного образо?вания дете?й как важно?го элемент?а саморазв?ития их лич?ной художест?венной культур?ы". В детс?ком саду закладывается ос?нова образо?ванности, ве?дущая к ст?ановлению м?ировоззрен?ия, идеало?в, вкусов, потреб?ностей.

Литература.

1.Баринова М.?Н. О развит?ии творчес?ких способ?ностей – Л:1?961;

2. Алиев Ю Б. Мето?дика музык?ального вос?питания дете?й от детско?го сада к н?ачальной ш?коле. М.: Педагогика, 1998;

3. Философский словарь М.: Наука, 1983;

4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. - М., 1984;

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Как определить и развить способности ребенка? / Сост. В.М.Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996;

7. Радынова  О.П. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1994;

8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

10. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема здорового образа жизни педагогов дошкольного образовательного учреждение и влияние его на здоровье детей

Реализация важнейших положений концепций, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых эффективных здоровьесберегающих технологий, которые используются в современных до...

«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении»

«Музыкально - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении »...

Организация музыкально-звуковой среды в дошкольном образовательном учреждении

Окружающая среда одна из важнейших средств воспитания и развития личности. Дети должны знакомиться с богатством и разнообразием мира звуков, развивать тонкость и чуткость слуха, фантазию, мышление....

"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Методическая разработка по теме:"МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"...

Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить...