Дыхательные игры и упражнения для устойчивости музыкальной певческой интонации.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Посмитная Юлия Анатольевна

О важности пения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста говорит и Б. Э. Сугоняева:

Формированию этой способности (внимательно и активно слушать музыку – уточнение моё – Л. Б.) служит собственное пение ученика. <…> Вспомнив мелодию, ученик поёт, затем прохлопывает её ритмический рисунок. Выясняется, что в каждой мелодии есть различные звуки и что звуки неодинаковой длины. Усваиваются понятия: выше, ниже, длиннее, короче. Жестом указывается направление мелодии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolniki.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СПб ГБДОУ детский сад №44 Красносельского района

Музыкальный руководитель Посмитная Ю.А.

Дыхательные игры и упражнения для устойчивости музыкальной певческой интонации.

Воспитание музыкального слуха и устойчивости музыкальной певческой интонации зависит от многих факторов. Если ребенок не может повторить точно интонацию, какой-либо элемент музыкального языка, перед ребёнком встают огромные сложности в их запоминании.

О важности пения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста говорит и Б. Э. Сугоняева:

Формированию этой способности (внимательно и активно слушать музыку – уточнение моё – Л. Б.) служит собственное пение ученика. <…> Вспомнив мелодию, ученик поёт, затем прохлопывает её ритмический рисунок. Выясняется, что в каждой мелодии есть различные звуки и что звуки неодинаковой длины. Усваиваются понятия: выше, ниже, длиннее, короче. Жестом указывается направление мелодии.

Хороший метод снятия напряжения с детей дошкольного возраста – игровые формы занятий.

Игры, специально нацеленные на формирование верных певческих навыков:

Ролевая игра «Дамы и герои». Формирование осанки.

Для издания первого звука дети должны сидеть прямо и свободно дышать. Если сидеть не получается, можно исполнять все упражнения и игры стоя. Если же мы сидим, то малышам лучше предложить представление себя в роли, что девочки – в аристократических платьях с жёстким корсетом, очень стройные и изящные собираются на бал, мальчики могут представить себя героями, чью грудь украшают многочисленные и заслуженные ордена. Представление себя в таких ролях побуждают детей дать своему телу иной тонус. Теперь можно приступать к вокально-интонационным и дыхательным упражнениям.

Дыхательные игры и упражнения.

Если исходить из постулата «пение – это дыхание», то очевидным становится главенство дыхательных упражнений.

Для выработки диафрагмального дыхания помогают образные упражнения:

«Собачка» - подражая дыханию собаки, дети учатся чувствовать работу брюшных мышц, укрепляется диафрагма,

Для того, чтобы ученики не увлекались дыханием с открытым ртом, стараясь детально изобразить собачку, надо быстро перевести этот вид дыхания на образ собачки, которая принюхивается к запахам. Увлечение игрой увеличивается, рот оказывается закрытым, что и необходимо, и диафрагмальное дыхание остаётся истинно активным.

Это упражнение надо делать очень непродолжительное время.

Подобные цели преследует и упражнение «Пульверизатор». С удовольствием «обстреливая» воображаемой струёй углы помещения, ребёнок получает ту же гимнастику диафрагмального дыхательного аппарата. Отличие состоит в том, что звук «пульверизатора» воспроизводится через сочетание «пс», что создаёт дополнительное сопротивление дыхательному аппарату. Мышцы постепенно крепнут и приобретают должный тонус.

Для расслабления шейных мышц и трахеи полезно упражнение «Согревание». На зевке хорошо и глубоко открыв рот надо свободно и долго выдохнуть на подставленные ладони, обыграв ситуацию согревания замёрзших на морозе рук. Почувствовать тепло, мягкость выдоха. Постепенно к этому выдоху можно подключить и звук на удобной для ребёнка высоте.

О пользе и важности зевания приходится говорить подробно. В культуре нашего общества не принято зевать открыто, это считается неприличным и ставит суровые рамки в проявлении этого чисто физиологического механизма. Однако, в вопросах грамотного пения, при работе с «трудными голосами» зевание – является зачастую спасением.

Зевота стимулирует деятельность головного мозга, повышает тонус всего организма и улучшает кровообращение в сердце и легких. Но главное – снимает напряжение. Все педагоги классической школы академического вокала прямо настаивают на правильном положении опущенной гортани, а иногда и прямым текстом говорят «надо петь на зевке». И если дети начинают правильно дышать и петь, у них естественно появляется позыв позевать. И происходит это вовсе не от того, что ребёнок устал, заскучал и демонстрирует своё презрение педагогу. Надо похвалить такого ребенка, так как его случайный зевок стал показателем правильной дыхательной и голосовой нагрузки.

Противоположным по воздействию, относительно описанным выше дыхательных упражнений, является игра «Дуем в трубочку». Это задание активизирует и тонизирует мышцы губ, усиливает внутренне дыхательное давление, продлевает время выдоха. После такого усилия надо губы расслабить, немного «пофыркав» с расслабленными мышцами – «Как лошадка». (Очень полезное упражнение для учащихся на духовых инструментах).

В любом виде занятий с детьми следует придерживаться чередования состояний- «напряжение – расслабление».

Использованная литература:

1.        Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. Р-н-Д.: Феникс, 2002, с. 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей....

Дыхательные игры и упражнения

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые представлены вашему вниманию.Источник: http://doshvozrast.ru/ozdo...

Дыхательные игры и упражнения на прогулке

Летом много времени дети проводят на свежем воздухе. Это прекрасная возможность для развития и укрепления их дыхательной системы....

ДЕТЯМ Дыхательные игры и упражнения

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необх...

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Ниже представлены дыхательные игры и упражнения, используемые мною на музыкальных занятиях....

Дыхательные игры и упражнения на музыкальных занятиях

Предлагаю вашему вниманию дыхательные игры и упражнения, используемые на музыкальных занятиях....