Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Виногорова Елена Васильевна

Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального

развития ребенка».

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классическую музыку и колыбельные; что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться.  В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить возрастные кризисы, связанные с развитием ребенка.

Принцип   музыкотерапии основан  на  вибрациях, которые   нас   повсюду окружают – это   стук  сердца, ритм  дыхания. У  каждого  свой  особый ритм. Так вот  музыкальные   ритмы   вступают  с  человеческим  организмом  или   в резонанс,   или   в   диссонанс.  И   если   правильно   подобрать   музыку, то она способна      исцелять     слушателя     от    разных    заболеваний.    

Что такое музыка

  • Музыка  – это, прежде всего,  звук!
  • Звук, как физическое явление, это  упругие колебания, вибрации или волны.
  • Волны воспринимаются человеческим ухом, распространяются в газообразных, жидких и твердых телах

Живой организм состоит на 90% из воды и поэтому положительное влияние классической музыки подтверждают исследования японского  учёного Эмото Масару. Он провел исследования, в которых кристаллизовал воду с различной степенью загрязнения, при воздействии классической и рок музыки, агрессивными и позитивными фразами.

Влияние звуковых волн = музыки на кристаллизацию воды

Симфония Моцарт

Тяжелый рок

«Пасторальная»

симфония Бетховена

Картинки по запросу картинки влияние музыки на кристализацию воды

Картинки по запросу картинки влияние музыки на кристализацию воды

Картинки по запросу картинки влияние музыки на кристализацию воды

Формы музыкотерапии

  • Пассивная музыкотерапия - ребенок слушатель. Метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации.
  • Активная музыкотерапия:
  • вокалотерапия;
  • инструментальная музыкотерапия;
  • Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.

 Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

  • Изобразительная музыкотерапия.

1.Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.

В случае музыкального моделирования, композиция составляется из разных музыкальных фрагментов. Первый фрагмент соответствует душевному состоянию ребенка, т.е. схожий по характеру с его переживаниями. Второй фрагмент музыки должен быть противоположен предыдущему и нейтрализующий его. И в заключении музыка для релаксации.

2.Метод  вокалотерапии - повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения, активизация работы мозга, снятие стрессовых состояний или же расслабление и лечение организма посредством тонирования.

3.Инструментальная музыкотерапия - формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах, развитие творческих и коммуникативных навыков, познание себя, своих чувств.

4.Кинезитерапия.

Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

Она включает в себя психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.

5.Изобразительная музыкотерапия. Дети, слушая музыку, изображают эмоции, которые они испытывают под воздействием музыки. Дети могут увидеть со стороны свое настроение или то, что изображает музыка звуками.

Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми.

Упражнение  «В лесу»

(Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

У ребенка тревожное, угнетающее состояние из которого его нужно вывести.

1.Переживание эмоционального состояния (звучит тревожная музыка соответствующая состоянию ребенка).

Проговаривание ситуации, в которой оказался ребенок или группа детей:

«Мы заблудились в  лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки».

2.Этап выхода из сложной ситуации, успокоения (радостная музыка).

Педагог говорит: «Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики».

Предлагаем детям сесть на пол, и посмотреть вокруг.

3.Эмоциональное расслабление – состояние комфорта (звучит спокойная музыка для релаксации).

Спокойным, тихим, вкрадчивым  голосом описываем картину, в которой оказались дети:

«В озере тихо плещется вода, слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок».

Предлагаем детям расслабиться, лечь на пол с закрытыми глазами и послушать музыку. 

Упражнение «Облачко»

(Элементы ритмопластики)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

Это упражнение направлено на расслабление детей, на развитие творческих способностей.

Звучит легкая музыка Моцарта, Мендельсона или Чайковского.

Обращаемся к детям:

«Посмотрите, какие облака плывут по небу. Это облачко  похоже на великана, а это на лошадку. А давайте и мы с вами превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся  по небу вместе с облаками. От дуновения ветра форма облака меняется».

Движения следует делать плавные, легкие, нежные.

Упражнение «Снеговики»

(Психогимнастика на снятие стрессовых состояний)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.

Встать прямо, руки развести в стороны, щеки надуть. Напрячь все тело и замереть. Оставаться в таком положении 10-15 секунд.

Включаем музыку  Шопена «Зимняя сказка» и говорим:

« Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал медленно таять».

Ребенок   расслабляется, медленно опускает руки, приседает на корточки, ложится на пол и слушает музыку закрытыми глазами.

Упражнение «Пчелка»

(Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

Это упражнение развивает творческие навыки детей, коммуникативные, позволяет уйти от проблемы, гнетущей ребенка, забыть о плохом настроении и переключиться на спокойное, позитивное состояние.

Разложить на полу плоские цветочки и положить в углу обручи – домики пчел – ульи.

Предложить всем ребятам превратиться в пчелок, которые летают по полянке, садятся то на один, то на другой цветок.

Дети должны имитировать полет пчелы: махать крыльями, присаживаться на корточки к разным цветкам и показывать, как пчелка собирает или кушает пыльцу.

Пчелки летают по полянке под музыку Римского-Корсакова  «Полет шмеля». Далее – поменять музыку на «Колыбельную»  И.Брамса и сказать ребятам:

«Но вот пчелки налетались, устали, полетели в свои домики-ульи (обручи), сладко зевнули и спокойно заснули. Стало темно, взошла луна, наступила ночь».

Дети должны изобразить, что пчелки устали (опустить ручки, плечи), показать, как пчелки дружно зевнули, как спят в домиках (присесть на корточки, положить ладошки под щечку, закрыть глазки). В одном обруче может поместиться 3-4 пчелки.

Педагог укрывает спящих пчелок платком.

Следующий этап – пробуждение. Педагог говорит:

«Наступило утро (платочек убираем), на небе взошло яркое солнышко, все пчелки проснулись, сладко потянулись, умыли глазки и снова полетели собирать пыльцу».

Включаем музыку Римского-Корсакова  «Полет шмеля».

Упражнение «Как звучит»

( Инструментальная музыкотерапия)

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

Детям очень трудно понять свое состояние, определить грустно им или страшно, стыдно или обидно…. Очень часто дети агрессивны, потому что не понимают, что с ними происходит. На них как лавина наваливаются чувства, и они не могут понять причину своего поведения, не могут для себя определить, что именно за эмоции овладели ими. Мы должны им в этом помочь.

Упражнение «Тонирование»

(Вокалотерапия)

Вокалотерапия – это не только песни с бодрящей  музыкой, позитивным текстом, а это еще и звукотерапия (тонирование). Каждый звук, который мы извлекаем связками, как и любой инструмент, имеет определенную вибрацию. Вот именно эти вибрации можно использовать для работы с детьми.

Дети тонируют звуки на удобной для них высоте.

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление.

Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. За 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме "звуков" <Е> и <Ё>):

<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> – улучшает работу головного мозга.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

<ОМ> – снижает кровяное давление;

<АЙ>, <ПА> – снижают боли в сердце;

<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;

<УХ>, <ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Музыка, повышающая интеллект

Ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на отдельные участки мозга человека, активизирует их  - слуховые или эмоциональные, но только музыка Моцарта заставляет «светиться» почти всю кору головного мозга!

Наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет 20-30 секунд.  Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. Были проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху. Именно в его музыке 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

А еще было доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки  высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками данной  частоты.

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память.

Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь  10 минут,  то IQ возрастет почти на  8-10 единиц. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет, которые подтвердили все научные предположения, касающиеся музыки Моцарта!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка. Презентацию подготовила: Виногорова Е.В. музыкальный руководитель ГБДОУ д. с. № 59 г.Колпино

Слайд 2

«Музыка — целитель здоровья.» В.М.Бехтерев

Слайд 3

Что такое музыка Музыка – это, прежде всего, звук! Звук, как физическое явление, это упругие колебания, вибрации или волны. Волны воспринимаются человеческим ухом, распространяются в газообразных, жидких и твердых телах.

Слайд 4

Влияние звуковых волн = музыки на кристаллизацию воды Тяжелый рок «Пасторальная» симфония Бетховена Симфония Моцарта

Слайд 5

Формы музыкотерапии Пассивная музыкотерапия - ребенок слушатель. Метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации. Активная музыкотерапия: вокалотерапия ; инструментальная музыкотерапия; Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику , ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию . Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации. Изобразительная музыкотерапия.

Слайд 6

Упражнения по музыкотерапии В лесу. Элементы музыкального моделирования и кинезитерапи и Переживание эмоционального состояния . (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки. Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.( радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг. Эмоциональное расслабление .(спокойная музыка для релаксации) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

Слайд 7

Упражнения по музыкотерапии Облачко Ритмопластика . Упражнение хорошо проводить на воздухе . Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с облаками.(легкая музыка). От дуновения ветра форма облака меняется. Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения. Пчелка в цветке Кинезитерапия Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Слайд 8

Упражнения по музыкотерапии Снеговики Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд. Но вот выглянуло солнышко (музыка Ф. Шопена), солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется. Хрустальная водичка Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто бы зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.

Слайд 9

Упражнения по музыкотерапии Как звучит . Инструментальная музыкотерапия Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по металлофону, барабану, треугольнику или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно. Тонирование . Вокалотерапия Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению . Протянуть звук «а-а-а» - помогает быстро расслабиться. Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию речевого дыхания и будут полезны для развития речи .

Слайд 10

Музыка и чувства Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение и расслабиться послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста

Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Пескотерапия как метод коррекции эмоционального состояния детей"

Назначение:Программа предназначена для работы с учащимися 1-4-ых классов образовательного учреждения. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...