Главные вкладки

    «Психологическая система воздействия музыкального фольклора на коррекцию эмоциональных состояний дошкольников»
    консультация

    Андреева Наталия Ивановна

    Консультация для воспитателей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 24 «Солнышко»

    Консультация для воспитателей

    «Психологическая система воздействия музыкального фольклора на коррекцию эмоциональных состояний дошкольников»

    Разработала: Андреева Н.И.,

    музыкальный руководитель

    2019 г.

          Рассматривая возможности музыкального фольклора как средства развития и коррекции эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, мы говорим об определенной системе психолого-педагогической деятельности, то есть совокупности коррекционных психологических методов, направленных на исправление нарушений в развитии ребенка. По мнению исследователя Е.А. Медведевой, деятельность, связанная с искусством и проявляющаяся уже на ранних стадиях онтогенеза, способствует проявлению индивидуальности ребенка как субъекта культуры. На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из главных мест в системе формирования личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной. Уже в глубокой древности способность музыки воспроизводить целостные душевные состояния человека и моделировать типы его деятельностного участия в различных жизненных процессах побудила величайших мыслителей мира (Пифагора, Платона, Аристотеля, Демокрита) включить музыку как средство гармонизации с общественной жизнью в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Анализ работ, посвященных научному обоснованию музыкального воздействия на личность в многоаспектном рассмотрении, позволил констатировать, что большая часть исследований посвящена вопросам влияния музыки на психофизиологическое состояние.

            Среди исследователей, изучавших психофизиологический аспект воздействия музыки, считаются непреложными следующие закономерности и факты: музыка активизирует метаболизм, повышает и понижает мышечный тонус, оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, стимулирует проявление эмоций. Также происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, внутренней секреции и др.), повышает физическую работоспособность, изменяет сенсомоторные реакции.

            Сравнительно небольшой пласт исследований посвящен изучению музыкального воздействия на психические состояния личности. В большинстве исследований музыки, как средства развития эмоционального развития детей, отмечают роль эмоциональной отзывчивости и восприятия. Музыкальное восприятие — сложный эмоциональный и сенсорно-интеллектуальный процесс, основанный на активном пробуждении в слушателе эмоций, мыслей, ассоциаций. В экспериментальных исследованиях, посвященных изучению влияния музыки на психическое состояние человека, установлено, что музыка:

    1) активизирует умственную работоспособность;

    2) оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность;

    3) способствует концентрации внимания;

    4) улучшает кратковременную память;

    5) повышает показатели вербального и невербального интеллекта;

    6) стимулирует воображение;

    7) изменяет поведение человека.              

    Интерес к использованию искусства в системе коррекционной психолого-педагогической помощи подтверждается рядом исследований по специальной психологии и педагогике, показывающих положительное влияние искусства на эмоциональные процессы у детей с различными отклонениями в развитии. В своих исследованиях Н.В. Шутова, учитывая неравномерность и пластичность развития психических структур в детском возрасте, предлагает специально организованную структурно-динамическую систему музыкального воздействия. Структура музыкального воздействия представлена взаимодействием трех подсистем, являющихся иерархическими уровнями целостной системы:

    1) психофизиологический уровень: происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, внутренней секреции, и др.), повышение физической работоспособности, изменение сенсомоторных реакции;

    2) психологический уровень: возникают изменения в эмоционально-волевой сфере, изменяется психологическая активность личности, ее восприятие, внимание, память;

    3) социально-личностный уровень: музыка, воздействуя на личность, вызывает в ней катарсическую реакцию, преобразующую и гармонизирующую ее; попадают под ее влияние мировоззрение, система ценностей, направленность личности, характер.

    Итак, по мнению исследователя Н.В. Шутовой, в целом музыка действует на личность на психофизиологическом, психологическом, социально-личностном уровнях. Следовательно, изучение характера ее воздействия на психику ребенка должно происходить с учетом этого комплексного влияния. Такой концептуальный подход открывает новые перспективы, при которых музыка одновременно выступает средством оптимизации эмоционально-психической деятельности ребенка и ведет к духовному росту и нравственному совершенствованию его личности. По мнению Л.С. Выготского, ведущая роль в становлении личности ребенка-дошкольника, регуляции его психических функций принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана сила эмоционально-образного воздействия на него искусства.                                                                                                                

    Музыка - один из способов общения людей. Исследования И.П. Павлова свидетельствуют, что кора головного мозга черпает энергию из подкорковых образований, ответственных за эмоциональное состояние человека, те же, в свою очередь, - из жизненных впечатлений, общения с людьми, природой, искусством. Музыка не только оказывает благоприятное воздействие на организм, но и способствует закреплению положительных эмоциональных состояний, увеличивает длительность периода хорошего, уравновешенного настроения, которое в дальнейшем будет возникать самостоятельно. Термин «детский фольклор» вошёл в научный обиход в 20-е годы XX века. Но не все исследователи детского фольклора придерживались единого мнения о том, что охватывает данная область. Полемизируя с Г.С. Виноградовым, О.И. Капица (1928 г.) пишет: «Под детским фольклором мы понимаем, как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество».

              В настоящее время у большинства фольклористов серьёзных разногласий по этому вопросу нет. Считается, что детский фольклор содержит все жанры и виды народного творчества, которые так или иначе бытуют среди детей и соответствуют их возрастным особенностям и психике. По словам крупнейшего исследователя детского фольклора Г.С. Виноградова, «детский фольклор представляет интерес и для психолога и представителя научной мысли, и для преподавателя-практика». Изучение отдельных жанров детского фольклора в их интенсивной возрастной динамике дает почву для понимания закономерностей развития детского художественного мышления, которое во многом формируется через восприятие произведений народного искусства. Музыкальный фольклор - средство коррекции, способствующее достижению цели, состоящей в коррекции эмоциональных нарушений детей, в развитии всех ее параметров, а также актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с ее аффективными компонентами.

             Музыкальная деятельность занимает важное место в психической жизни ребенка. В музыкальной психологии обобщен большой материал по восприятию музыки у детей с первых месяцев жизни; тендерные различия; влияние музыки на функционирование организма в целом. Сензитивный период развития восприятия музыки - дошкольный возраст. В четыре года происходит выраженная активизация различных компонентов.    

            Восприятие музыки может проходить как на подсознательном, так и на сознательном уровне. На самых первых этапах развития нейропсихологии исследователи пытались установить связь между музыкальной деятельностью и мозгом человека. Так, F. Gall (1882) выделил «орган взаимосвязи между звуками, музыкальной памятью и чувством мелодии и гармонии» и предложил, что этот орган локализуется на нижней границе фронтальной и теменной областей. Несмотря на отсутствие общепринятой модели, раскрывающей сущность физиологических процессов, возникающих в ЦНС, абсолютно доказанными являются факты интенсификации психических явлений под воздействием музыки. Согласно современным представлениям, музыка воздействует на подсознание, эмоциональную сферу значительнее сильнее, чем на рациональную сферу. Происходит выделение гормонов, ферментов и других биологически активных веществ, которые окрашивают переживания соответствующей модальностью, определяют их силу, продолжительность.

             Психологи исходят в своих исследованиях из той несомненной связи, которая существует между эмоциями и фантазией. По мнению Л.С. Выготского, эмоция выражается не столько в мимических, пантомимических, секреторных и соматических реакциях нашего организма, но и нуждается в известном выражении посредством нашей фантазии. В фольклоре всегда присутствуют тайны и приключения, чудесный, фантастический элемент, чёткие, прозрачно построенные конфликты. Ум ребёнка еще не способен разобраться в сложных коллизиях жизни, в сложных психологических переживаниях, не способен к абстрактному, отвлечённому мышлению. В дошкольном возрасте детям свойственно образное восприятие музыки, где главным деятелем выступает фантазия. Восприятие музыки, как отражение в сознании человека звучащего материала, есть процесс и психофизиологический, так как вызванные музыкой эмоции и чувства требуют от ребенка определенного способа реагирования (воодушевление, слезы, смех, учащение сердцебиения, дыхания, пульса, различные кожно-гальванические реакции). В своих работах Л.С. Выготский подчеркивает, что искусство есть центральная эмоция. Эмоции искусства - умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии.

             Способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека является общепризнанным фактом. Еще в древности люди знали, что разные музыкальные лады по-разному влияют на настроение и поведение человека. Ладовая структура музыкального фольклора охватывает все многообразие типов звуковысотной организации, а также звуковысотные явления. Преимущества музыкального фольклора в том, что при разучивании музыки различных этносов с детьми предоставляется возможность ощутить ладовое строение и эмоциональные особенности национальной музыки других народов. Единство собственного слухового (т.е. сенсорного и перцептивного) и эмоционального моментов в музыкальном фольклоре и выражается с наибольшей яркостью в ладовом чувстве. Использование внутриладовых связей и тяготений тонов и аккордов, смена ладов и тональностей способствуют появлению особых средств эмоционального выражения, неизмеримо более сильных по своему воздействию - мелодий. С направлением тяготения вверх или вниз связано выражение настроений: просветление (ионийский, лидийский, миксолидийский мажор), помрачнение (фригийский, дорийский, эолийский минор). Своеобразно и ладовое строение русской народной песни — сочетание мажора и минора. Например, в песне «Ходила младёшенька» за мажором во втором музыкальном предложении следует минор.

             Как показано в ряде исследований, восприятие ритма звуков сопровождается у каждого человека бессознательными сокращениями мышц рук, ног, головы, т.е. реакцией мышечного аппарата — второго важнейшего анализатора времени. Б.М. Теплов указывал, что восприятие ритма органически связано с движением, поэтому оно не только слуховое, оно всегда слухо-двигательное. Дети не могут безучастно «слушать» ритм произведений народных мелодий, так как большинству музыкальных произведений детского фольклора, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, присуща четкость ритмических структур, повторяемость оборотов, что делает репертуар очень доступным для данного возраста. Они его только тогда воспринимают и переживают, когда становятся соучастниками ритмического процесса и внутренне «сопроизводят», «соделывают» его вместе со звучаниями. Активность проявляется в переживаниях акцента как «чувства деятельности», своего рода «внутреннего толчка», этим и стимулируются двигательные реакции. Однако стимулируются не только моторное, двигательное проявление, вызывается и проявляется эмоциональное переживание. «Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу, — подчеркивал Б.М. Теплов, — в основе его лежит восприятие музыки. Поэтому вне музыки чувство не может ни пробудиться, ни развиться». Восприятие ритма имеет не только двигательное проявление, а вызывает и эмоциональное переживание.          

             Одно из центральных мест в работе с детьми дошкольного возраста в процессе коррекции эмоциональных нарушений средствами музыкального фольклора занимает проведение хороводных сцен. Хоровод — это распространенный метод в танцевальной терапии. На сегодняшний день танцевальная терапия приобрела статус психопрофилактического и лечебного метода работы с детьми. В. Райх считал, что негативные эмоции подавляются в виде мускульного напряжения (Reich, 1945). П. Шильдер первым отметил, что искаженные образы тела являются отражением психопатологических состояний, то есть «душевные страдания проявляются соматическими нарушениями и движением можно гармонизировать образ тела, а изменение этого образа влечет за собой изменение психического состояния». Многими исследователями определено, что рисунок движений детей с эмоциональными нарушениями демонстрирует нечеткость и рассеянность движений (потеря ориентации в пространстве), необычную плавность или резкость движений (мускулатура напряжена, движения слишком скованы и неконтролируемые), сегментацию (пауза между фазами движения), фрагментацию (одна часть тела двигается несинхронно с другой) и неестественность жестикуляций и поз Г. А. Ильина исследовала моторные реакции во время восприятия музыки и сделала вывод, что чувство музыкального ритма — способность «двигательно переживать музыку» наиболее активно развивается от 5 до 11 лет. До двухлетнего возраста ребенок овладевает эталоном быстрого темпа, на третьем году — эталоном среднего темпа, на шестом году осваивает медленный темп. Таким образом, к шести годам он владеет всеми разновидностями темпа. Танцевальные стили, как и музыка для танцевальной терапии, подбираются специально, чтобы раскрыть какие-то конкретные чувства и эмоциональные состояния. Во время проведения хоровода могут быть использованы различные предметы: обручи, мячи, игрушки, этнические атрибуты — это позволяет смоделировать столкновение с внешними обстоятельствами и показать ребенку, что и он способен оказывать воздействие на внешнюю среду. Хороводные сцены направлены, прежде всего, на развитие активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие творческого потенциала, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Проблемы двигательной сферы у детей с эмоциональными нарушениями часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижены внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования высших психических функций тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Как следует из ряда исследований, музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Анализируя функции ритма стихотворных жанров неигрового фольклора, М.Ю. Новицкая сделала вывод, что «ритмическое чувство ребенка и воздействие на него с самых первых дней его жизни является основой эмоционального отношения ребенка к произведениям детского фольклора». Эмоциональное отношение к объективной художественной действительности, выраженное в чувственной словесно-музыкально-ритмической форме, соединенной с моторикой, способствует развитию сначала непроизвольного, а потом и произвольного внимания, памяти, воображения ребенка, эффективных для формирования эстетического восприятия.      

             Для работы с детьми с эмоциональными нарушениями должен быть подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления из окружающего мира, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ народной песни. Использование народной песни в работе с детьми может способствовать решению таких задач, как коррекция эмоциональных нарушений, коррекция речевых нарушений, нормализация психосоматического состояния. Как известно, пение способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализации просодики. Занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь, позволяет активизировать их речевую деятельность, устраняет такие нарушения эмоциональной сферы, как мнительность, негативное отношение к общению, неуверенность. В то же время пение отвлекает внимание ребенка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус. Существуют, однако, и общие механизмы, действующие как в речи, так и в пении. Это относится, в первую очередь, к звуковому выражению эмоций. Работая над речевой интонацией, над выразительным чтением, то есть активизируя речевой опыт дошкольников с эмоциональными нарушениями, мы можем воздействовать на их эмоции, так как многими учеными доказано, что существует тесная связь между эмоциями и способами их выражения голосом, как в речи, так и в пении. По мнению В.П. Морозова, «акустический признак эмоции в голосе связан с физиологическим признаком состояния. Причем связи эти, отнюдь не случайны, а детерминированы рядом чисто физических зависимостей характера звука от состояния организма в целом и органов звукообразования в частности. Не потому ли именно акустический язык эмоций и претендует на универсальность, как в системе речи, так и в системе пения, не потому ли он всем понятен как в речи, так и в пении?»  Импровизация и вариативная основа фольклорного пения способствуют развитию данных навыков у детей.  

             Включение простейших народных инструментов в процесс исполнения фольклорных произведений решает ряд образовательных задач: формирует навыки музыкального восприятия, знакомит с элементами музыкальной грамоты. Е.А. Медведева характеризуя певческие возможности дошкольников, определяет структуру их основного дефекта, и поэтому певческая деятельность имеет у детей с различными проблемами свои специфические особенности. Совместная игра на музыкальном инструменте - следующий прием, который необходим для установления непринужденного контакта с ребенком. Так, в исследовании М.И. Лисиной были установлены следующие факты. В ряде случаев, встречаясь с взрослым, прежде чем вступить с ним в деловой контакт, ребенок предварительно его исследует, испытывает. В данный момент для ребенка важен положительный эмоциональный настрой взрослого при организации совместной деятельности. Для обогащения сенсорного опыта и развития ручной моторики подходят музыкально-двигательные игры с предметами: погремушками, бубнами, платочками, лентами. Эффективность игрового метода в музыкальной деятельности обеспечивается самой сущностью игры, в психологической структуре которой доминирует не эмоциональное начало, а цель и мотивы.

              Рассматривая природу фольклора, ученые отмечают, что он обладает уникальным свойством: нерасчлененностью, органической слитностью в отдельном художественном акте всех своих компонентов, каким является, например, календарный обряд. Здесь слиты воедино как сами субъекты (творцы, они же исполнители), так и виды их деятельности (музыкальная, пластическая, вербальная, художественно-изобразительная).  Синкретичный характер детского музыкального фольклора дает возможность осуществлять все виды деятельности: слушание и анализ музыки, хоровое пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения, импровизацию. Г.С. Виноградов выделил несколько функциональных групп: бытовой фольклор, магический фольклор, игровой фольклор, потешковый, сатирическая лирика. В исследованиях М.Ю. Новицкой была предложена следующая классификация групп:

    1) обрядовый фольклор (с внутренним делением на более мелкие функциональные циклы - календарный, ритуально-бытовой, магический с последующим делением каждого цикла на жанры);

    2) игровой фольклор (с подразделением на игры с сюжетно-организованными действиями, сопровождающимися игровыми приговорами; игры спортивного типа; игровые прелюдии: считалки, жеребьёвки, молчанки, сечки, скакалки; словесные игры);

    3) сатирический фольклор (дразнилки, издёвки, поддёвки);

    4) внеигровой фольклор - детские песни и приговоры - произведения, исполняемые самими детьми для собственного развлечения и не включающие в свой состав сюжетно-организованные моторные игровые действия.

    Характерная их особенность — песенный и речитативный способ исполнения. Как считает Л.Л. Куприянова, правильно подобранный музыкальный фольклорный материал способен активизировать защитные силы организма, пробудить скрытые, потенциальные возможности, мобилизовать готовность детей к совершенствованию социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания определенной силы и модальности, улучшить самочувствие и укрепить здоровье.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    На основе анализа исследований в области теории музыки, музыкальной психологии, психологии искусства выявлены психологические механизмы воздействия музыкального фольклора на эмоциональную сферу ребенка. Система воздействия музыкального фольклора на коррекцию эмоциональных состояний детей может быть представлена согласно трехуровневому членению, научно-обоснованной Н.В. Шутовой в теоретико-прикладной структурно-динамической системе музыкального воздействия.

    А) Психофизиологический уровень: происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, желез внутренней секреции и др.), повышение физической работоспособности, изменение сенсомоторных реакций.

    Б) Психологический уровень: возникают изменения в эмоционально-волевой сфере, психологической активности личности, в ее восприятии, внимании, памяти.

    В) Социально-личностный уровень: музыка воздействует на эмоциональное состояние и изменения в эмоциональном поведении детей через особые ладовые, ритмические особенности, обеспечивая адекватные эмоциональные реакции ребенка на различные социальные ситуации.

            В процессе теоретического анализа были выделены системы связей между содержательной составляющей данных уровней, представлены компоненты, включающие определенные показатели:

    1) психомоторный (движение, мимика, пантомимика);

    2) эмоциональный (состояние, реакции, аффективные проявления в поведении);

    3) эстетический (творческая активность, эмпатия, социальное поведение).

    Психомоторный компонент является одним из важнейших компонентов, так как чрезвычайно высока зависимость психического развития ребенка от состояния его моторики. Через движения осуществляется непосредственная практическая связь ребенка с окружающим миром, обусловливающая развитие всех его психических процессов. По мнению Л.С. Выготского, именно психомоторная сфера главным образом является центральной для компенсации интеллектуального дефекта и выравнивания поведения ребенка. Для определения качества психомоторного развития ребенка важны такие показатели, как уровень двигательных умений, моторно-мимических умений, пантомимики. Эмоциональный компонент приобретает особое значение, так как эмоции, или переживаемые ребенком его связи с миром, - необходимая предпосылка его активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу детской деятельности, являются ее мотивами. Именно они определяют качественную и количественную характеристику поведения. В качестве показателей эмоционального компонента мы рассматриваем: эмоциональное состояние ребенка (особенности проявлений тревожности); эмоциональные реакции (особенности фрустрационных реакций); эмоциональные проявления в поведении. Говоря об эстетическом компоненте, следует отметить, что эстетическая деятельность на ранних этапах онтогенеза имеет выраженную связь с эмоциональными процессами.  Заложенное в эстетической деятельности эмоциональное начало содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют ее. Эмоциональный настрой для ребенка становится определяющим фактором в процессе приобретения новых эстетических знаний. Этот момент стал для нас узловым при рассмотрении творческой деятельности через призму эмоционально положительного отношения к ней ребенка. Главным показателем развития эстетического компонента является мотивационный - интерес ребенка к творчеству, музыкальное мышление как отношение к процессу эмоционального понимания содержания музыки. Таким образом, мы можем рассматривать музыкальный фольклор как психологическое средство и как составную часть социальной реабилитации, призванной сделать более открытыми общение и эмоциональное взаимодействие детей дошкольного возраста со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения детей в образовательную среду. Музыка действует на личность в целом на психофизиологическом, психологическом, социально-личностном уровнях, следовательно, изучение характера ее воздействия при коррекции эмоционального состояния ребенка должно происходить с учетом этого комплексного влияния. Музыка представлена в интеграции этих трех «доминант», ни одна из которых не может игнорироваться. Такой концептуальный подход открывает новые перспективы, при которых музыкальный фольклор выступает средством коррекции эмоциональных состояний с различной этиологией у детей дошкольного возраста.

            В результате анализа коррекционно-развивающих возможностей музыкального фольклора как средства коррекции эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

             1. Психологические особенности детей данного возраста, их эмоциональное восприятие окружающего мира позволяют разнообразно и эффективно использовать фольклор для коррекционно-развивающей работы.

    2. На основе анализа исследований в области теории музыки, музыкальной психологии выделены психологические механизмы воздействия музыкального фольклора на эмоциональную сферу ребенка. Система психологического механизма воздействия музыкального фольклора на эмоциональное состояние дошкольников может быть представлена уровнями, компонентами, показателями.

             3. Синкретичный характер детского музыкального фольклора дает возможность осуществлять все виды коррекционно-развивающей деятельности, включающий индивидуальную работу и комплексные виды психологических воздействий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста

    Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...

    Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

    Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

    Презентация "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

    Презентация для просвещения родителей и предупреждения нарушений в детско-родительских  отношениях и   эмоциональной сфере детей....

    Текст доклада к презентации "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"

    Доклад, сопровождающий презентацию "Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка"...

    Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"

    Консультация для воспитателей "Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников"...