Развитие творческого потенциала дошкольников.
статья

Соколова Анна Юрьевна

 

Вопросами  развития творческих способностей дошкольников интересуются в настоящее время достаточно много родителей и педагогов. С какого возраста можно начинать развивать ребенка, какие методы будут наиболее эффективны? Как осуществлять процесс развития,  наполняя его позитивом, интересом и удовольствием и, без ущерба для развития ребенка.

Известно, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – сегодня наиболее актуальная проблема современной педагогики. Понятие «творчество» или «креативность» определяется как способность, видеть вещи в новом, необычном свете, находить уникальные решения проблем. В своем ярком и интенсивном развитии, творчество имеет сенситивный период, то есть ограниченный период времени (до пяти лет).Самый благоприятный период для начала развития всего многообразие человеческих способностей.Эта гипотеза находит подтверждение и в физиологии. Этот период «дозревания» определенных структур головного мозга.Это время наибольшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Происходит интенсивный рост организма, происходят и огромные психические изменения в развитии ребенка. Именно в этом возрасте происходит сенсорное развитие, развитие восприятия. Развиваются  также высшие психические функции: произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь, самоконтроль. Развивается активно эмоциональная и мотивационная сфера личности.

В то же время, сочетание творческих возможностей ребенка и жизненного опыта взрослого может дать особый творческий импульс для развития идивидуальности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала  у дошкольников

 Ребенок творит постоянно. Его творчество выходит далеко за рамки рисования, лепки, конструирования. Он творит мир и себя самого в нем. Творчество захватывает, окрыляет, позволяет себя чувствовать успешным и значимым. Творчески можно завтракать, улавливая в кусочке сыра очертания корабля, а в каше – поле сражений, особенно если умело орудовать ложкой. Творчески можно заправлять кровать, устраивая в складках потайные ходы, творчески можно купаться, гулять,  наблюдать за миром вокруг и т.д.

В творчестве, ребенок не чувствует себя одиноким, даже если находится один. Творческий процесс может быть индивидуальным или коллективным, осуществляться со старшими детьми и взрослыми и со сверстниками. Малыш погружается в воображаемые миры, где он главный герой, любимый и уважаемый всеми вокруг. В этой реальности, малыш, активно используя воображение, наблюдательность, восприятие, знание об окружающем мире и о том, как могло бы быть по-другому, создает необыкновенные по цвету и сюжету, рисунки-отражение его внутренней картины мира. Воображение, здесь – незаменимый помощник в создании новой реальности.

Известно, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – сегодня наиболее актуальная проблема современной педагогики. Понятие «творчество» или «креативность» определяется как способность, видеть вещи в новом, необычном свете, находить уникальные решения проблем.

В своем ярком и интенсивном развитии, творчество имеет сенситивный период, то есть ограниченный период времени (до пяти лет). Самый благоприятный период для начала развития всего многообразие человеческих способностей. В то же время  у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются необходимые условия  этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается развитие.

 Эта гипотеза находит подтверждение и в физиологии. Этот период «дозревания» определенных структур головного мозга, т.е. рост количества клеток мозга и нейронных связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того на сколько стимулируется средой образования новых нейронов. Это время наибольшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию.

Происходит интенсивный рост организма, происходят и огромные психические изменения в развитии ребенка. Развиваясь физически, ребенок стремиться накопить практический опыт, жадно впитывает новые понятия и впечатления. Чем младше ребенок, тем чаще он использует практические навыки, то есть стремиться освоить предмет путем непосредственного взаимодействия с ним. Именно в этом возрасте происходит сенсорное развитие, развитие восприятия: возрастает острота зрения, тонкость различения цветов, развивается слух. Важным условием для развития восприятия является прежде всего –труд. У детей он может проявляться не только в форме выполнения домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятий музыкой и т.д., т.е.  в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности.

В тесной связи с восприятием развиваются высшие психические функции: произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь, самоконтроль. Мозг ребенка очень гибкий, он способен воспринимать все встречающиеся предметы и образы. Активно развиваются такие психические процессы как воображение и представление. Воображение переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Развитие мышления проявляется в том, что, ребенок начинает учиться решать поставленные перед ним задачи тремя способами: наглядно –действенно, наглядно-образно и путем логических рассуждений.

У дошкольника богатый эмоциональный мир. Ребенок знает, что такое радость, грусть и т.д., чувства ребенка сильны, но не глубоки, разрозненность чувственных ассоциаций выражается в необыкновенной подвижности, переменчивости чувствований. В это же время у дошкольника начинают формироваться высшие чувства, т.е. эмоциональные процессы выражающие целостное отношение человеку к миру и окружающим его людям, отражающие его морально –нравственную позицию. А также чувства гордости и самоуважение, которые приобретают характер индивидуально устойчивых проявлений личности ребенка и являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка. Интеллектуальные чувства: удивления и любознательности. А также чувства, вызванные деятельностью (праксические чувства), отождествляющиеся с ее успехом или неуспехом (яркие положительные –гордость, или эмоциональные проявления неудовлетворенности деятельностью- неуверенность в собственных силах, боязнь нового задания). Развивается мотивационная сфера – внутреннее побуждение личности к активности, объединяющая совокупность побуждений: мотивов, стремлений, потребностей, влечений, что в целом предопределяет линию поведения личности. Формирование мотивационной сферы у дошкольников неразрывно связано с игровой деятельностью.

Родители и педагоги часто отмечают, что чем больше они читают или рассказывают ребенку, тем больше фантазирует он сам. Чем больше ребенок рисует, лепит, поет, танцует, тем больше он стремиться к самореализации и в других видах деятельности. Для творческой деятельности необходимым условием является эмоциональное развитие. Чем оно ярче, тем больше возможностей для творческого развития.

Конечно, следует помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра рассматривается в трудах исследователей, как одно из проявлений развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Игра имеет доминирующее значение для развития детских способностей, наклонностей, оказывает влияние на формирование индивидуальности и будущего характера личности. Дети придумывают игры беспрестанно. С помощью игры накапливается творческий потенциал ребенка, развиваются творческие способности. При этом игры, придуманные взрослыми, а не созданные самими детьми, всегда носят на себе печать искусственности.

Так, например, благополучно развивающийся ребенок, к трем годам обладает способностью фантазировать и подражать. Освоив мир предметов, ребенок погружается в более сложный мир- туда, где предметы взаимодействуют с людьми, люди с животными и друг с другом. Формой такого погружения является сюжетно-ролевая игра. Выстраивая сюжеты, дети выстраивают отношения. Выстраивая правила-узнают, что правила бывают разные: простые и сложные, обидные и возвышающие, приятные и невыносимые. Выбирая роль, дети переживают на себе каково это быть  мамой, папой кондуктором, зайчиком, мышкой, львом и т.д.

Взрослым, нередко удобнее поместить ребенка в среду с резко очерченными границами, где есть место только для «можно» или «нельзя». Если воспитательной системой не предусмотрено гибкое «допустимо», свобода самовыражения ребенка оказывается под угрозой. Отношение взрослого к проявлению творческой активности ребенка может либо развить ее, либо затормозить.

Стоит отметить, что возможности развития творческого потенциала, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, т.е. соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать, и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Исследователи в области развития креативности, отмечают малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Проанализировав развитие ребенка, мы можем отметить, что бурное развитие психических процессов, которое происходит в этом возрасте, есть не что иное, как накопление опыта. Это тот опыт, который в свою очередь является необходимым условием для развития и включения механизма творчества. Чем богаче будет восприятие ребенка, тем лучше развиты мышление, память, чем более любознателен, заинтересован малыш окружающим его миром, тем активнее ребенок сможет накапливать, применять и комбинировать этот опыт в любой сфере деятельности.

Сочетание творческих возможностей ребенка и взрослого может затенять слабые и высвечивать сильные стороны каждого. У ребенка есть непосредственность восприятия, у взрослого – опыт, у ребенка – свобода взаимосвязи разных элементов, у взрослого – знание того, какая из них будет эффективна. Соединение детской непосредственности и взрослого опыта может дать особый творческий импульс, если взрослый сможет действовать мудро, следуя за ребенком, то он как искусный ювелир, который, ограняя алмаз, удаляет избыточное и заставляет сверкать внутренне присущее этому минералу.

Ребенок творит мир – к этим словам можно добавить только небольшое пожелание взрослым: предоставьте ему безопасное пространство, где потребность в творческом самовыражении найдет свой выход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""

Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".

Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....