«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»
консультация (средняя группа)
«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
И начнем мы с мнемоквадрата. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром. Сейчас я предлагаю поиграть в игру. Перед вами перевернутые картинки, я бросаю мячик, вы ловите, бросаете мне обратно и выбираете картинку (на столе лежат картинки с изображениями артикуляционных упражнений: лошадка, качели, часики, слоник, варенье, чашка). Играем в игру с 3-4 родителями.
Я использую мнемоквадраты для выполнения артикуляционной гимнастики. Можно использовать мячик, волчок и тд.
После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам – это таблица из 4 и более клеток расположенных линейно, в которых изображено словосочетание, предложение, четверостишие. А теперь я предлагаю самим попробовать нарисовать мнемодорожку к четверостишию:
Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет.
(у родителей по листу бумаги и карандаш, картинки рисуются схематично). Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Что нарисовали в первом окошке? Во втором и тд? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Мнемодорожки можно рисовать: самим (готовая форма); дети совместно с родителем; самостоятельно дети. Можно разложить разные картинки и, выбрав нужные, приклеить на мнемодорожку.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать. Выходит родитель, срывает лепесток на котором зашифрована пословица, с помощью мнемодорожки.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Под лежачий камень вода не течёт.
Любишь кататься,люби и саночки возить.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Кто не работает,тот не ест.
Лучше синица в руках,чем журавль в небе.
Третий этап, как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :
- обогащения словарного запаса ;
- обучения составлению рассказов ;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений.
В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Предлагаю поиграть в игру «Угадай». Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Что это?
Цвет
Форма
Вкус
Где растёт
Каков на ощупь
Что можно приготовить
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Родители пересказывают сказку).
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Когда ребенок освоит все этапы можно придумывать и рисовать свои мнемотаблицы, а затем придумывать по ним рассказы, сказки, стихи и тд.
Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов!
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К.Д. Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_wecompress.com_.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : ознакомление с методом мнемотехники , как со способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Цель ‒ обучить ребенка соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток расположенных линейно, в которых изображено словосочетание, предложение, четверостишие . На этапе дошкольного возраста мнемодорожки используются для решения следующих задач : -развитие связной речи у детей -обогащения словарного запаса -при обучении составлению предложений - отгадывание и загадывание загадок -помогают при заучивание стихов, чистоговорок -помогают в развитие основных психических процессов : памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления.
Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: - Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д - Заучивания стихов, потешек ; - При отгадывании и загадывании загадок; - При пересказе художественной литературы; - При составлении описательных рассказов - Проговаривание чистоговорок - Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ с опорой на символы ( образы ) .
Итак, мнемотехника : - сокращает время запоминания; - развивает основные психические процессы; - развивает умение перекодировать информацию; - устанавливает причинно-следственные связи; - помогает делать выводы и схематизировать материал.
Пересказ сказок
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР
Развитие связной речи - одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Так как применение традиционных методик обучения не всегда приносит желаемый результат, то следует ...
«Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР»
К системе методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, относится мнемотехника. Используя мнемотехнику мы развиваем у детей cвяз...
"Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей"
Пояснительная записка Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возрастаявляется развитие речи, речевого общения....
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...
Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...
Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...
Консультация "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Ушинский был прав)
Ушинский был прав)