Динамические паузы
картотека

Кафиева Лилия Фархулловна

 

 Динамические паузы: почему они нужны

Процесс обучения для ребенка очень энергозатратен: он требует усидчивости, концентрации, активной работы мозга. На самом деле все занятия требуют от малыша привлечения многих ресурсов – как физических, так и интеллектуальных. Чтобы избежать переутомления, познавательный процесс прерывают – организовывают общую игру или идут гулять, т. е. делают динамическую паузу. Ее цель – на время сменить вид деятельности, дать мозгу возможность «перезагрузиться» и, восстановив уровень концентрации, с новыми силами вернуться к занятиям. 

Детские динамические паузы могут быть разными по форме, содержанию и продолжительности. Пальчиковые игры, простые задания на ритмику, массаж кистей рук – эти мероприятия не требуют много места и времени, поэтому прекрасно подходят для паузы прямо на занятии. Если учитель видит, что дети устали, плохо концентрируются на выполнении заданий, можно спонтанно провести пальчиковую разминку для переключения. А во время урока русского языка, где большую часть времени ребята тренируют навык письма, отлично подходят разговорные паузы – короткая игра в слова или чтение скороговорок сразу оживляет школьников.

Есть и более продолжительные по времени физкультурные паузы: их можно провести во время занятий (размять ноги, руки, шею и спину прямо в классе), но иногда на них выделяется целый урок – при хорошей погоде динамические паузы проводят на улице. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinam.pauzy_.kart_.pedagoga.doc684.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

СТИХОТВОРЕНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Цель: развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность; закреплять знания об окружающем мире и о природе; формировать интерес к поэзии, к совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

УЧЕНЫЕ МАРТЫШКИ

Две проказницы мартышки

Полистать любили книжки,

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело

И очки они надели,

К носу книжку поднесли,

Вдруг подальше отвели —

Ничего в очках не видно

И мартышкам так обидно!

Оттопырить уши пальцами; одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги;

одной рукой изобразить потрясание книгой, затем раскрыть обе ладони, как бы держа книгу перед собой, языком изобразить лизание;

ладонь одной руки раскрыта, пальцем другой как бы прослеживается текст.

Изобразить надевание очков; сначала сделать круги из большого и указательного пальцев, а затем провести указательными пальцами обеих рук за ушами, изображая дуги очков;

раскрытые ладони поднести к носу;

отвести ладони от носа вперед;

закрыть глаза руками;

изобразить собирание слез в ладонь.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

СМЕЛЫЙ КАПИТАН

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока,

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку,

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал.

Ноги расставить широко, руки на поясе;

изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам.

Обеими руками изобразить легкую волну;

покачиваться из стороны в сторону.

Изобразить волну руками более интенсивно;

присесть.

Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки;

руку поднести к голове и резко отвести в сторону; сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой;

руки в сторону, балансировать.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

РАДОСТЬ

Я и ты – все это мы

И вокруг ты посмотри:

Солнце светит, дождь идет,

В роще соловей поет,

Козлик скачет на лугу, Скачет в радугу-дугу.

Указательным пальцем показать на себя, затем на товарища, затем развести руки в стороны.

Сделать движения головой влево и вправо;

руки с раскрытыми ладонями и раздвинутыми пальцами поднять вверх, затем развести в стороны, пощелкать пальцами;

руками изобразить движение крыльев;

показать пальцами рожки;

большим пальцем, обрисовать в воздухе радугу

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ПРИГОТОВИЛИ ОБЕД

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

Скатерть белую накрыли,

Ложки, вилки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир,

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

Посолили, поперчили,

Замесили. Не забыли

Лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

Имитация движения ложкой;

 позвать движением ладони к себе;

движение ладонями вниз от центра в стороны, как бы разглаживая скатерть;

пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо;

движения вверх и вниз ребром ладони;

резкое потирание кончиками пальцев;

вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую;

из большого и указательного пальцев рук сделать кольца, соединить их, а затем развести в стороны, изображая круглую колбасу.

Ладони накладывать попеременно одну на другую.

Мелкие движения щепотью пальцев;

сжимание и разжимание пальцев рук;

показать «сбор» слез в ладонь;

хлопок в ладонь горизонтально.

Провести по лбу тыльной стороной ладони.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ФУТБОЛИСТЫ ПРОКАЗНИКИ

В футбол играла детвора,

Мяч по полю гоняла...

И, размахнувшись сильно, вдруг

В окно мячом попала.

Кричит старушка из окна,

Грозит костлявым пальцем,

Считает всех детей она,

А дети, словно зайцы

От страха дружно затряслись

И вмиг все убежали,

Попрятались кто куда.

Бабулю они знали!

Ударные движения ногами по воображаемому мячу;

изобразить в воздухе руками круг;

резкий замах ногой;

изобразить указательными пальцами прямоугольник. Руки поднять вверх, кулаки сжаты, сделать угрожающие движения;

погрозить пальцем;

указательным и средним пальцами сделать пошаговые движения слева направо, обозначающие счет; кистями рук изобразить уши;

изобразить страх;

легкий бег на месте;

присесть, закрыть голову руками.

Прижать ладони к щекам.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

МЫ - ШОФЕРЫ

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально

мы вдаль.

«Дворники» считают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шоферы хоть куда!

 

Имитация движения рулем;

ногу согнуть в колене, вытянуть;

воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя;

ладонь ко лбу.

Руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево, вправо;

поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.

Большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ

Решили маме мы помочь

И воду в таз налили,

Насыпали вниз порошка,

Белье все замочили.

Стирали долго мы его,

О доску даже терли,

Не разорвали ничего,

А полоскали сколько!  

Туда-сюда, туда-сюда,

Вода в тазу вскипела,

Но только, братцы, вот беда,

На пол упала пена.

Давай ее мы собирать,

И отжимать в ведерко.

Чтобы как мама наша стать

Трудиться надо сколько!

Изобразить пальцами рук откручивание кранов;

мелкие движения щепоткой пальцев;

руки поставить перед собой, кисти опущены вниз, изобразить погружение белья в таз.

Потирание кулаком о кулак;

потирание кулаком о ладонь;

отрицательное движение указательным пальцем;

наклониться, руки опустить, расслабить, поболтать ими из стороны в сторону;

ладони поставить перед собой, резко сжимать и разжимать пальцы;

ладони поставить к щекам, покачать головой;

руки опустить вниз, потрясти легко кистями.

Присесть, имитация сбора обеими руками;

выкручивание «тряпки».

Указательный палец руки поднять вверх.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ЛЮБИМЫЕ КУКЛЫ

Куклам платье дружно шили

Кукол очень мы любили,

Долго нитку продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Утюгом горячим шов

Распрямили, чтобы лег.

Кукол поскорей позвали, Нарядили. Не узнали!

Изобразить качание куклы на руках;

прижать ладони к груди;

изобразить вдевание нитки в ушко иглы;

вращательные движения указательных пальцев вокруг друг друга;

вытянуть вперед средний и указательный пальцы, остальные поджать, сдвигать и раздвигать их, изображая ножницы;

зажать между большим, указательным и средним пальцами «иголку», изобразить волнообразные движения справа налево.

Провести кулаком по ладони горизонтально.

Помахать рукой к себе;

движение обеих рук вдоль тела сверху вниз.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Дружно наш оркестр играет,

Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка поет,

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили

И тарелки в такт забили.

Следом дудочка дудит,

И струна гитар звенит.

Барабан вступил, как гром,

Всех перекрывает он.

Изобразить движения дирижера;

имитация игры на скрипке.

Один кулак поднести ко рту, другим кулаком делаем поступательные движения к себе и от себя;

похлопать раскрытыми ладонями.

Имитация игры на дудочке;

имитация игры на гитаре.

Имитация игры палочками на барабане;

покрывающее движения руками, ладонями вниз.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

Мы ребята – мастера

Стул сломали мы вчера.

Мы ребята — мастера,

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво.

Отпилили мы красиво,

Зачищали шкуркой долго, Покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали.

Папу посмотреть позвали.

Левая рука согнута в локте, поднята вверх, правая образует по отношению к ней горизонтальный жест, направленный на себя;

указательный жест на себя.

Кулак поставить над кулаком, постучать;

постучать кулаком о вытянутый указательный палец; вытянутой рукой образовать диагональ.

Поступательные движения ребром ладони.

Потереть ладонью о ладонь;

потереть о ладонь то одной стороной пальцев, то другой; указательным пальцем очертить в воздухе волнистые движения.

Приложить ладонь ко лбу.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Любим спортом заниматься. Будем очень мы стараться, Мяч бросать и принимать,

Метко вдаль его кидать,

Ловко прыгать на скакалке,

Ног своих совсем не жалко. Приседать и вновь вставать,

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево -Все мы делаем умело!

Принять позу силача;

изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием;

изобразить «метание» выбросом руки вперед;

выполнить движения с воображаемой скакалкой.

Выполнить движения по тексту;

поднять руки;

наклоны;

развести руки в стороны.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        НА ПЛЯЖЕ

Лето знойное в разгаре.

Все на пляже загорают,

Руки солнцу подставляют,

Носик кверху задирают

И бегут к реке скорей,

Охладиться, чтоб быстрей. Плавают туда-сюда —

Не утонут никогда!

Брызги в стороны летят

И на всех попасть хотят.

Провести тыльной стороной ладони по лбу, изображая жару;

вытянуть руки вверх, раскрыть ладони;

поднять голову, покрутить головой;

бег на месте;

похлопывание ладонью по телу.

Изобразить руками плавательные движения;

сложить ладони шалашиком, опустить резко вниз, сделать отрицающее движение указательным пальцем.

Сделать отталкивающие движения руками вперед попеременно.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ВКУСНЫЙ АРБУЗ

Мы большой арбуз купили

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли,

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок,

А потом и поперек.

Но рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тек.        

Изобразить обеими руками в воздухе большой круг;

 ходьба на месте;

вращательные движения раскрытыми ладонями;

округлые движения руками сверху вниз с раскрытыми ладонями;

поступательные движения ребром ладоней от себя и к себе; то же, но в стороны.

Поглаживающие движения ладонями друг о друга вниз, пальцами по подбородку;

   

облизывающие движения языком.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        МЫ НЕ ХОТИМ БОЛЬШЕ СПАТЬ

Мы проснулись рано утром,

Потянулись бодро, шумно,    

Чтобы сон ушел, зевнули,    

Головой слегка тряхнули.      

Разбудил нас бег на месте,  

К ванне побежали вместе.    

Умывались и плескались,      

Зубы вычистить старались,

Причесались аккуратно,        

Приоделись все опрятно.      

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть!        

Изобразить потирание глаз руками;

потягивание;

зевание;

покачивание головой.

 Легкий бег на месте;

изобразить руками большой прямоугольник.

 Массирующие движения ладонями по лицу, шлепки ладонями вниз;

указательным пальцем сделать вдоль зубов движения вправо-влево;

движения рукой сверху вниз вдоль волос;

движения руками вдоль тела сверху вниз.

Указательным пальцем руки, поднятым вверх, двигать влево — вправо;

хлопки в ладоши.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        ХОЧУ БЫТЬ ПТИЧКОЙ

Я по улице гулял

Галок и ворон считал:

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я считать опять —

Рот открыл, смотрю я в небо

Вправо — влево. Я там

не был. Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз, Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Но пришлось на землю сесть.

Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу;

скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающими  полет птицы.

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого;

загибать пальцы с мизинца.

Открыть рот, поднять голов вверх;

повороты головы.

Взмахи руками через стороны вверх, вниз часто, кисти напружены.

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками;

 вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх.

Руки поднять вверх, подпрыгнуть;

присесть.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ

За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли,

Встретили косого зайку —

Ускакал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал — тук да тук,

Раздавался громкий стук.

Скрестить вверху руки с раскрытыми пальцами ладонями от себя;

ладони перед собой, пальцы раскрыты,

руками изобразить уши;

указательный и средний пальцы руки вытянуть, остальные поджать в кулак, изобразить движение.

Изобразить, как медведь срывает ягоду, а затем кладет ее в рот;

одна рука прижата к груди, другая вытянута вперед с раскрытой ладонью.

Ладонь одной руки раскрыта, указательным пальцем другой постучать по раскрытой ладони;

похлопать в ладоши.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

 Я ВСЕ УМЕЮ

Кудри гребнем расчешу,

Косу туго заплету,

И со звездочкой заколку

Я на челку приколю.

Гольфы подтяну струной — Ну-ка, полюбуйтесь мной!

Изобразить расчесывание одной рукой;

изобразить двумя руками плетение;

сделать пальцем знак вверх;

одной рукой придержать волосы, другой изобразить прикалывание.

Наклониться, изобразить подтягивание гольфов;

руки внизу, немного раздвинуть в стороны, поворачиваться из стороны в сторону.

                 

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

МОИ УМЕЛЫЕ РУКИ

Мои руки — это волны

Ветер гонит их вперед.

Мои руки — крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки — рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки — это крабы,

Разбежались кто куда. Спустимся на дно морское — Там кораллы,

словно ветки,

Водоросли изумрудом Раскачалися без ветра.

Вот проплыл конек игривый,

Как змея ползет мурена,

И акула отдыхает

Снится море, ей, наверно.

Руками изобразить волну;

высоко, плавно, через стороны поднимаем и опускаем руки, кисти расслаблены;

Руки поднять перед собой вверх.

Выполнить плавные движения руками, напоминающие плавание рыб;

согнуть ладонь правой руки влево, потом вправо.

Руки поставить перед собой, пальцы вниз;

перебирать пальцами.

Присесть;

руки выставить перед собой, скрестить, ладони — от себя, пальцы расставить;

руки опустить, плавно ими покачивать.

Выполнить подскоки на месте;

рукой изобразить волну;

 руки сложить под щеку;

обеими руками изобразить волну.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

                ВЕСЕЛЫЙ ЦИРК

Веселый цирк у нас в гостях. Жонглер бросает шарики,

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких.  Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны. Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях

По кругу мчатся весело,

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

Подбрасывание  воображаемых шариков;

большой палец раскрытой ладони приставить к носу, большой палец другой ладони приставить к мизинцу первой;

показать рукой выше и ниже.

Руки развести в стороны, побалансировать ими.

Изобразить упражнения с гирями.

Подпрыгивать, держа руки вверху.

В кулаке держать воображаемое мороженое;

похлопать в ладоши.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

НЕПОСЛУШНАЯ ДОЧКА

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает, Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше И в тарелку положу,

Вся испачкалась, грязнуля, Дай, я кашу остужу,

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла, Наигралась с куклой. Все!

Держа руки перед собой, покачать ими;

движения рук и ног, ладони под щекой, отрицательное качание головой.

Помешивающее движение рукой;

раскрытая ладонь одной руки обозначает тарелку, другой рукой изобразить накладывание каши.

Обтереть пальцами лицо;

обмахивающее движение рукой.

Поглаживающие движения по лицу, шее и рукам.

Потрясти кистями рук;

руки согнуть в локтях перед собой, выполнить напряженные движения руками, головой и телом, изображающие куклу, раскинуть руки в стороны.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ПОИГРАЕМ В МЯЧ

Давайте поиграем в мячик,

Ты отбивай, и он заскачет,

Подбрось его до потолка,

Скорей лови, летит пока.

Прицелься точно

И метко брось,

Попал ли ты — еще вопрос! Возьми другой и покрути,

Юлою мячик заверти.

Теперь жонглер

Ты ловкий, знай,

И десять мячиков поймай.

Ладонями изобразить мяч;

движение с отбиванием воображаемого мяча об пол;

подбрасывающие движения;

 раскрыть ладони, как бы ловя мяч.

Прицеливание, бросковое движение;

пожать плечами.

Наклониться, взять воображаемый мяч, сделать закручивающее движение кистью руки.

Жонглирование воображаемыми мячами.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

КАРМАНОВ МНОГО У МЕНЯ

У меня в кармане груша,

А в другом конфета есть.

В заднем брючном —

Злая кнопка

Не могу я даже сесть.

А в рубашечном кармашке

Маленький лежит платок,

Чтобы нос, лицо и руки Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку

Из кармана положу.

Где орел, а может, решка? У монетки я спрошу.

Достать из правого кармана воображаемую грушу, показав ее объем пальцами;

левой рукой достать из кармана воображаемую конфету, собрав пальцы в щепотку, облизать губы.

Показать на задний карман, сымитировать укол указательного пальца;

чуть присесть и быстро выпрямиться.

Показать рукой на карман рубашки;

обрисовать указательным пальцем в воздухе квадрат;

потереть лицо ладонями обеих рук;

Одной рукой достать воображаемую монету и положить раскрытую на ладонь другой руки.

Подбросить воображаемую монетку на внутренней стороне ладоней.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        СНЕЖНАЯ БАБА

Мы бабу снежную лепили, Чтоб краше не было ее.

Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был Размером.

На первый он уселся смело, А третьим голова была

И участи своей ждала.

Лицо украсили морковкой,

И угольками вместо глаз. Прорисовали ротик ловко, Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером,

Метлу воткнули для порядка, Трудились дружно

Всем двором!

Изобразить в воздухе последовательно три круга разных размеров.

Имитация движения лопатой;

изобразить руками в воздухе максимально большой круг;

изобразить перед собой руками круг и опустить его.

Изобразить в воздухе руками круг поменьше;

присесть;

показать на голову;

подпереть голову ладонями.

На уровне носа пальцами изобразить форму морковки;

показать на глаза.

Показать на рот;

повернуть голову в сторону и поставить прямо.

Сделать движение обеих рук сверху вниз по голове;

поднять правую руку вверх и расставить пальцы;

имитация движения метлой;

скрестить пальцы рук в замок.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ЛЕСТНИЦА

Вверх по лестнице идем

И от всех не отстаем.

На площадке отдохнули

И к перилам мы прильнули,

Так залезли высоко!

Вниз смотреть нам нелегко,

За перила ухватились,

Смело с лестницы спустились.

Рука направлена ладонью вниз ниже груди, ритмичные движения рукой вверх на каждое слово.

Руку положить на руку на уровне груди;

прижать руки к груди;

указательный палец направить вверх.

Движение пальцем сверху вниз;

 сжать пальцы в кулаки;

 поступательные движения телом сверху вниз.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        СТАНЕМ МЫ ДЕРЕВЬЯМИ

Станем мы деревьями

Сильными, большими

Ноги — это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Воду доставали.

Тело наше — ствол могучий

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки — это ветви,

Крону вместе образуют.

В кроне им совсем  не страшно, Когда ветры сильно дуют. Пальцы веточками будут, Листья закрывают их.

Как придет за летом осень, Разлетятся листья вмиг.

Ноги расставить на ширине плеч, руки на поясе.

раздвинуть ноги шире;

сжатый кулак поставить над другим кулаком;

наклониться;

сложить ладони горстью, разогнуться.

Раскрытыми ладонями провести вдоль тела сверху вниз; покачивание из стороны в сторону;

изобразить ладонями крышу дома, направленную острым концом вверх;

поднять соединенные руки вверх,

руки поднять вверх, раскрыть ладони и пальцы направить от себя;

сомкнуть пальцы над головой.

Покачать головой;

покачать поднятыми руками.

Пошевелить пальцами;

прикрывающее движение одной ладони над другой, обозначающее смену времен года.

Поднять вверх правую, затем левую руку и развести в стороны.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

РЫБКА ПЛАВАЛА В ПРУДУ

Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла,

Корм глотала на ходу, Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл, Щеки раздувая.

Ножкой дрыгал влево —

вправо, Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения;

Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта.

Показать округлые формы пальцами вокруг щек.

Откинуть одну ногу в сторону, потом другую.

Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движение рукой;

руки поднять вверх, покачать ими;

указательным пальцем показать вверх;

взмахнуть руками, вытянуть шею.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        ОБЖОРА

Один пузатый здоровяк Съел десять булок натощак, Запил он булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил И в брюхо бедного направил Раздулся здоровяк, как шар. Обжору тут хватил удар.

Округлое движение обеими руками около живота;

выставить перед собой все пальцы;

изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него;

 широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту;

 показать указательными пальцами рожки;

погладить живот.

Изобразить в воздухе большой круг.       

Ударить слегка ладонью по лбу.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ЦВЕТИК-КОЛОКОЛЬЧИК

Травка стелется к земле,

Ветер с ней играет,

Стебельки чуть-чуть колышет, Устали не знает.

А в траве растет цветок, Вот его бутончик,

Раскрывает лепестки Цветик-колокольчик.

К солнцу тянет лепестки,

Головой качает,

Пчелок яркостью зовет,

Запах распускает.

Руки поставить перед собой, согнуть в локтях, выполнить

плавные движения кистями рук;

пошевелить всеми пальцами;

пальцы скрестить, сгибать и разгибать.

Из пальцев сделать бутон;

раскрыть воображаемый бутон.

Руки поставить перед собой, ладони направить к себе, пальцы раскрыть, направить вверх;

покачать головой;

руки скрестить в запястьях, сжать пальцы, изобразить крылышки;

поднести «цветок» к носу, понюхать.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

        ЛЯГУШКИ-ХОХОТУШКИ

Две лягушки-хохотушки

Прыгали-скакали,

Лапкой — хлоп, другою —

хлоп,

Щеки раздували.

Увидали комара,

Закричали: ква-ква-ква!

Улетел комар как ветер

Хорошо пожить на свете!

Отставить указательный и средний пальцы, остальные собрать в кулак;

изобразить прыжки пальцами;

хлопнуть ладонью по ноге;

показать округлость пальцами вокруг щек.

Сделать щепоть из трех пальцев правой руки, изобразить траекторию полета комара, проследить глазами; противопоставить большие пальцы обеих рук остальным пальцам, изобразить движением пальцев открывание и закрывание рта.

Движения руками резко вперед, выдвинув указательные пальцы;

Погладить по груди ладонями.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ИНТЕРЕСНО ВСЕ ВОКРУГ

Ползет по пальцам муравей,

Залез в мою ладошку,

— Ты щекотать меня не смей,

Поползай лишь немножко!

Вот бабочка — павлиний глаз Спит, крылышки сложила,

Но вдруг вспорхнула и

С цветка слетела суетливо.

Кружится бабочка легка,

Как пух, как легкий ветер, Цветки раскрыли лепестки, Ждут с бабочками встречи.

Ладонь левой руки раскрыть, указательным пальцем правой провести по левой ладони;

круговые движения пальцем по ладони;

погрозить указательным пальцем;

скрестить руки, пробежать согнутыми пальцами по рукам вверх к плечам.

Показать на глаз;

сложить ладони, убрать под щеку.

Изобразить руками движение крыльев.

Указательными пальцами рук выполнить круговые движения в воздухе;

волнообразные движения руками;

сделать из пальцев воображаемый цветок;

скрестить руки в запястье, изобразить крылья бабочки кистями рук.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ПРОКАЗНИК ВЕТЕР 

Проказник-ветер прилетел, Густой листвой зашелестел,

Подул немного посильней

И ветки закачал скорей.

Совсем плутишка разошелся И по стволам уже прошелся,

Тут закачался целый лес,

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья, И ветру действуют на нервы.

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал.

Обеими руками провести через стороны вперед;

руки поставить перед собой, пошевелить пальцами обеих рук;

руки поднять вверх, покачать.

Раскачивание туловищем, руками;

сильное раскачивание туловища и рук;

руки поднять вверх, скрестить.

Показать указательным пальцем на лоб, приложить руки к груди.

Опустить руки, немного пошевелить пальцами с полным замиранием.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

 ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко, Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех, лучи

раскинув широко,

Гладит ласково листочки

и цветы,

Людям золотит и щеки,

и носы.

День прошел, и с неба

на покой

Солнца шар садится

за горой.

Поднять руки вверх с раскрытыми ладонями, направленными от себя, и развести пальцы в стороны;

опустить руки вниз, чуть наклониться;

поднять руки вверх, сделать из ладоней двух рук круг, провести его слева — направо и обратно;

руки поднять вверх и развести в стороны, пальцы разведены широко;

погладить попеременно одной рукой другую;

пальцами погладить щеки, нос.

Руки поставить перед собой, вверху из пальцев рук образовать круг, опустить его вниз

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

СОСУЛЬКА

Вниз головой висит

сосулька,

От солнца насморк у нее. То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.        

Придет мороз и закалеет,       Немного за ночь подрастет, Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет, упадет.        

Руки опустить вниз, пальцы сомкнуть и острым концом направить вниз;

вытереть нос.

Потереть глаза пальцами;

ладонями провести вдоль тела сверху вниз.

Обхватить туловище руками;

руки поднять вверх, встать на носки;

 руки развести по сторонам тела;

 присесть.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

УТРЕННИЕ ЗАМОРОЗКИ

Тепло весеннее пришло,

Все ожило и расцвело,

Но только утром рано Морозить что-то стало. Покрыта инеем трава, Седою она стала.

Внутри, как прежде, зелена,

Но от зимы устала.

Вот солнце жаркое взошло И травке стало вновь тепло.

Погладить ладонями себя по груди;

из пальцев рук сделать воображаемый бутон цветка;

потянуться, зевнуть;

обхватить туловище руками.

Движение вниз ладонями рук;

погладить себя по голове.

Прикрыть ладонью указательный палец правой руки;

опустить плечи и руки, немного наклониться.

Руки поднять вверх, развести;

 руки выставить вперед, ладони направить вверх, приподнять голову вверх

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ТАКОЙ РАЗНЫЙ ДОЖДЬ 

Рассердилась туча злая

И закапал мелкий дождь.

Капля падает за каплей,

Сколько набежало слез!

Дождь сильнее стал,

И ветер сделал вдруг

его косым.

Вправо капли, влево капли,

Словно всех косой косил,

Ливень туча посылает

И стеной вода течет.

Где бы спрятаться от ливня?

Зонтик нас раскрытый ждет.

Стукнуть кулаком об кулак;

быстрое ритмичное постукивание указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Ритмичные щелчки пальцами рук;

сбор воображаемых слез в ладонь.

Движение ребром ладони сверху вниз по диагонали;

диагональное движение ребром ладони в разные стороны; имитация движения косой;

резкое движение рукой вперед;

руки поставить перед собой, ладонями горизонтально к себе, движение ладонями вниз.

Пожать плечами, посмотреть по сторонам.

Руки поднять вверх, изобразить купол зонта.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ОБЛАКА

Облака, как паруса,

Мчит их ветер, гонит,

Если много облаков —

Будет точно дождик.

Ну, а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утра,

Защебечут птицы.

А столкнутся лоб о лоб —

В тучу превратятся,

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся.

Изобразить треугольник указательными пальцами;

резко выдвинуть вперед одну руку, затем другую.

Руки выставить перед собой, все пальцы раздвинуты; ритмичные щелчки пальцами сверху вниз.

Правую руку поднять вверх, пальцы раздвинуть;

обе руки поднять вверх, соединить, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны;

изобразить руками крылья.

Кулак ударить о кулак;

изобразить в воздухе большую округлость;

хлопки в ладоши;

кулаки сжать, руки выставить перед собой.

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВЯЧКИ

Дождевые червячки Вылезли наружу.

После теплого дождя

Им погреться нужно. Лежебоки-червячки Нежатся на солнце —

То сжимаются они,

Делаются толще,

То становятся они Длинными, как палка.

Наступать на червячков

Всем ребятам жалко.

Расставить пальцы одной руки и между ними просунуть расставленные пальцы другой руки;

щелчки пальцами обеих рук, направленных сверху вниз;

обхватить туловище руками.

Подложить ладони под щеку.

Поднять руки вверх, ладони от себя, пальцы расставлены, развести руки в стороны;

сжать пальцы в кулаки;

соединить два сжатых кулака;

вытянуть указательные пальцы.

Поднять ногу;

опустить осторожно ногу.

        

КАРТОТЕКА ПЕДАГОГА

ПАУЧОК-ТКАЧ

Сетку паучок плетет,

Словно ткач проворный

Нитку липкую по кругу Намотал задорно.

А потом ее пустил,

Чтоб круги связались,

И в красивой паутине

Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул

И засел в засаде,

Только мухи не летят, Паучку досадно!

Указательными и средними пальцами обеих рук изобразить

решетку;

руки вытянуть перед собой и прижать, изображая движение ткача;

указательным пальцем руки очертить в воздухе круги.

Диагональные движения руками;

пальцы обеих рук раздвинуть, соединить большие пальцы; помахать быстро, резко руками как маленькими крылышками.

Указательным пальцем руки провести в воздухе линию; приложить козырьком ладонь ко лбу, вглядываясь вдаль;

махнуть рукой.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические паузы в логопедической работе

Подборка динамическх упражнений  на все звуки родного языка...

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Данная подборка динамических пауз и упражнений по различным тематикам удобна для использования на занятиях различных типов и предусматривает смену деятельности в различных видах деятельности....

Динамические паузы.

Физкультминутки для детей....

Физминутки и динамические паузы для детей дошкольного возраста

Физминутки для детей дошкольного возраста, с использование стихов о картошке....

Динамические паузы

Динамические паузы разработаны на основе народной игры "Солнышко" и народной песни "Во кузнице"...

Динамические паузы с использованием фитнес-йоги

Фитнес-йога стала очень популярной не только среди взрослого населения, но и среди детей. Содержание упражнений направлено на оздоровление подрастающего поколения, а выполнение поз (асан) требуют знан...