Беседы по искусству И.И.Левитан «Весна. Большая вода» (1896 г.)
материал

Кузнецова Надежда Николаевна

Беседы по искусству

И.И.Левитан «Весна. Большая вода» (1896 г.)

 Широко вокруг разлилась весенняя вода и затопила березовую рощу. Русские реки действительно так разливаются и все затопляют водой: луга, поля, лес. Художник выбрал ничем не примечательный на первый взгляд, но очень характерный для весеннего русского пейзажа уголок природы. Речная протока, начинающаяся на переднем плане, уходит вдаль и сливается с широкой рекой, все затопляющей на своем пути. На заднем плане виден более высокий берег. На нем расположены скромные деревянные постройки: избы, сараи. Небо, лес и вода заполнили всю картину.

На переднем плане в чистой, прозрачной воде, как в зеркале, видны четкие, слегка колеблющиеся отражения деревьев. Вода тихая, спокойная. Она почти застыла. Лишь легкое прикосновение ветерка заставляет чуть покачиваться отражения березок.

День солнечный, ясный. По песчаному берегу легли четкие тени от стволов березок. Золотистые лучи солнца придают березкам особую прелесть. Каждая отдельно взятая березка мастерски написана художником; скромные, тонкие, с трепетно изогнутыми стволами они кажутся зрителю застенчиво-робкими, целомудренными.

Трогательно, доверчиво, стоят они в ожидании чего-то большого и радостного, что несет им пробуждающаяся после долгого зимнего сна природа.

Левый берег плавным изгибом уводит взгляд зрителя в глубь пейзажа, связывает передний план с рекой. Красивый изгиб берега созвучен с изогнутыми линиями стволов березок. Он как бы перекликается с ними. Тонким лиризмом веет от всего пейзажа. Из этого интимного уголка с «окошечком в земные дали» взгляд зрителя не стремится уйти, потому что в нем так много прелести и уюта.

 

На переднем плане у берега стоит маленькая лодка-челнок. Она, как скорлупка, тонка и легка. Думается, на ней только дед Мазай сумеет ездить да спасать зайцев в половодье, неопытный ездок обязательно зачерпнет бортом воды. Лодка привлекает к себе внимание зрителя. Она словно хочет сказать, что сделана руками человека, что здесь недавно был ее хозяин и скоро придет на это же место.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_po_iskusstvu_vesna_bolshaya_voda.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы по искусству

И.И.Левитан «Весна. Большая вода» (1896 г.)

 Широко вокруг разлилась весенняя вода и затопила березовую рощу. Русские реки действительно так разливаются и все затопляют водой: луга, поля, лес. Художник выбрал ничем не примечательный на первый взгляд, но очень характерный для весеннего русского пейзажа уголок природы. Речная протока, начинающаяся на переднем плане, уходит вдаль и сливается с широкой рекой, все затопляющей на своем пути. На заднем плане виден более высокий берег. На нем расположены скромные деревянные постройки: избы, сараи. Небо, лес и вода заполнили всю картину.

На переднем плане в чистой, прозрачной воде, как в зеркале, видны четкие, слегка колеблющиеся отражения деревьев. Вода тихая, спокойная. Она почти застыла. Лишь легкое прикосновение ветерка заставляет чуть покачиваться отражения березок.

День солнечный, ясный. По песчаному берегу легли четкие тени от стволов березок. Золотистые лучи солнца придают березкам особую прелесть. Каждая отдельно взятая березка мастерски написана художником; скромные, тонкие, с трепетно изогнутыми стволами они кажутся зрителю застенчиво-робкими, целомудренными.

Трогательно, доверчиво, стоят они в ожидании чего-то большого и радостного, что несет им пробуждающаяся после долгого зимнего сна природа.

Левый берег плавным изгибом уводит взгляд зрителя в глубь пейзажа, связывает передний план с рекой. Красивый изгиб берега созвучен с изогнутыми линиями стволов березок. Он как бы перекликается с ними. Тонким лиризмом веет от всего пейзажа. Из этого интимного уголка с «окошечком в земные дали» взгляд зрителя не стремится уйти, потому что в нем так много прелести и уюта.

На переднем плане у берега стоит маленькая лодка-челнок. Она, как скорлупка, тонка и легка. Думается, на ней только дед Мазай сумеет ездить да спасать зайцев в половодье, неопытный ездок обязательно зачерпнет бортом воды. Лодка привлекает к себе внимание зрителя. Она словно хочет сказать, что сделана руками человека, что здесь недавно был ее хозяин и скоро придет на это же место.

Левитан верен себе. Эта недосказанность повышает поэтическую прелесть пейзажа, придает ему интимность, делает его уютным, обжитым.

Роща хорошо просматривается. Сквозь березки, молодые и тонкие, как свечки, и еще не одетые листвой, угадывается расположенный за ними берег. Розоватые ветви березок, сливаясь с голубизной неба, создают легкий ореол над рощей, — у зрителя возникает ощущение влажного воздуха, которым наполнена картина.

Резко выделяются на общем фоне березового леса два дерева: елочка и старая осина. Обнаженный светло-коричневый ствол осины одиноко вытянулся вверх, как бы взывая к небу своими сухими, похожими на корявые старческие пальцы, сучьями. Рядом с ней особенно молодыми и жизнерадостными выглядят остальные деревья. Елочка своим ярким зеленым одеянием вносит радостный тон в колорит картины.

Роща пронизана чистым прозрачным воздухом. Наполненный солнцем и весной, он обволакивает нежной пеленой каждое деревцо, придавая роще и воде пленительную мягкость. Тонко и умело передает художник свое восхищение природой, свою влюбленность в нее.

Земля пробуждается от зимней спячки. Разлившаяся вокруг «большая» вода говорит о начинающейся работе природы. Ясное, голубое весеннее небо на картине очень красиво, смотришь и ощущаешь всю его бездонную глубину. Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.

Природа написана художником любовно. Стволы березок, берег, вода и небо проработаны тонко, глубоко. Левитановская задушевность, тонкий лиризм, чуткость к внутренней жизни природы характерны для этого пейзажа. Его простой, бесхитростный сюжет национально-самобытен и потому дорог русскому человеку.

Пленерная живопись пейзажа напоминает картину Саврасова «Грачи прилетели». Матовый колорит ее тоже построен на сочетании серо-коричневых и голубых цветов. Та же скромность и цветовое единство, та же мягкость очертаний предметов. Но если Саврасов чуток к «шуму и музыке в природе», то у Левитана «...все запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее и случайное исполнилось особенного смысла, и поэтому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника» (Искусство. Книга для чтения. Составители М. В. Алпатов. Н. Н. Ростовцев. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1961, стр. 416).

На беседу отводится 10 минут, целесообразнее провести ее в начале занятия, а затем дать детям задание: выполнить рисунок на тему «Весна» («Деревья весной»).

Лучше всего беседу по картине провести весной после экскурсии в поле, в лес, после того, как дети расскажут о своих впечатлениях: что они видели во время экскурсии, что им понравилось, как изменяется природа весной. Во время экскурсии особенно внимательно следует организовать наблюдение учащихся за изменением наряда деревьев по сравнению с осенью и зимой. Собрать ветки с почками, чтобы использовать их при рисовании как наглядный материал.

Цель беседы по картине: развитие у детей чувства прекрасного путем показа красоты весеннего пейзажа, закрепление знании о природе, полученных во время экскурсии, а также развитие речи учащихся. В этой беседе можно дать краткие биографические сведения о художнике.

Примерная беседа

Воспитатель. Где мы были на экскурсии и что видели?

Дети. Мы были на реке и видели, как много в ней стало воды. Снег на берегах и лед на реке, по которому мы зимой катались на коньках, уже растаяли. Река вышла из берегов и затопила луг, деревья стоят в воде. Листьев на деревьях еще нет, но уже набухли почки.

Воспитатель. На экскурсии вы видели, как изменяется природа весной, а теперь посмотрим, как художник Левитан написал картину о весне. Имя художника вам знакомо. Какие его картины вы знаете?

Дети. Художник Левитан написал еще картину «Золотая осень. Слободка», мы ее рассматривали в начале года.

Воспитатель. Исаак Ильич Левитан очень любил изображать весну и осень. Перед вами его картина, которая называется «Весна. Большая вода». Большой водой называют разлив рек, половодье. Расскажите, что изображено на этой картине?

Дети. На картине изображена маленькая речка, которая разлилась и затопила берег. Деревья, стоявшие на берегу, оказались в воде, на другом берегу тоже стоят деревья, около самого берега художник написал лодку. Вдали маленькая речка впадает в большую реку, виден высокий берег, а на нем деревенские избы, сараи. Стоит ясная, тихая погода: небо чистое, вода спокойная, в ней видны отражения деревьев.

Воспитатель. А почему вода затопила берег, когда это бывает?

Дети. Это бывает весной. Снег тает, образуется много воды, которая стекает в реки. Реки выходят из берегов и затопляют все вокруг.

Воспитатель. Правильно. А теперь давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. Нравится она вам? (Нравится.) А почему? Ничего особенно интересного на картине не написано: и березки такие же, как мы видим вокруг, и речка наша, может быть, красивее, а дома в нашем селе даже лучше, чем те, на картине, что стоят на дальнем берегу, и все-таки картина нам нравится. Что же именно нам нравится? Посмотрите, с какой любовью, как красиво написал художник и березки, и воду, и небо. Что вы можете рассказать про березки, какие они?

Дети. Березок на картине много, целая березовая роща. Все они молодые, стройные, с тонкими стволами, у некоторых березок стволы изогнуты. Белые стволы березок отражаются в воде, тонкие розоватые ветки еще не покрыты листьями, но почки уже набухают; весна только начинается.

Воспитатель. А какие еще деревья видны в этой роще? Расскажите о них.

Дети. Еще в этой роще есть одна осина и одна елка. Осина старая, большая, она выше всех деревьев, ветки у нее тоже голые, как и у березок. Елочка зеленая и резко выделяется среди других деревьев.

Воспитатель. А почему елочка зеленая, когда все другие деревья еще без листьев?

Дети. Другие деревья осенью сбрасывают листья, а елочка круглый год остается зеленой.

Воспитатель. Ель постепенно меняет свои иглы, понемногу, а не сразу, как другие деревья, поэтому она круглый год остается зеленой. Какую вы знаете загадку про елочку? («Зимой и летом одним цветом».) А что это за лодка у берега?

Дети. Это, наверно, лодка рыбака. Ее хозяин живет в одном из тех домов, что виднеются на дальнем берегу.

Воспитатель. Посмотрите, какая она маленькая, борта низкие. Кто не умеет ездить на такой лодке, обязательно зачерпнет воды через край. Такие лодки называют челноками, их выдалбливают из целого куска дерева, обычно осины, так как у нее крепкая древесина. Этот челнок оставил у берега какой-то рыбак. Ни одного человека не написано на картине, но по всему видно, что это не глухое место вдали от человеческого жилья, а окраина деревни: вдали видны домики, сараи, на переднем плане — оставленная хозяином лодка. Расскажите, какое небо на картине и как изображена вода?

Дети. Небо голубое, чистое, глубокое, только кое-где по нему бегут легкие облачка. Вода тоже чистая и прозрачная, как и небо, в воде видны отражения неба, деревьев.

Воспитатель. Правильно. Небо солнечное, голубое, говорит о ярком весеннем дне, о хорошей погоде, нет дождевых облаков, туч, только легкие облачка тихо плывут куда-то. Глядя на воду, тоже ощущаешь теплый весенний день — она спокойная, чистая. Ветра нет, и деревья как бы любуются своими четкими отражениями в воде. Зритель как будто ощущает запах весны, которым веет от картины. Вот почему картина так нравится нам и всем советским зрителям. Художник сумел красками написать не только деревья, разлившуюся речку и весь простой сельский пейзаж, он сумел передать и ощущение весны, ее цвета и запаха.

30 августа 2010 года исполнилось 150 лет со дня рождения Исаака Ильича Левитана, автора этой картины. Советские люди широко отмечали его юбилей, они высоко ценят художника и называют его певцом русской природы. Левитан очень любил родную страну и в своих картинах старался показать всю красоту и обаяние ее природы. Его картины учат нас видеть и понимать эту красоту.

Левитан рано остался сиротой, поэтому в детстве его жизнь была тяжелой. Когда Левитан учился в Москве, ему часто приходилось голодать. Больше трех копеек в день он не мог расходовать на свое питание. Ночевать ему иногда приходилось в училище, так как своего угла у него не было. Учился Левитан у художника Саврасова, картину которого «Грачи прилетели» мы с вами рассматривали. По характеру Левитан был мягким, отзывчивым, чутким человеком, любил все красивое. К себе он относился строго. Левитан никогда не удовлетворялся достигнутым, ему всегда казалось, что можно сделать лучше, менее удачные картины свои он уничтожал.

 Умер художник рано, не достигнув сорока лет. Левитан оставил нам много картин, и все они посвящены родной русской природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности"Весна-большая вода"

В конспекте использованы нетрадиционные технологии художественной деятельности-монотипия, а также элементы ТРИЗ при составлениии описательного рассказа по картине...

Весна.Большая вода

Составление описательного рассказа по картинкам для детей 5-6 лет...

НОД «Познавательно – речевое развитие» Конспект: «Весна. Большая вода».

НОД «Познавательно – речевое развитие»                  Конспект: «Весна. Большая вода».Задачи:1.Совершенствовать умение...

Рассматривание картины Ю. Левитана «Весна. Большая вода»

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений....

Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с использованием современной образовательной технологии (Технология музыкального воздействия).

Жерлицина Ирина АнатольевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №39Фрунзенского района г. Санкт-ПетербургаРазвитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эсте...

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...