Памятка для родителей на тему: «Развитие речи вашего ребёнка»
материал

Копырина Лидия Васильевна

Памятка для родителей на тему: «Развитие речи вашего ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechipamyatkaigry_did.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

                      Памятка для родителей на тему: «Развитие речи вашего ребёнка».

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры

                Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников

 Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.

Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. 6-7-летний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в тоже время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей.

. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли. Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

*Занимайтесь с ребенком ежедневно. Продолжительность занятий не более 20 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут – с детьми 6-7 лет;

* Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

* В общении с ребенком следите за своей речью: говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности, объясняйте ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте;

* Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается;

*Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Тактично указывайте на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, чётко и не спеша;

* Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Хочу порекомендовать речевые игры, в которые можно играть между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте или дорожной пробке. Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только родительское желание и фантазия. Используйте эти игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному.

                                              «Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку (цвет, размер, форму, качества и свойства и т.д.) По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. А затем – наоборот, он загадывает.

                                                   «Потому что…»

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эти качества речи ребёнка, в рассуждениях и ответах на вопросы: Я мою руки потому, что… Почему идёт снег? и т. д.

                                                         «Объясни»

 Взрослый: «Я сейчас расскажу историю, ты поможешь мне её объяснить?» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Почему? Желателен не односложный ответ ребёнка, а развёрнутый.

                                                     «Сказка по-новому»

 В знакомых сказках изменять детали («КРАСНАЯ ШАПОЧКА» – «СИНЯЯ ШЛЯПКА») или героев (не волк, а тигр), или место действия (не лес, а … море) или вообще дать волю фантазии – своей и ребёнка.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Развитие речи вашего ребёнка"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучен...

Памятки для родителей на тему «Развитие речи детей раннего возраста»

В памятке собран материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Достаточно ли развита речь вашего ребёнка

   Родителям  детей 5-6 летнего возраста важно понять : хорошо ли говорит ваш ребёнок, достаточен ли запас слов, которые он употребляет, правильно  ли  он связывает их ...

Памятка для родителей «Развитие речи вашего ребёнка».

Памятка для родителей "Развитие речи вашего ребенка"...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у ребёнка в возрасте 3 лет».

В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается...