Рекомендации родителям по знакомству глухих дошкольников с устным народным творчеством
консультация

Суханова Наталья Михайловна

Материал содержит рекомендации родителям по знакомству глухих дошкольников с устным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по знакомству глухих дошкольников с устным народным творчеством

Народ создал для детей множество песен, прибауток, потешек, считалок, загадок, пословиц. В прибаутках и песенках говорится о близких и знакомых явлениях и предметах. Песенки эти напевны и ритмичны, исполнение их иногда сопровождается определенными движениями. Они создают у ребят бодрое, радостное настроение, благотворно влияют на чувства.

Потешки, прибаутки, пословицы, загадки обогащают и улучшают речь детей, приобщая их богатому, яркому, образному родному языку. Интонации ребенка становятся разнообразными, а это способствует выразительности его речи, дает ему возможность ярче и полнее передать свои чувства.

В потешках, шутках, прибаутках есть нечто общее. То, о чем в них говорится, близко ребенку. В них часто встречаются звукоподражания, похожие например, на скрип ворот - "Ворота скрип-скрип", на звон трубы - "Ай ду-ду ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу" и т.д. В этих потешках сами звуки создают картину. В народных песенках большое место занимает родная природа и труд людей.

Очень важно знакомить глухих дошкольников с малыми формами устного народного творчества. Мать, отец, бабушка или другой член семьи могут самостоятельно читать детям  потешки и прибаутки. При стишках с движением и напевом ребята вовлекаются в игру, что создает речевое и игровое общение между взрослыми и детьми. Произведения,  связанные с движением, передаются ребенку при наблюдении за объектом, во время рассматривания предмета или картинки, например, ребенок видит корову и взрослый говорит ему:

Я мою коровушку люблю,

Я ей травки нарву,

Кушай коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Одной из форм устного народного творчества является сказка. Народная сказка, услышанная в детстве в семейном кругу, оказывает большое влияние на всю последующую жизнь человека. Писатель С.Т. Аксаков на всю жизнь запомнил, записал и передал последующим поколениям сказку «Аленький цветочек», которую узнал в детстве от ключницы Пелагеи. Русские народные сказки и песни, переданные А.С. Пушкину няней Ариной Родионовной, оказали огромное влияние на творчество гениального поэта.

Сказка очень ценна для нравственного воспитания ребенка. Она учит жизни, показывая хорошее и плохое, силой искусства влияет на разум и чувства ребенка, пробуждает в нем любовь, сочувствие ко всему хорошему и желание следовать примеру положительных героев. Сказка призывает к борьбе со злом и насилием. Своей образностью она способствует развитию воображения, влияет на чувства детей; ее язык прост, она доступна пониманию. Сказка содействует развитию речи ребенка; юмор ее вызывает веселое настроение, умей подмечать смешное. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что сказка - «это первые и блестящие попытки народной педагогики». Слушание сказки, ее рассказывание являются хорошим упражнением для развития- речи ребенка.

Русские народные сказки заключают простую и доступную ребенку идею. Глухих дошкольников необходимо познакомить со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и др. Сказку лучше не читать, а рассказывать. Вы хорошо знаете своих детей, их вкусы, интересы и настроение в данный момент. Поэтому легко определите, какую сказку лучше рассказывать: веселую, трогательную или героическую, нужно ли сейчас развлечь, успокоить ребенка или дать ему сильное моральное переживание. Не следует рассказывать только волнующие детей сказки перед сном. Рассказывание сказки должно происходить так, чтобы создалась теплая, сердечная обстановка, определилась тесная связь между взрослыми и детьми. Это легко достигается в семье. Перед рассказом надо позаботиться, чтобы у детей ничего не было в руках, чтобы ничто их не отвлекало.

Рассказывание сказок доставляет большую радость и слушателям, и рассказчику. Какое наслаждение передать детям сказку, которую любишь сам, научить их ценить ее, вместе с ними переживать ее заново.

Таким образом, необходимо широко использовать различные формы фольклора в процессе воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества»

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фол...

Развитие трудолюбия и экологического самосознания у младших дошкольников через устное народное творчество

жизненый путь человека немыслим вне мира живого. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет увидеть результат своей помощи живому. Народные произведения, адресованные малышам, обе...

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества

Статья о воспитании дошкольников средствами устного народного творчества...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит н...

Знакомство дошкольников с устным народным творчеством.

Сегодня мы на многое стараемся смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.С уверенностью можно сказать, болшинство, к сожалению, оч...

Становление речи старших дошкольников средствами устного народного творчества.

Главной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общен...