Особенности организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Шилович Алена Петровна

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход. Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими ограничениями наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых» детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании. Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим социальным институтом, оказывающим существенное влияние на социализацию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности работы с детьми с ОВЗ22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети

Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то

новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не

забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход.

Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными

возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего

общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими

ограничениями наравне с другими должен получать образование и

развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых»

детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего

столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с

ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях

до получения равных возможностей в образовании.

Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим

социальным институтом, оказывающим существенное влияние на

социализацию детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,

состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных

программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и

воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее

входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,

речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические

нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными

нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от

практически нормально развивающихся, испытывающих временные и

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым

тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного

при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально

развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь

выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в

целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными

нарушениями развития.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их

внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса

неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой

депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их

жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При

этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная

пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности,

бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности

общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к

элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и

реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет

ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных

творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения

до профессионального образования, оказывающего огромное влияние на его

дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и

единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные

практические навыки.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе

дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на

создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные

возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого

ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он

воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную,

враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в

сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает

крайне непросто.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он

работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на

удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести

максимальную самостоятельность, а также имеет право на

удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании,

общении, творчестве.

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность.

Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций,

но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы

помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на

достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения

задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии

взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная

задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим

развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое

внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит

качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть

небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу

предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в

том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от

запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической

последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их

в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Основная часть детей с ОВЗ имеют диагноз «необучаемые». Это дети с

ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием.

Поэтому учебная работа строится с учетом особенностей этих детей. Частая

смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях,

многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми.

Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более

успешного обучения детей с ОВЗ.

Практика работы показывает, что дети-инвалиды способны заниматься

вокалом и играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в

конкурсах, реализовывать себя в живописи и музыке. Педагоги, работающие

с такими детьми, отмечают позитивное эмоциональное состояние

воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.

Особенности детей с ОВЗ, на которые следует обратить внимание

педагогам.

1. Несформированность двигательных навыков, поэтому учебное

место учащегося необходимо обустроить таким образом, чтобы

ребенку было свободно стоять и выходить из-за стола.

2. Трудности при овладении навыками письма и рисования у детей с

двигательными нарушениями связаны, прежде всего, с

несформированностью или нарушением хватательной функции

кисти. Дети пишут и рисуют очень медленно, неразборчиво, буквы

как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не

соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у

детей с двигательной патологией формируется крайне медленно.

Несформированность функции дифференциации захвата и

удержания предмета, насильственные движения и невозможность

соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают

выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.

3. У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть

обусловлены несформированностью зрительно-моторной

координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся

с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку

в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки

на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и

проверить свое письмо.

4. Несформированность пространственных представлений.

Несформированность двигательных навыков и умений — результат

не только нарушенной моторики, но и недостаточности более

сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

5. Особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ в значительной

степени также определяются различными нарушениями речи,

поэтому в устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою

мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только

на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на

заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к

ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки

речевого аппарата (преодоление насильственных движений,

подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).

6. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование

методических приемов, которые требуют работы различных

анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому

использование наглядных средств обучения (картины, таблицы,

схемы, графики, профили, карты, мультимедийные презентации)

необходимо на каждом занятии.

7. Методика работы учащихся по опорным конспектам,

которые определяют четкость изложения, выделение главного в

материале, изложении его небольшими порциями, удобными для

усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность

продвижении в усвоении системы знаний. При изучении нового

материала максимально использовать демонстрационный

эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные

средства.

Таким образом, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном

подходе, отличном от рамок стандартных общеобразовательной школы и

школы искусств, в реализации своих потенциальных возможностей и

создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации

является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и

условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных

условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего

задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют

минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными

словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на

доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с

успехами и затраченными усилиями.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

Структура занятий.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом

возрастных особенностей ребенка (детей) и степени выраженности дефекта.

Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение

элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности. Выбор

тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором

наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальное занятие конструируется следующим образом:

I. Разминка: психологический настрой на занятие.

II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами,

пуговицами, зернами, пальчиковые игры.

III. Индивидуальная работа. Обязательно включаются задания на

развитие восприятия, памяти, мышления, речи.

IV. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, миниэтюды «Насос и шар» и т. д.

IV. Релаксация, психогимнастика.

7 Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической

поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к

другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка

при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

Снятие страха - «Ничего страшного...»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

Говорите это искренне и уверенно.

Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать,

сможешь найти в книге ответы на свои вопросы »).

Педагогическое внушение - «Приступай же...

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась

замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.

д.»)

5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную

состоятельность.

Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте

ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на

прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому,

высказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"

Педагогический опыт по теме: "Особенности организации художественно - творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью"...

Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)

По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...

особенности театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

особенности театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями...

Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности применения Здоровьесберегающих технологий при организации жизнидеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Консультация «Особенности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменяли детский сад), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмер...

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Педагогический совет на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...