Психотерапевтическая сказка «Уверенный Ветерок и уверенная Заря».
консультация (старшая группа)

Матвеева Наталия Филипповна

Неуверенность ребенка в себе (независимо от причины). Сказка может быть использована в качестве профилактической меры для предупреждения неуверенного поведения малыша в различных стрессовых для него ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoterapevticheskaya_skazka.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психотерапевтическая сказка  «Уверенный Ветерок и уверенная Заря».

Неуверенность ребенка в себе (независимо от причины). Сказка может быть использована в качестве профилактической меры для предупреждения неуверенного поведения малыша в различных стрессовых для него ситуациях.

Жил-был мальчик Ветерок. Он умел быстро бегать, хорошо играл в бадминтон и любил петь. (Описание героя сказки максимально повторяет интересы и черты характера малыша. Если сказка предназначена девочке, то начало будет выглядеть так: «Жила-была девочка Заря. Она хорошо играла в бадминтон, любила петь и наряжаться в яркие, красивые наряды». Далее по тексту все существительные, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода, а слова «мальчик Ветерок» заменяем на «девочка Заря». – Авт.) Был вежлив со всеми вокруг, но иногда стеснялся и робел. Однажды он даже пропустил соревнования по любимому бадминтону, так как очень переживал, что у него не получится хорошо сыграть, даже просто попасть по воланчику. Поэтому так и не решился пойти. (Можно заменить на любой пример неуверенности из личного опыта ребенка. – Авт.)

Его старшую сестру звали Заря. (Если сказка предназначена девочке, то предложение меняется на: «Ее старшего брата звали Ветерок». Если у мальчика нет сестры/или она младшая (у девочки нет брата/или он младший), вместо «старшая сестра» («старший брат») используем статус «тетя» («дядя») со всеми необходимыми изменениями в тексте, в том числе вместо слова «брат» («сестра») – «племянник» («племянница»). – Авт.) Она любила яркие красивые наряды, рано вставала и всегда приходила брату на помощь. (Если сказка предназначена девочке, то начало будет выглядеть так: «Он умел быстро бегать и хорошо играл в волейбол». Если у ребенка есть старшая сестра (старший брат), то ее (его) интересы и черты характера добавляем в описание. – Авт.)

Сестра помогла Ветерку преодолеть страх темноты, когда он попал в страну Страхорион. Всех, кто боится темноты, забирает туда и потом пугает страшный Фобибука. Он всем своим видом вселяет страх, появляется внезапно и так же неожиданно исчезает. Фобибука каждую ночь пугал мальчика, появляясь из темных углов, пока однажды Ветерок не вспомнил веселую историю, рассказанную ему старшей сестрой. Когда она была маленькой, то тоже боялась темноты. На одном из детских праздников они с ребятами начали играть в прятки. Заря спряталась в шкафу. Ей было страшно там, но она продолжала тихо сидеть. И тут… сестра проснулась в шкафу. Оказалось, все давно ее ищут и очень переживают. Заря проспала целый день, и когда проснулась – страх исчез. А чего бояться, если за столько времени в темном шкафу ничего не произошло. С тех пор Заре совсем не страшно в темноте.

Вспоминая эту историю, Ветерок понял, что больше не боится монстра, а значит, и темноты, и громко засмеялся.

«Может, мне тоже заснуть?» – подумал он.

Но так и не успел этого сделать, потому что неожиданно очутился дома. Ведь как он потом узнал, Фобибука ненавидел веселые истории и детский смех. А еще больше – когда дети переставали бояться. Поэтому вернул мальчика домой. Так Ветерок преодолел свой страх. Но справиться с неуверенностью никак не мог.

Лучшим другом Ветерка был Котенок. Они часто играли вместе в бадминтон. Как здорово у них получалось! Котенок делал подачу, Ветерок подхватывал воланчик, кружил его, вертел и возвращал обратно прямо Котику в лапы. (Если сказка предназначена девочке, то абзац будет выглядеть так: «Лучшим другом Зари была Кошечка. Они часто играли вместе в бадминтон. А еще любили делать друг другу сюрпризы и дарить яркие красивые наряды». – Авт.)

 В тот ясный осенний вечер Ветерок, как обычно, заглянул в гости к Котенку (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – к Кошечке. – Авт.), чтобы поиграть в бадминтон. Но друга не было дома. Его родители сказали, что Котенок должен был вернуться к обеду. Они очень переживали из-за его отсутствия. Ветерок тоже начал беспокоиться. Он бродил по лесу и звал Котенка. Темнело. Становилось все холоднее. Ветерок уже собрался возвращаться домой, как услышал голос друга вдали: – Ветерок, я заблудился и не понимаю, как вернуться домой. Мальчик бежал то в одну сторону, то в другую, но не находил Котенка. Отчаявшись, Ветерок бросился звать сестру на помощь.

– Я не знаю, как помочь Котенку найти дорогу, – ответила ему сестра. – Но ты можешь обратиться к сильному и уверенному Орлу. Он всегда дает мудрые советы и приходит на помощь тем, кого несправедливо обижают.

 – А он захочет помочь мне? – Ветерок покраснел от одной мысли о разговоре с умной птицей.

– Я стесняюсь.

 – Ты очень вежливый и внимательный. Он оценит это, – успокоила его Заря. – И не медли – только так ты сможешь помочь своему другу. Я расскажу тебе одну считалочку, которая помогла мне, когда мне было столько же лет, сколько сейчас тебе:

Ничего я не боюсь,

С этим тоже справлюсь.

Я сильнее становлюсь

          И таким себе все больше нравлюсь.

Да, да, да! (Каждое «да» сопровождается хлопком в ладоши. – Авт.) Мальчику понравилась считалочка сестры. Он решил не просто рассказывать ее, а петь, ведь Ветерок очень любил это делать. Мальчик несколько раз громко пропел ее по дороге к высокой скале, на которой жил Орел. Это помогло немного успокоиться.

Внимательно выслушала его мудрая птица и сказала: – Я вмешиваюсь, только когда кого-то несправедливо обижают. И никто другой помочь не может. Твой друг заблудился, и у тебя достаточно сил, чтобы самому спасти его. Подумай, что можно сделать. Ты ведь Ветерок, который умеет сильно дуть. Перестань стесняться и дуй в полную силу. Вопрос в том, зачем дуть и на что… (Если сказка предназначена девочке, то последние три предложения будут выглядеть так: «Ты ведь Заря, которая умеет ярко светить. Перестань стесняться и свети в полную силу. Вопрос в том, зачем светить и как это поможет Кошечке…». – Авт.)

Орел хотел что-то добавить, но он не успел. Громко крикнув «спасибо!», мальчик уже бежал к дому Котика в деревне. Он знал, что будет делать. Для того чтобы стать еще увереннее, он дважды громко спел свою веселую песенку смелости. Так он назвал считалочку Зари.

Ветерок под присмотром родителей Котенка в специально отведенном для этого месте зажег костер и начал дуть. Сначала робко и неуверенно, а потом все сильнее и сильнее. Большой костер ярко разгорелся. Он осветил темный лес и помог Котенку найти дорогу домой. (Если сказка предназначена девочке, то последние четыре предложения будут выглядеть так: «Заря встала возле дома и начала светить. Сначала робко и неуверенно, а потом все ярче и ярче. Она осветила темный лес и помогла Кошечке найти дорогу домой». – Авт.)

С тех пор веселая песенка смелости не раз выручала Ветерка. Как только он чувствовал себя неуверенно, начинал стесняться и краснеть, то тут же использовал ее. Иногда ему приходилось петь ее несколько раз, чтобы песенка подействовала. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще Ветерок мог стать увереннее?». Или предлагаем придумать способ становиться смелее самому. – Авт.) С каждым разом он использовал песенку все реже. Со временем она перестала быть нужна Ветерку. Он чувствовал себя уверенно просто так. И даже победил в нескольких соревнованиях по бадминтону. Ритуал Используем веселую считалку смелости из сказки. Если ребенок любит петь, превращаем ее в песенку. Вместо считалки также можно разработать собственный ритуал уверенности в себе. Или выбрать талисман, который придает смелости и уверенности, например брелок или маленькую игрушку.

Вопросы

  Что Ветерок умел делать хорошо, а что у него сначала не очень получалось?

 Как он преодолел страх темноты?

 Что мальчику предложила делать его сестра Заря, чтобы становиться увереннее?

  Как еще можно было ему помочь стать смелее?

 Как Ветерок помог своему другу Котенку? Что бы ты предложил ему еще сделать?

 Как ты думаешь, ему помогла в этом уверенность в себе?

(Дошкольное воспитание 12, 2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

«Ой, какие снегири, цвета утренней зари…»

Снегирь – птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь. Самка выглядит по...

Занятие по рисованию в подготовительной группе"Заря алая разливается"

Учить детей рисовать восход солнца акварельными красками.Совершенствовать технику рисованию по мокрому, вливая цвет в цвет и  подбирая красивое цветосочетание. Закрепить знание о теплых и х...

Заряна и Нина Некрасовы.Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти

Вступление   Тест. Какой вы садовник?  ЧАСТЬ ПЕРВАЯЛюбить без условий, растить без усилий Глава перваяЛюбовь БЕЗ условийЛюбить, а не любоватьсяКак это происходит Пр...

Уверенность родителя – уверенность ребенка.

Статья для дистанционного обучения родителей как участников образовательного процесса....

конспект занятия "Ветерок-ветерок"

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе...

«Уверенность в себе, как одно из качеств успешного человека. Игра как средство воспитания уверенного и самодостаточного ребёнка»  

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами....