Смотрим балет
консультация

Хисамова Роза Халимовна

Знакомство ребенка смузыкальным театром. Балет "Щелкунчик" П. И. Чайковский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smotrim_balet.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Смотрим балет

Консультация для родителей

«Я люблю музыку» - слышите вы от многих людей. И, вероятно, некоторые из вас удивляются: неужели они так хорошо знают все музыкальные произведения, которые исполняются на концертах и по радио, чтобы так смело заявлять: «Я люблю музыку!»

Нет, конечно, всю музыку на свете никто знать не может. Но ведь это вовсе и не обязательно. Достаточно знать основные законы музыкального искусства, и тогда оно станет для вас совсем близким. Тогда вы сможете узнавать и понимать музыку.

И сегодня я хочу пригласить вас в музыкальный театр. А что же мы будем слушать и смотреть? Ну, конечно же, сказку!

Эта сказка необыкновенная. Не потому, что есть в ней злая колдунья и прекрасный принц – они встречаются и в других сказках. И не потому, что текут здесь Апельсиновые реки и Лимонадные ручьи, зеленеют Цукатные рощи и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения – и в других сказках много чудес.

Необыкновенная эта сказка потому, что она музыкальная. И рассказывать её будет музыка. Да-да, прекрасная музыка, озорная и грустная, нежная и торжественная, расскажет нам удивительную историю про Щелкунчика и Мари.

Написал эту сказку замечательный русский композитор П. И. Чайковский.

Медленно, постепенно гаснут люстры большого театрального зала. Теперь уже только из оркестровой ямы льётся таинственный свет. Все замерли, приготовились, ждут…

Тяжёлый расписной занавес, закрывающий сцену, кажется каким-то особенно неподвижным – не дрогнет, не шелохнётся, словно тоже ждёт.

Всех, кто находится сейчас в зале, в оркестровой яме, на сцене объединяет одно состояние – ожидание. Ждут зрители, ждут оркестранты, за занавесом, как в живой картине, в тех позах, в которых они должны начать спектакль, замерли артисты. Ещё мгновение – и начнётся сказка.

Она начнётся до того, как откроется занавес, даже до того, как заиграет оркестр. Смотрите, по оркестровой яме, по проходу между пультами идёт человек – это дирижёр! А сегодня он ещё и великий сказочник. Вот сейчас он поднимет свою волшебную палочку и вызовет доброго волшебника – Музыку. Она приподнимет занавес, и мы узнаем обо всём, что произошло в рождественскую ночь.

Итак, мы с вами смотрим и слушаем балет. Что главное в этом спектакле? На этот вопрос вы, конечно, ответите сразу, не задумываясь: танец.

Теперь скажите: какую роль, по-вашему, играет в балете музыка, и так ли она нужна и важна. Думаю, над этим вам не придётся долго ломать голову. Всем известно: танца без музыки не бывает.

Тогда давайте поговорим о том, что такое танцевальная музыка, и в чём её своеобразие.

Трудно сказать, что появилось раньше: песня или танец. Очень может быть, что танец появился раньше. Ведь жест родился раньше слова. Танцам слова не нужны, всё рассказать могут жесты, движения, мимика.

Но все танцы разные, а значит различна и их музыка. Даже у одного и того же танца существует много музыкальных вариантов.

Что же важно в танцевальной музыке, что в ней самое главное? А главное в музыке - ритм. Главное, да не единственное. Музыка рассказывает, страдает, грустит, радуется вместе с героями балета. Она ведёт и делает по-настоящему гармоничным и цельным сюжет.

Вы, конечно, слышали выражение «классический балет». А что это такое? Классический балет – это особый вид танцевального искусства, с очень строгими, сложными законами и традициями. Искусству этому учатся с ранних лет и посвящают ему всю жизнь. Я не смогу рассказать о «глиссадах» и «фуэте», о том, что такое «па де труа» - для меня это сложные французские названия. Скажу только, что элементы классического танца обязательны в каждом балете.

Кроме классического существует ещё и характерный танец. Чаще всего, это танец народный, техника и выразительность здесь свои. В балете «Щелкунчик» - Арабский танец (кофе), Китайский танец (чай), Русский танец (трепак), Вальс цветов, Вальс оловянного солдатика и кукол, Танец Феи Драже.  

Итак, балет состоит из отдельных танцев, или, как их называют, из отдельных номеров – классических или характерных. Исполняют их солисты или кордебалет. Развитию сюжета помогает пантомима, что в переводе с греческого означает «всему подражающий». Артисты балета обязаны владеть искусством пантомимы, так как пантомима – это язык балета, именно она связывает в одно целое отдельные номера и помогает развитию действия. Часто танцы так тесно связаны с пантомимой, что порой трудно отличить одно от другого.

Музыка рисует нам не только образы героев, но и тончайшие изменения их настроений и чувств, рассказывают обо всём, что происходит на сцене. Порой кажется: исчезни сейчас со сцены все исполнители, и музыка без них нам всё расскажет.

Вот мы и познакомились с замечательной музыкальной сказкой «Щелкунчик», а чтобы запомнить и полюбить её, надо обязательно увидеть и услышать её в театре. Сегодня балет Чайковского «Щелкунчик» идёт на сценах многих театров мира. Его премьера состоялась в сентябре 1898 года в Мариинском театре. Постановку осуществил известный балетмейстер Мариус Петипа.

Как давно это было… Но сегодня нас манит и зовёт к себе эта добрая поэтическая музыкальная сказка – размышление о любви, о жизни с её радостями и горестями. Она восхищает и радует детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

Непосредственная совместная образовательная деятельность по слушанию и просмотру (балета) фрагментов балета «Лебединое озеро»

ЦЕЛЬ.  Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу,    искусству слова. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать св...

Статья "Знакомство детей с балетом в рамках балета Щелкунчик"

В данной статье я рассказываю об идее знакомства детей с театром, о том каким образом можно использовать эту тему в ообразовательных областях, и какие результаты можно получить....

Мультфильмы - смотреть или не смотреть?

Уже не секрет, что современные мультфильмы, особенно заграничного производства, содержат в себе много негатива и отрицательно сказываются на поведении детей. В чем же заключается этот негатив....

Консультация для родителей: «Мультфильмы –смотреть или не смотреть?»

Что такое мультфильмы? Рисованные истории, которые на время занимают ребенка? И да, и нет. По силе воздействия мультики можно сравнить с мощным психологическим оружием. Но вот добрым или злым?Как узна...

Консультация для родителей дошкольников «Мультфильмы - смотреть или не смотреть?»

Если хотите сделать ребенка добрее и отзывчивее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте живое общение с ребенком ...