Главные вкладки

    Речевая готовность к школе #Сидимдома
    консультация

    Абашева Виктория Витальевна

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole_.docx19.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевая готовность ребёнка к школе

    Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.

            Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

    1.     Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

    2.     Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

    3.     Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.

    4.     Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

    5.    Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

           Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

            Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.

           Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова, однако со временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой. Фонетические и фонематические дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии. 

          Неправильное произношение одного или нескольких звуков при сформированных фонематических процессах как правило, не оказывает отрицательного влияния на усвоение школьной программы.

          Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции. Это препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и приводит к дислексии и дисграфии.

          У детей с общим недоразвитием речи (нарушения произношения в сочетании с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств) возникают большие трудности при чтении и письме, что приводит к неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач. Отклонения в развитии устной речи сказываются при овладении грамотным письмом и правильным чтением. 

          Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

             Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

    В какие игры играть перед школой?

    Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):

    1. Игра «Цепочка слов». Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

     2. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве. «Назови, что находится слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

     3. Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.

    4. Игра «Из чего какое?». Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти  и т.д.

     5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами. 6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.

    6. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?». У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

    7. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное — несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.

     8. Учить сложные слова. (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение.  Троллейбус остановился  у светофора и др.), скороговорки.

    9. Развивайте ориентацию в собственном теле. «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку, …  Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз, … и т.д.»

    10. «Кто у кого?». У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

     11. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).

     12. Игра «Большой-маленький». Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?..      13. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы:   !  ! ,  !!  !! ,  !  !!  ,  !! ! , затем сложнее: !  !!  ! ,  !!  !  !! ,  !!  !!! , … Ребенок слушает и старается его воспроизвести.

    Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.
         Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам. 

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность к школе — как залог успешного обучения."

    В прикрепленном файле находится консультация для родителей дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу на тему: "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Она построена ...

    Презентация для консультации по теме "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения".

    В приложенном файле находится презентация для проведения консультации для родителей детей подготовительной группы на тему "Речевая готовность к школе - как залог успешного обучения". Презентация состо...

    Речевая готовность к школе.

    Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития.Родители не всегда придают большого ...

    Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

    Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

    Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

    Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

    Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

    Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

    Речевая готовность к школе.Пора в школу.

    Презентация для родителей детей подготовительной группы...