Мастер - класс для родителей "Палочки Кюизенера. Цветная сказка"
методическая разработка

Белова Светлана Анатольевна

Знакомство родителей с универсальным дидактическим средствам - палочками Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Знакомство с цветными счётными палочками Кюизенера. Цветная сказка»

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»

Конфуций.

Цель: Познакомить родителей с универсальным дидактическим средством «Палочки Кюизинера».

План проведения мастер – класса:

1. Знакомство с палочками Кюизенера.

2. Практические игры и упражнения с палочками и схемами.

3. Заключение.

Оборудование: палочки Кюизенера, схемы для выкладывания, презентация, проектор, экран.

Добрый день уважаемые родители!

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Палочки Кюизенера - цветная сказка».

Для развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа». Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, отношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

«Красная семья» составляют палочки розового, красного и бардового цвета, и соответствуют числам 2, 4,8 – числа кратные двум.

«Синяя семья» - палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствующие числам 3, 6, 9 – числа кратные трём.

«Жёлтая семья» - палочки жёлтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Кубик белого цвета «Семейство белых», целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным цветом, образуя отдельное «семейство».

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать математические понятия. Цветные палочки позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше - меньше на..)
  • Познакомить со свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.

Задания

  • Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого она цвета?
  • Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Задания

  • Выложите высокий (низкий забор), лесенку
  • Выложите любое изображение

На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.

Когда ребенок освоит комплект палочек, они выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Задания

  • Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
  • Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  • Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
  • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
  • Выложите голубую и розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.

Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.

  • Выкладывайте палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
  • Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
  • Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.

Задания

  • Выложите из красных палочек квадрат и прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
  • Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
  • Выложите четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?

Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является развитие количественных представлений и освоение счета.

Задания

  • Выложите лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
  • Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше ( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
  • Найдите палочку соответствующую числу (1- белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
  • Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  • Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

С помощью этих палочек можно разыгрывать сказки. Сейчас я вам предлагаю отправиться в сказку. А в какую вы узнаете, отгадав загадку:

«В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок» («Заюшкина избушка»)

Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.

- «В лесу жил – был зайчик. Давайте его оживим». (Родителям предлагается схема с изображения зайчика).

- «У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная». (На экране появляется изображение двух избушек).

- Давайте построим их.

- «Пришла весна, избушка у лисы растаяла (убираем  избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам».

- Найдите в коробочке палочки Кюизенера жёлтого, красного, голубого, розового и белого  цвета. Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и возьмите, самую длинную палочку, кладём её вертикально рядом с левой рукой (жёлтая палочка), снова находим самую длинную палочку и кладём её рядом (красная палочка) и т. д.

(Когда ступеньки будут готовы, спросить у родителей):

- сколько всего ступенек у зайчика в избушке? (5)

- какого цвета самая высокая ступенька? (жёлтого)

- какого цвета самая низкая ступенька? (белая)

- какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой? (голубая)

- «Идёт зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте оживим его». (Родителям предлагается схема с изображения медведя).

- «Гнал, медведь лису гнал – не выгнал. Идёт зайчик дальше по лесу – плачет, а навстречу ему …» отгадайте загадку, а отгадку выложите из палочек.

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается! (Для подсказки даются схематическое изображение из палочек Кюизенера трёх животных. После того, как родители выложат отгадку – собака, проверяем правильность выполнения задания).

- «Гнала собака лису, гнала – не выгнала. Идёт зайчик дальше по лесу – плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису, а петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зёрнышки. Их у меня 7». (Родителям предлагается найти палочку чёрного цвета (это число 7), и разложить её на единицы и несколько меньших.

- Вопросы:

* Сколько единиц в числе 7?

- из каких чисел можно составить число 7?

- «Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно».

Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Прошу оценить работу с палочками Кюизенера

- Оранжевая палочка - заинтересовались данной игровой технологией;

- Синяя палочка – данная игровая технология интересна, но применять нет необходимости;

- Чёрная палочка – игровая технология неинтересна.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Городское мероприятие Мастер класс По теме «Палочки Кюизенера – цветной мир сказки и числа»

Игры и задания с использованием палочек Кюизенера Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, нара...

Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»

Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера"

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера"...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

МАСТЕР-КЛАСС "Игры с палочками Кюизенера"

Цель мероприятия.Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».План проведения мастер-класса:Знакомство с цветными счетн...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использован...