Развитие мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте
консультация (младшая группа)

Калабина Ирина Юрьевна

Развиваем мелкую моторику с раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте»

   Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, ложкой и т.д.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. 

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. В комплекс упражнений нужно включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. Начинать или заканчивать занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводить работу по развитию мелкой моторики нужно регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения малыш начинает делать их самостоятельно. Нужно внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. При затруднении  выполнения какого-либо задания, необходимо помочь ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. Чередование новых и старых игр и упражнений. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходим к освоению более сложных. Выполнение определённых движений одновременно с прослушиванием стихотворения (а затем и с проговариванием ребёнком). Обязательно поощрять творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. Проводим занятия эмоционально, активно, хвалим малыша за успехи, но не забываем при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Какими же играми и упражнениями можно занять ребенка

Детям очень нравится Пальчиковая гимнастика, она способствует развитию речи, умению управлять своими движениями, развивает воображение, активизирует моторику рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если пальчиковые игры сопровождались чтением стихов, потешек. Например:

                                         

                                        Кулачок

Этот пальчик — маленький,                                 (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,            
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,                 
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,      
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,                     
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!      
(ритмично сжимать и разжимать пальцы)

                                             Погремушка

Погремушка, погремушка, (трясем кулачками, как будто -  погремушкой)                                                                                            

Развеселая игрушка,      

Тук-тук, тук-тук –           (стучим кулачком о кулачок, правая рука сверху)

Раздается звонкий стук.              (стучим кулач. о кулачок, лев.рука сверх.)

Потрясем немножко,                                            (встряхиваем кисти рук)

Разомнем ладошки.

                                       

                                                 Часики

Ходят часики –                            (покачиваем руками вправо-влево)

Тик-так, тик-так,

Громко тикают –

Тик-так, тик-так,

Будят Машу, будят Петю,   (скользящими движениями вверх-вниз -  

Чтобы не проспали дети.                           ударяем ладонь о ладонь)                                                                                  

Б-ррррр…                                                        (встряхиваем пальцы)

                                          Колобок

Жили-были дед, да баба                     (стучим кулачком о кулачок)

На поляне у реки.

И любили очень-очень                    (сжимаем-разжимаем кулачки)

На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы,                           (встряхиваем кисти рук)

Бабка тесто замесила.

Ну, а бабушкина внучка                                          (трем ладошки)

Колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий,          (гладим поочередно руки)

Не соленый и не сладкий.

Очень круглый, очень вкусный,                    (хлопаем в ладоши)

Даже есть его мне грустно.                 

Игры в быту. Детям предлагаются игры с крупой, бусинами, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно научить сматывать нитки или верёвку в клубок, вешать бельё, используя прищепки, на верёвку специально натянутую для малыша.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить

под строгим контролем взрослого!

Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, бутылки, веточки, и. т. д.

Рисование, раскрашивание. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. С самого раннего возраста систематически проводимые игры и упражнения на развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во 2 группе раннего возраста на тему: «В поисках колобка».

Цель: развитие мелкой моторики в разных видах деятельности.Задачи.Обучающие:Закрепить знания детей о знакомой сказке, расширить и активизировать словарный запас, учить называть характерные признаки жи...

Перспективный план по развитию мелкой моторики рук у детей группы раннего возраста

Представлен перспективный план работы с детьми раннего вохраста по развитию мелкой моторики...

Перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей группы раннего возраста №5 «Пчелки» на 2018-2019 учебный год

Представлен перспективный план по взаимодействию с родителями по развитию мелкой моторики у детей ясельной группы...

Игры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук для детей группы раннего возраста (1-3 года)

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца....

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук во второй группе раннего возраста «Путешествие в зимний лес»...

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (вторая группа раннего возраста)

Актуальность:О       том,  что мелкую моторику рук    ребенка      надо развивать, знает каждый «продвинутый» род...