«Проблемы речевых нарушений»
методическая разработка

Парфёнова Юлия Викторовна

Прелставлено родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parfenova_roditelskoe_sobranie.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Парфенова Ю.В.

Родительское собрание

«Проблемы речевых нарушений»

Место проведения: музыкальный зал

Продолжительность: 40 минут

Форма проведения: квест-игра.

Цель: расширение представлений родителей (законных представителей) о проблемах нарушений речи детей дошкольного возраста, освоение и последующее применение участниками образовательных отношений – родителями, разнообразных методов, приемов и средств с целью преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

  1. Обосновать актуальность проблемы нарушений речи у детей дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей воспитанников с квест-технологией как средством преодоления речевых нарушений у дошкольников.
  3. Обучить родителей специальным упражнениям по преодолению речевых нарушений у детей, реализуемых в рамках квеста.
  4. Воспитывать у родителей чувство личной ответственности за развитие своих детей.

Планируемые результаты:

  • активизация познавательной деятельности родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников;
  • приобретение знаний и умений по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Оборудование: конверты с карточками, видео артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр, воздушные шарики разных цветов с заданием внутри, стопы трех цветов для рефлексии для Дорожки здоровой речи, схемы для предложений, схемы для составления загадок-описаний, барабан, треугольник и другие музыкальные инструменты, ключ и дверь в Страну правильной речи.

Ход родительского собрания:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на родительском собрании, посвященном проблеме нарушений речи у детей дошкольного возраста.

В России в среднем 5-10% детей имеют проблемы с речью, а в некоторых странах этот показатель достигает до 30%. В эту группу расстройств входят как трудности с артикуляцией центрального и периферического генеза, так и проблемы с пониманием и правильным построением речевого высказывания. К нарушениям устной речи в дошкольном возрасте в последующем могут присоединиться проблемы с чтением и письмом, что влечет за собой сложности в усвоении школьного материала и плохую успеваемость.

Обратив внимание на тесную взаимосвязь неврологических и речевых нарушений, исследователи определили, что у 95,5% детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеет место неврологическая патология и только 4,5% детей неврологически здоровы. До 10% обращений к неврологу поликлиники связаны с нарушениями речевого развития; на нарушения речи у детей дошкольного возраста предъявляют жалобы 40-50% родителей.

Возможной причиной проблем с речью служит ослабление соматического здоровья детей: отставание в физическом развитии, неполноценное питание, тяжелые заболевания в раннем возрасте, более 4 эпизодов острых инфекций верхних дыхательных путей на первом году жизни ребенка. Социальные факторы оказывают значимое влияние на правильное формирование речевого поведения ребенка. Материнская речь для ребенка является главным источником информации об основах родного языка.

Таким образом, не вызывает сомнения актуальность изучения проблем нарушения речевого развития, их взаимосвязи с неврологической патологией, что позволит правильно их диагностировать и проводить своевременную коррекцию.

В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования произошли существенные изменения, главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Педагогам рекомендовано использовать в своей деятельности современные технологии и методы работы. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является квест-игра, командная игра, приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель, загадка, форма образовательной деятельности.

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ (КВЕСТ-ИГРА)

В своей практике мы реализуем систему работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью квест-технологии. И сегодня мы с вами попробуем окунуться в мир квеста и выполнить задания, которые можно предложить дошкольникам, чтобы преодолеть их речевых нарушения.

Сегодня у нас предстоит достаточно сложная задача – нам нужно попасть в «Страну правильной речи», но просто так туда не попадешь. Нужно пройти длинный путь, выполнив много заданий. Видите вдали дверь? Вот именно туда нам нужно дойти. Только когда мы выполним все задания, и подойдем к двери. О том, что мы попали в Страну правильной речи, должна показать нам музыка, т.е. если она прозвучит, значит, мы все задания выполнили верно, и дверь в эту Страну нам открыта, а если музыки не будет, значит, дверь не откроется.

Вы готовы?

Тогда начнем наш путь. По залу развешаны воздушные шарики, внутри которых находится задание. Но просто так к шарику не подойти. Мы не знаем, какого цвета должен быть первый шарик, второй и т.д. А для того, чтобы узнать последовательность шариков, нужно собрать разрезную картинку, какого цвета будет герой или предмет, изображенный на картинки, к такому шарику и подходить.

Педагог дает участникам первый конверт, на нем изображен белый медведь, значит, первое задание находится в белом шарике. Участники идут к белому шарику. Взрывают шарик и достают задание:

Артикуляционная гимнастика (видео).

Посмотрите видео и вместе с мальчиком выполняйте артикуляционную гимнастику. Будьте внимательны и старательны, тогда вы сможете продвинуться дальше.

Участники смотрят видео и выполняют артикуляционную гимнастику

Отлично! Задание выполнено. Можно приступить к следующему.

Участникам дается второй конверт. Они складывают картинку, получается красный барабан. Идут к красному шарику. Задание:

«Музыкальные инструменты»

Сейчас мы вспомним, как звучат музыкальные инструменты.

Педагог  берет каждый инструмент, издает звуки, дети называют какой это инструмент

Теперь задача будет сложнее – каждый из вас должен  угадать, какой инструмент звучит

Педагог вызывает по одному человеку к доске, участник отворачивается, в это время звучит музыкальный инструмент, человек разворачивается и называет инструмент.

Оказывается, какие вы внимательные! Но это еще не все! Мы сегодня будем целым оркестром!

Шумовой оркестр «Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц – трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик  в кустах вдруг как зашуршит  (шуршим пакетом).

Испугался заяц и бежать  (встряхиваем кастаньетами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит    (стучим ложками).

Бросился заяц бежать  (встряхиваем кастаньетами).

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлёпаем руками по ногам)

Побежал заяц из леса к речке  (встряхиваем кастаньеты)

А на берегу речки лягушки сидели  (проводим палочкой по    рубелю)

Увидели они зайца и прыг в воду  (проводим палочкой по металлофону).

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес (стучим по барабану).

Замечательно. Теперь можно перейти к третьему шарику. Вот вам третий конверт.

Участники собирают картинку, получается зеленый солдатик. Идут к зеленому шарику. Задание:

«Солдатики»

Педагог стучит в барабан, чередуя тихий и громкий удары, и в этом ритме идет по кругу, одновременно проговаривая слоги на каждый шаг в равномерном ритме: «та-та-та-та-…-та-та». Затем дети шагают по кругу друг за другом в том же темпе ударов и проговаривают на каждый шаг слоги в равномерном ритме: «та-та-та-та-…-та -та». Педагог заканчивает упражнение остановкой игры на барабане.

Инструкция.

– Послушайте и посмотрите, как я буду проговаривать слоги и шагать по кругу под удары барабана.

– На последний удар барабана я остановлюсь и замолчу.

– Встаньте в круг друг за другом.

– Как только я ударю в барабан, идите по кругу друг за другом в ритме ударов в барабан и проговаривайте на каждый шаг слоги: «та-та-та-та-…-та-та».

– На последний удар барабана остановитесь и помолчите.

Задание выполнено замечательно! Идем дальше.

Педагог дает четвертый конверт. Складывают разрезную картинку, получается черный кот. Идут к черному шарику. Предлагается задание:

«Сколько слогов»

Участникам по очереди дается треугольник, который поможет определить количество слогов в слове.

По очереди педагог называет слова, участники с помощью треугольника отстукивают их количество

УДАВ, ПОПУГАЙ, МАРТЫШКА, СЛОН, ДЕРЕВО, БАБУШКА

А еще нужно составить предложения по схеме.

На доске сюжетная картинка, под ней – схема.

Педагог: Из скольки слов состоит предложение?

Участники: Из трех слов состоит предложение.

Педагог: Почему вы так решили?

Участники: Предложение состоит из трех слов, так как изображено три квадратика.

Педагог: А предложение, какое будет?

Участники: Повествовательное.

Педагог: Почему?

Участники: Предложение повествовательное, потому что в конце стоит точка.

Участники вместе с педагогом составляют предложения (два предложения)

МАРТЫШКА ИЗМЕРЯЕТ УДАВА.

БАБУШКА ЛЮБИТ УДАВА.

Педагог: Молодцы! Теперь можно двигаться и дальше. Вот вам пятый конверт. Мы приближаемся к цели.

Участники открывают пятый конверт, собирают картинку, получается баклажан. Идут к фиолетовому шарику. Задание:

«Угадай обобщающее слово»

Угадай слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет. Например:

  • растут на огороде, используются в пищу (овощи);
  • растут на дереве в саду, очень сладкие, вкусные (фрукты).

«Выбери слово, противоположное по смыслу»

Холодильник – (мороженое, плитка, лампа, снеговик).

Карандаш – (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей – (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ – (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар  – (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон – (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

Молоток – (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

«Выбери слова-приятели»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Отлично справились с заданием! Вручаю вам шестой конверт.

Участники открывают шестой конверт, собирают картинку, получается голубое небо. Идут к голубому шарику. Задание:

«Подбери признак»

Педагог называет слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), участник отвечает.

Кукла (какая?) - …

Мяч (какой?) - …

Солнце (какое?) -…

 Тучи (какие?) -…  

«Назови ласково»

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

«Посчитай»

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Отлично! Седьмой конверт.

Участники открывают седьмой конверт, собирают картинку, получается розовый цветок. Идут к розовому шарику. Задание:

«Составь загадку-описание»

Составьте загадку-описание по примеру, участникам раздаются карточки-схемы.

Пример, Овощи». «Огород»

Какой?

Что бывает таким же?

Колючий

Длинный

Зеленый

Итоговая загадка про ОГУРЕЦ: «Колючий, как еж, длинный как труба, зеленый, но не кабачок»

Отлично! И мы приближаемся к окончанию – последний восьмой конверт.

Участники открывают восьмой конверт, собирают картинку, получается желтое солнце. Идут к желтому шарику. Задание:

«Пальчиковая гимнастика»

Ваша задача посмотреть видео пальчиковых гимнастик и повторять движения.

Молодцы! Теперь нам осталось одно волнующее дело – подходим к двери. Ждем… (тишина, музыку не звучит, через некоторое время музыка зазвучала, все обрадовались ей)

Дверь в Страну правильной речи для всех нас открыта! Мы сделали это вместе! Прошли длинный путь к этой двери!

Педагог снимает замок на двери в Страну правильной речи

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

И в заключении хотелось бы узнать, насколько вы считаете квест-технологию эффективной, и предложенные задания интересными и необходимыми для преодоления речевых нарушений у детей. Для того, что узнать ваше мнение, и посмотреть на общую картину мнений, сделаем «Дорожку здоровой речи», по которой будут шаги стопы различного цвета:

зеленая стопа означает, что квест-технология эффективна и интересна для детей;

желтая стопа – квест-технология достаточно эффективна, но я сомневаюсь в ее применении для детей дошкольного возраста;

красная стопа – не вижу смысла в использовании квест-технологии в преодолении нарушений речи у детей.

В результате мы получили, что большинство из вас считают квест-технологию достаточно эффективной и необходимой для преодоления нарушений речи у дошкольников.

Я предлагаю вам такие буклеты и памятки, обратившись к которым вы вспомните о важности преодоления речевых нарушений у детей, а также будете применять разнообразные игровые упражнения и задания дома.

Педагог раздает буклеты и памятки родителям

На этом наше собрание подходит к концу. Благодарю за внимание и активное участие. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Проблема готовности детей с речевыми нарушениями к школе

проблема готовности детей с речевым нарушением к школе...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Статья "Актуальность проблемы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошколь...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...