творческая мастерская для родителей "Ребёнок в мире творчества. Нетрадиционные техники рисования".
консультация (младшая группа)

Тарасова Татьяна Александровна

В ходе творческой встречи родители знакомятся практически с некоторыми видами нетрадиционных техник рисования. А именно  - втулками от туалетной бумаги, печатями на срезах овощей (картофель и морковь), поролоном, пробками от бутылок, гафрированным картоном и др. Мероприятие проводится с участием воспитателей, родителей и детей. Все предложенные техники возможны для творчества и экспериментирования в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2020.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное мероприятие с родителями в младшей группе

Творческая мастерская «Ребёнок в мире творчества. Нетрадиционные техники рисования»

Цель: повышение компетенции родителей в области художественно-эстетического развития детей.

Задачи:

1.  Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего возраста.

2. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

4. Посредством совместной творческой деятельности способствовать позитивному эмоциональному развитию детей.

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к окружающему миру,  своё место в жизни, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений. Эффективным средством  решения многих образовательных и воспитательных  в дошкольном детстве является изобразительное творчество. В изобразительном творчестве ребёнок совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. У ребёнка  формируются и развиваются определенные способности: зрительная оценка формы и величины, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому здесь важен акцент на совместном  процессе взрослого и ребёнка. Задача педагогов: вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают  развить творческие способности  детей. 

Оборудование:

- рабочее место для каждого ребенка с родителем;

- альбомный лист (7 штук) для каждого ребёнка с родителем

- лист бумаги для изготовления оттиска для каждого ребёнка с родителем;

- полоска гофрированного картона для каждого ребёнка с родителем;

- канцелярская резинка  для каждого ребёнка с родителем;

- готовый штамп из картофеля для каждого ребёнка с родителем

- гуашь разного цвета в пластиковых тарелках на каждый стол;

- пробки от бутылок для каждого ребёнка с родителем;

- влажные и бумажные салфетки на каждый стол;

- поролоновые штампы в форме квадрата, круга, треугольника на каждый стол;

- ножницы для каждого взрослого.

Ход мероприятия

Воспитатель:

Рисуют дети на стекле,

Рисуют на асфальте,

Возводят город на песке,

Такого нет еще на карте!

В руках мелки, карандаши.

Детишки - маленькие маги!

Но сколько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Воспитатель: Сегодня наша встреча посвящена детскому творчеству.  Определимся в некоторых теоретических понятиях. Но самое главное - практически опробуем некоторые виды   изобразительной деятельности в нашей творческой мастерской.  

          Современному обществу требуются креативные люди    в любой  профессиональной деятельности.  Креативность – это особое личностное качество, позволяющее эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью.

Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Творческому человеку гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. 

          Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.  

Творчески развитый ребёнок вырастет творческим человеком.

 

Почему детям важно заниматься творчеством?

 Занятия различными видами творчества развивают у ребенка любознательность, кругозор и воображение.

 Творчество подразумевает работу руками, это отличная тренировка для развития мелкой моторики.

 Дети начинают понимать, что создать произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.

Творчество подразумевает усидчивость. Это один из ключевых навыков для будущего школьника.

Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учебы, но и в дальнейшей жизни.

          Напоминаем, в современных образовательных стандартах дошкольного образования для детей дошкольного возраста определены 5 областей развития - «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое».   Стандарты определяют целевые ориентиры, т.е. тот багаж знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен овладеть к концу пребывания в дошкольном учреждении.  

( Родителям предлагается ознакомиться с материалами  на информационном стенде)     

          Наша встреча сегодня затрагивает вопросы « Художественно-эстетического развития».   Мы сегодня остановимся на одном из направлений  художественно-эстетического развития изобразительной деятельности.

          У детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Детки рисуют не столько ради того, чтобы получить готовую картину, но прежде всего  ради процесса. По мере взросления ребёнка  совершенствуются его изобразительные навыки, знакомится с новыми материалами, способами рисования. Например, в младшем возрасте в рисовании мы используем гуашь - она даёт более насыщенный цвет. Рисование больше напоминает игру с красками. У малышей больше эмоций не от правильности изображения, а от яркости красок. В старшем возрасте дети знакомятся с акварелью,  комбинируют  разные изобразительные материалы и средства, узнают, что такое натюрморт, пейзаж, портрет.           

А чтобы деткам было интереснее рисовать, можно использовать  нетрадиционные техники. Но что же это такое?

А это -  возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы: поролон, ушные палочки, зубные щетки, картон, нити, песок, соль, манку, листья деревьев, пластилин, бусины, пуговицы, пробки и др.  

Использование этих необычных техник создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

       НО:  Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает рисование  в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают  задачу взрослым и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования.

Памятка для родителей

Чтобы творческие занятия с ребёнком проходили эффективно и интересно:

  1. Непосредственно пред рисованием  создайте у ребенка  положительный эмоциональный   настрой.
  2. Приучайте ребёнка к аккуратности.
  3. Обязательно хвалите ребёнка.
  4. Будьте доброжелательны и уважительны.
  5. Используйте разнообразные пальчиковые гимнастики.
  6. Соблюдайте правила безопасности!

 Не оставляйте ребёнка одного. Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.

Практическая часть

Воспитатель:

- Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования в практическом мастер-классе. Предлагаем Вам вместе с детьми окунуться в прекрасный мир творчества.

- Пальчиковая гимнастика также является очень важной частью процесса. Она должна проводиться обязательно.

Пальчиковая  гимнастика для родителей и детей «Семья»

  1. Рисование ладошкой

Показ слайдов презентации с использованием рисунков детей группы (ноутбук)

           Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Одно прикосновение ладошки к бумаге и - готово. Стоит добавить немного фантазии и дополнительных деталей получается истинный шедевр. 

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Последовательность  получения изображения:

 1. Для начала стоит научить ребенка делать отпечатки сухой ладошкой.

2. Далее ладошка ребенка опускается в тарелочку с краской, если у ребенка не получается, помогите ему.

3. После этого ребенок делает отпечаток внутренней стороной расправленной ладошки на бумаге. В зависимости от идеи пальцы могут быть растопырены или прижаты друг к другу, если нужно чтобы ладошка была повернута вниз, то переворачивать лист нужно уже, когда отпечаток уже сделан.

4. После высыхания отпечатка, добавляем детали, которые завершат образ.  

Из отпечатков получаются разнообразные птицы, обитатели моря и океана, деревья, цветы, животные и т.д.                                    

Так же можно усложнить работу. Можно соединить большие пальцы вместе и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится бабочка.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2.Рисование пальчиками

Это один из самых простых способов рисования. Пальчики, краски и бумага - и рисуй

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, бумага любого цвета, салфетки.

Сейчас большой выбор красок специально для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Можно сделать такие краски самим.  Разводить гуашь небольшим количеством воды и добавлять в нее каплю моющего средства, а можно сварить 1,5 ложки крахмала со стаканом воды, остудить, разложить в емкости и добавить в каждую емкость пищевой краситель. Безопасно, недорого, легко.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Пальчиком проще всего рисовать точки. Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве и т.д. или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т.д.  Для начала можно пробовать свои силы, предложив ребенку рисовать пальчиком на подносе с песком, солью, манкой.

3. Рисование поролоновым тампоном

В  можно использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.

Тампон  может быть разной формы: квадратный, круглый и т.д.

Для начала используем краску одного цвета. Используем другой цвет -  меняем тампон.

Материал: поролоновые тампоны, разноцветная гуашь (разведенная до консистенции «жидкой сметаны»), салфетки.

Последовательность получения изображения:

 1. Показываем, как брать поролоновый тампон за край, другой край опускаем в емкость с краской.

2. Рисовать поролоновым тампоном можно круги, точки, мазки, закрашивать предмет по контуру.

Поролоновым тампоном можно рисовать все, так же как и кистью.   Можно попробовать рисовать внутри трафарета. Для этого на лист кладем трафарет и наносим краску с помощью поролонового тампона. Убираем трафарет и получаем готовый результат.

4.Штамп

Предлагаем штамп в нетрадиционном виде - сделать их из овощей. Это удобно, интересно и весело детям.  В зависимости от задачи и умения  рисование штампом может меняться. Малышам удобнее всего держать в руках не круглые, а продолговатые овощи (картофель, морковь, свекла). 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: разрезанные овощи, емкость  с гуашью,  бумага любого цвета и размера.

Последовательность получения изображения:

1. Разрезаем небольшой овощ (картофель, например) на две половинки.

2. Обмакиваем срезом в гуашь нужного цвета, держа штамп вертикально.

    Малышам  на штамп сверху можно наколоть вилку, чтобы  удобнее держать.

3. Делаем «штампы», располагая их в зависимости от задачи в разных местах листа.

4. Когда краска подсохнет, можно  дорисовать необходимые  детали.

5.Оттиск пробкой

Оттиски (печатки) круглой формы можно сделать пробкой от бутылок. Их удобно держать, легко набирать краску. Печать получается четкая. Пробки легко моются, их можно использовать многократно.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: миска с  гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Последовательность получения изображения:

1. Обмакнуть один конец пробки в гуашь.

2. Прижать пробку к листу бумаги и нанести оттиск.

Для получения другого цвета меняются  миска и пробка.

  1. Оттиск смятой бумагой

Простым и доступным средством рисования может стать обычная бумага.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: миска с небольшим количеством гуаши, бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Последовательность получения изображения:

1.Взрослый сминает лист бумаги.  Можно предложить ребёнку самому смять лист бумаги, при необходимости помочь.

2.Смятую бумагу опустить в краску.  

3.Нанести оттиск на бумагу.

Чтобы получить другой цвет, меняются и краска, и смятая бумага.

8.Отпечатки картоном

1 вариант - Отпечаток гофрокартоном

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. 

Средства выразительности:  фактурные линии, цвет.

 Материалы: миска с красной гуашью, миска с зелёной гуашью, гофрокартон (упаковочная коробка), ножницы, резинка или нитки, втулка  лист бумаги  любого размера.

Последовательность получения изображения:

1.Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования.

2.Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой.

3.Обмакиваем торцовой частью в краску.

4. Делаем штамп на листе бумаги.

Штамп для зеленого листика делаем из втулки от туалетной бумаги  - слегка сгибаем торцы, чтобы получился контур листика. 

2 вариант - Отпечаток картонной втулкой

Втулкой можно печатать колечки, сердечки и всё, что вам подскажет фантазия. Если сделать надрезы ножницами, можно напечатать множество изображений цветов (ромашки, васильки, астры). Серединку цветка можно дорисовать , используя уже знакомую технику «рисования пальчиком».

Средства выразительности:  фактурные линии, цвет.

Материалы: миска с  гуашью, картонные втулки, ножницы,  лист бумаги  любого размера.

Последовательность получения изображения:

1. На втулке с торца делаем  по кругу несколько надрезов.

2. Отгибаем надрезанные края («лепестки») в стороны

3.Обмакиваем «лепестками» в краску.

4. Делаем штамп на листе бумаги.

 Штампы  листиков делаем также  втулкой (без разрезов).

          Мы  остановилась лишь на некоторых способах нетрадиционного рисования. Самое главное, что детям такое рисование нравится. И  каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр.

Сейчас на страницах Интернета есть возможность найти  множество других интересных предложений для развития детского творчества. Для вас, родителей, предлагается множество книг, альбомов, ярких красочных пособий для совместной творческой деятельности с ребёнком дома. Используйте все возможности в воспитании творческой личности.

Рефлексия

Надеемся, что мы вас заинтересовали необычными техниками рисования, а наше творческая встреча поможет  вам в дальнейшем  развитии творчества ваших деток!
Просим вас нарисовать нужный смайлик на нашем дереве настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Рисование методом штампов.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025 уч. г.«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастасредствами нетрадиционных техник рисования.Р...

Сертификат 1. Участие в мероприятии « Творческая мастерская в детском саду» мастер-класс на тему « Развиваем творческие способности , мелкую моторику, зрительный контроль, через нетрадиционную технику рисования» ( сертификат)

Участие в мероприятии « Творческая мастерская в детском саду»  мастер-класс  на тему « Развиваем творческие способности , мелкую моторику, зрительный контроль, через нетрад...