Главные вкладки

    Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."
    статья на тему

    Сухомлинова Ольга Александровна

    Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта

    "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

    Подготовила Сухомлинова Ольга Александровна

    воспитатель МДОУ детский сад №4 «Радуга» п. Уразово

    В одном мгновенье видеть вечность,
    Огромный мир - в зерне песка,
    В единой горсти - бесконечность
    И небо - в чашечке цветка.  

    Уильям Блейк.

       Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творческих способностей. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является, изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству  принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным.

    Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»

    Художник-педагог Я.Башилов

     Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу – это, несомненно, ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".

     В процессе рисования у ребёнка развивается:

    • Воображение;
    • Творческая  активность;
    • Зрительная  память;
    • Гибкость и быстрота мышления;
    • Оригинальность и индивидуальность каждого  ребенка.

    Познакомившись с методической литературой различных авторов я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

    • Познакомить с новыми приемами работы;
    •  Развивать воображение и творческие способности        детей;
    •  Обогащать  и расширять художественный опыт детей;
    •  Побуждать ребенка экспериментировать;
    •  Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

    В основу обучения рисованию положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы

    • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
    •  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
    •  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
    • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительност
    • Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение следующих  задач:
    • Продолжать формировать интерес к изодеятельности;
    • Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы;
    • Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
    • Стимулировать активность, самостоятельность;
    • Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов;
    • Развивать эстетический вкус;
    • Развивать самоанализ.

     Я использовала такие  формы работы с детьми как:

    • НОД по рисованию

    (предметное, сюжетное, по замыслу)

      Индивидуальная работа

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Самостоятельная художественная деятельность детей

    Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

     Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

    Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.  

    В своей работе я использовала рисование пробками и печатками из картошки.  Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.

     А так же мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.

    Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

     Мы с детьми учились рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.

       

          Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

         Очень интересно рисовать отпечатками листьев.

           В работе с детьми использовались  так же и другие различные техники беспредметного рисования:

    “Рисование нитками”,“Рисование мыльной пеной”,“Рисование с помощью соли”, “Рисование кляксами”,“Оттиск поролоном”, и др.

        Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.

     Технологию работы по овладению детьми художественными техниками рисования  можно разделить на три этапа

            1 этап – Знакомство с художественной техникой

    • Показ воспитателя
    • Прием сравнения
    • Экспериментирование с материалами
    • Музыка и художественное слово
    • Рассматривание иллюстраций, выполненных в нетрадиционной технике

     2 этап – Упражнение в художественной технике

    3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность, возникновение потребностей, интереса к творчеству и самостоятельность в их применении.

    Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

    Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Диагностические данные показали, что у большинства детей  благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения, что видно на диаграмме.

     А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А. Сухомлинского:

    “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    . Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

    Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

    Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...