Мастер-класс для родителей "Учим стихотворения быстро"
консультация (подготовительная группа)

Полякова Елена Анатольевна

   Данный материал предназначен для работы с родителями дошкольников и для повышения уровня самообразования педагогов.

Представляемый материал знакомит родителей с такими понятиями как «Мнемотехника», «Мнемотаблица» и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

   Это пособие направлено на установление эмоционального сближения всех участников образовательного процесса, организации их общения в неформальной обстановке. Эта работа способствует  развитию у родителей интереса к познанию своего ребёнка, содействует активному взаимодействию с ним и умению оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_stihi_bystro_dlya_roditelskogo_sobraniya.docx58.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3

Лесозаводского городского округа»

 «Учим стихотворения быстро!»

(Использование приёмов мнемотехники

для заучивания  стихотворений

с детьми в домашних условиях

Мастер-класс для родителей

 с использованием ИКТ)

Составила: Полякова Елена Анатольевна,

воспитатель логопедической группы,

высшей квалификационной категории

Лесозаводск 2019

Цель:

-ознакомление родителей воспитанников с системой методов и приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и  последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

Задачи:

- вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса,  развитию связной речи дошкольников;

- раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

- познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми в домашних условиях;

- дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;

- воспитывать интерес к художественной литературе, культуру заучивания и восприятие поэзии; повысить педагогическую культуру родителей.

Назначение материала:

   Данный материал предназначен для работы с родителями дошкольников и для повышения уровня самообразования педагогов.

Представляемый материал знакомит родителей с такими понятиями как «Мнемотехника», «Мнемотаблица» и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

   Это пособие направлено на установление эмоционального сближения всех участников образовательного процесса, организации их общения в неформальной обстановке. Эта работа способствует  развитию у родителей интереса к познанию своего ребёнка, содействует активному взаимодействию с ним и умению оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

Прогнозируемый результат: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется интерес к заучиванию стихотворений в домашних условиях, словарный запас выходит на более высокий уровень, развивается ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое внимание и воображение; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

У родителей возникает  интерес к познанию своего ребёнка, потребность к активному взаимодействию с ним и оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность. Появляется активная позиция о том, что использование мнемотехники в работе с детьми в домашних условиях позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Актуальность использования материала в образовании

    Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей.

   При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». Поэтому очень важно пробудить у детей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

  Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней, а зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Поэтому и назрела необходимость найти такое педагогическое воздействие для заучивания стихотворений в домашних условиях, которое будет интересно детям, родителям и приемлемо для них, чтобы процесс обучения стал интересным, занимательным и развивающим. Таким педагогическим воздействием является - использование системы методов и приёмов мнемотехники,  обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений в работе с детьми с нарушениями речи, что позволяет достичь хороших результатов при разучивании стихотворений и в развитии связной речи дошкольников.

Описание содержания материала

    Мастер-класс для родителей  (и педагогов)  «Учим стихотворения быстро!» (использование приёмов мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми в домашних условиях) представлен в виде слайдовой презентации.  

   Вначале родителей приветствуют и сообщают о мастер-классе, в ходе которого они должны будут познакомиться с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица» и узнать, как и для чего можно использовать мнемотаблицы (слайд №1.). Далее, родители размышляют над вопросом педагога: «Что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается?» (слайд №2.).  Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, педагог предлагает взрослым использовать приёмы мнемотехники и рассказывает об особенности и разновидности памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая) и, о том, как она   влияет на развитие мышления ребёнка и его речь. Слова Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогики подтверждают, то, что необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память.  Одним из этих приёмов и является мнемотехника (слайд №3 и №4.).  Затем родителям раскрываются понятия «Мнемотехника» и «мнемотаблица», приводятся простые примеры мнемотехники, цель и задачи работы с ними, методика использования мнемотехники (слайд №5., №6., №7., №8.). Родители узнают о том, что занятия по заучиванию стихотворений в подготовительной группе носят интегрированный характер – сочетание развития речи и изодеятельности. Основной принцип построения занятия – создание собственных опорных схем к стихотворению. Далее участников мастер-класса знакомят с этапами работы над стихотворением в подготовительной группе и приводят примеры мнемотаблиц к стихотворениям: «Космонавт» Владимира Степанова, «Снегири» Татьяны Шорыгиной, «Родные просторы» Владимира Степанова, «Твоя мама» Валентины Донниковой (слайд №9., №10., №11., №12., №13., №14). После того, как участниками встречи усвоены знания по составлению мнемотаблиц, им предлагаются варианты игр с мнемосхемами и  рассказывается о том, что помогает развивать использование методов мнемотехники (слайд №15., №16., №17., «18.).  

   Для закрепления полученных знаний участникам мастер-класса предлагается поработать практически с мнемотаблицами (работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц) и составить мнемотаблицы по стихотворениям  «Кораблик» А. Барто, «Наша Армия» Владимира Степанова,  «Апрель» Самуила Маршака, «Зима недаром злится…» Фёдора Тютчева. Затем педагог рассказывает о преимуществе использования компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами и предлагает вниманию родителей созданную ею презентацию учебно-развивающей игры по использованию приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений «Путешествие в страну Стихотворению» (просмотр игры). И в заключении, присутствующим предлагается рефлексия – заполнение анкет  по поводу состоявшегося мастер-класса и «минута благодарности» (слайд №19., №20.,№21., №22.).

Основные результаты внедрения материала.

  1. Мастер-класс (с использованием ИКТ) для родителей  (и педагогов) «Использование приёмов мнемотехники для заучивания стихотворений в домашних условиях» представлен в виде слайдовой презентации «Учим стихотворения быстро!» будет полезен педагогам и родителям для ознакомления, пополнения и систематизации своих знаний о применении системы приёмов и методов мнемотехники для заучивания стихотворений.
  2. Данный материал повышает педагогическую культуру родителей и побуждает    взрослых  использовать мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми в домашних условиях.
  3. Привлечение всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей позволяет сформировать у детей интерес к заучиванию стихотворений, расширить словарный запас,  развить связную речь дошкольников и достичь хороших результатов в реализации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Приложение

Цель:

-ознакомление родителей воспитанников с системой методов и приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и  последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

Задачи:

- вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса,  развитию связной речи дошкольников;

- раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

- познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми в домашних условиях;

- дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;

- воспитывать интерес к художественной литературе, культуру заучивания и восприятие поэзии; повысить педагогическую культуру родителей.

Оборудование и материалы: 

мультимедийная аппаратура (экран, проектор, ноутбук; программное обеспечение:  Power Point 2010.); слайдовая презентация «Учим стихи быстро»; четыре ватмана (размер А-3), восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, круги четырёх цветов (по количеству участников).

Участники: родители и воспитатель.

Ход мастер-класса

Слайд №1.  Приветствие

   Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях и в дальнейшем услышите радостные слова от своих детей: «Учим стихи быстро!». Так как наше собрание связано с развитием речи и памяти, то хотелось бы сразу с этого и начать.

Слайд №2.  Что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается?

    При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. Как вы думаете, в чём причина? (Ответы родителей).

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? (Ответы родителей)

 В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. К нему мы вернёмся позже, а сначала поговорим о памяти.

Слайд №3.  Память

   Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память). Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели. Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть.

Слайд №4.  Изречение К.Д.Ушинского

Слова Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогики: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»,  подтверждают, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

   Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…

Слайд № 5  Мнемотехника

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.   Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, которые позволяют упростить усвоение знаний об основных характеристиках объектов окружающей среды, а также эффективно запомнить и воспроизвести необходимую информацию. Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.  

   Слайд №6.  Простые примеры мнемотехники

        Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде,  всем Вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию.  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.  Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан).

Слайд № 7.  Цель и задачи работы с мнемотехниками

   Цель работы с мнемотехниками: развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста - слуховую, зрительную, ассоциативную, фотографическую, их мы с вами уже рассматривали. Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.

Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

- группировка;

- классификация;

- ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

- достраивание материала; структурирование материала.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

Слайд № 8.

Методика использования мнемотехники:

   В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют: мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», («космонавт»)  его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.  Но сегодня мы с вами подробно остановимся на использовании мнемотехники при заучивании стихотворений. Мнемотаблицы особенно эфективны при разучивании стихотворений. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, дети на каждую строчку должны придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение, затем они воспроизводят всё стихотворение наизусть, используя свою мнемосхему.

Слайд № 9.  Мнемотаблицы

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой  в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

Важно,  чтобы нарисованное было понятно детям.

   Слайд № 10.

Занятия по заучиванию стихотворений в подготовительной группе носят интегрированный характер – сочетание развития речи и изодеятельности.

Основной принцип построения занятия – создание собственных опорных схем к стихотворению.

Для зарисовки опорной схемы дети самостоятельно оформляют таблицы на альбомном листе, затем в них рисуют собственные опорные картинки

Этапы работы над стихотворением в подготовительной группе:

 1. Педагог (родитель) выразительно читает стихотворение.

 2. Обсуждение с детьми содержания стихотворения. Педагог (родитель) сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

3. Повторное чтение стихотворения; педагог (родитель) задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог (родитель) выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Обсуждение с детьми, какие зрительные знаки можно нарисовать к этому стихотворению.

6. Чтение стихотворения по смысловым абзацам для того, чтобы дети совместно с взрослым выбрали к ним свой знак, символ или картинку.

7. Работа детей в альбоме по зарисовке схемы опорных сигналов (педагог маркером на доске, родители рисуют свою мнемотаблицу).

8. Ребенок (родитель) рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Опорные схемы (свои и родителей) дети могут при желании рассмотреть и сравнить, рассказать стихотворение друг другу.

Опорную схему, выполненную ребёнком, можно поместить на стену или холодильник,  чтобы дети, используя ее, могли неоднократно повторять стихотворение.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ.

Слайд № 11. Примеры мнемотаблиц к стихотворениям: «Космонавт» Владимира Степанова, «Снегири» Татьяны Шорыгиной, «Родные просторы» Владимира Степанова, «Твоя мама» Валентины Донниковой.

На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения.  Как Вы уже успели заметить,  на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка,  и,  дети,  имея перед глазами такую карточку-символ,  быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Разучивание стихотворения «Космонавт» Владимира Степанова по мнемотаблице. Данный пример подходит для тех, кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). И еще несколько мнемотаблиц.

Слайд № 12.

Разучивание стихотворения «Снегири» Татьяны Шорыгиной по мнемотаблице.

Слайд № 13.

Разучивание стихотворения «Родные просторы» Владимира Степанова по мнемотаблице.

Слайд №14.

Разучивание стихотворения «Твоя мама» Валентины Донниковой по мнемотаблице.

Слайд №15.  Варианты игр с мнемотаблицами

 Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?  

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;  

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Слайд №16.

Использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;    

• развивает творческое познание детей.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.  А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Слайд№17.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Слайд №18.  

С помощью мнемотехники удается достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас.
  •   Расширяется круг знаний об окружающем мире.
  •   Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  •   Свободно заучивают стихотворения, пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  •   Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Слайд №19.  Практическая часть с родителями

Как вы думаете, приём мнемотаблиц пригодится вашим детям в жизни? А конкретно где? Действительно  это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

 Практическая часть.

А сейчас, уважаемые родители,  мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами. Вы сейчас на практике примените методы мнемотехники.

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

Задание: Возьмите круги и разделитесь на четыре группы, согласно цвета вашего круга, получите тексты стихотворений. Вам необходимо составить  мнемотаблицу к стихотворению и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению «Кораблик»  А. Барто

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению  «Наша Армия» Владимира Степанова 

 

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят берёзы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

Третья группа – составление  мнемотаблицы по стихотворению «Апрель» Самуила Маршака

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Четвёртая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению «Зима недаром злится…» Фёдора Тютчева

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Просмотр полученных работ: группы меняются между собой своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Слайд №20.

Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.

   В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы. Как вы думаете, отличается ли, мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение. На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. Предлагаю вашему вниманию созданную мною презентацию учебно-развивающей игры по использованию приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений «Путешествие в страну Стихотворению» (просмотр игры).

Слайд №21.

         Подведение итогов

Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания родителей).

Итак,  использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом  позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса,  развитие связной речи детей. Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

 Рефлексия

И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

 Анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

 Минута благодарности.

Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие.

Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.

Слайд №22.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы и электронные ресурсы

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
  3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб.2000.
  5. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004. №6. С. 64-68.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи/ Логопед. 2008.№4.
  8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  9. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004.№2.

  1. http://www.liveinternet.ru.
  2. http://www.boltun-spb.ru/mnemo_holiday.html#may_9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Заучивание стихотворений используя метод моделирования"

На мастер-классе  родителям  предлагается практический материал как быстро научить детей запоминать стихотворения с использованием мнемосхем...

Мастер-класс «Как научить детей быстро запоминать тексты стихотворений, скороговорок и т.д.»

Цель: познакомить родителей с некоторыми приемами  обучения детей заучиванию стихотворений, скороговорок и т.д.План-ход  мастер- класса:-Уважаемое жюри, коллеги, гости!(актуальность) Вашему ...

Мастер-класс для педагогов: «Заучивание стихотворений по денотативному плану»

Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по картинкам....

Мастер-класс ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитатель: Чернова Марина ВладимировнаМБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»          Поэзия, как один из жанров литера...

Мастер-класс «Как научить детей быстро запоминать тексты стихотворений»

Цель: познакомить родителей с некоторыми приемами  обучения детей заучиванию стихотворений, скороговорок и т.д....

Мастер-класс для родителей и педагогов «Как быстро выучить стихотворение?»

Не каждый ребенок с удовольствием учит стихотворения. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Если ребёнок отказывается учить ст...