Консультации на тему: «Художественно-речевая деятельность»
консультация

Давыдова Светлана Алексеевна

Цель:

Оказание теоретической и практической помощи родителям в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Способствовать обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи, прививать любовь к художественной литературе.

 

В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус.

Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – всё это должно способствовать решению следующих задач:

  - развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

  - научить воспринимать содержание произведений, оценивать, понимать жанровое разнообразие;

  - учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, выразительно исполнять произведение;

  - развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;

  - научить детей применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.

Художественно – речевое воспитание направлено, прежде всего, на развитие любви и интереса к литературе. 

Планируя работу по художественно – речевому воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средством, исполнению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7-9.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Оказание теоретической и практической помощи родителям в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Способствовать обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи, прививать любовь к художественной литературе.

В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус.

Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – всё это должно способствовать решению следующих задач:

  - развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

  - научить воспринимать содержание произведений, оценивать, понимать жанровое разнообразие;

  - учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, выразительно исполнять произведение;

  - развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;

  - научить детей применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.

Художественно – речевое воспитание направлено, прежде всего, на развитие любви и интереса к литературе.  

Планируя работу по художественно – речевому воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средством, исполнению.

«Развитие речи»

Речь ребёнка развивается в процессе ознакомления с окружающим. Сообщая детям необходимые сведения о предметах, их свойствах и назначении, знакомя с явлениями общественной жизни, объектами живой и неживой природы, родитель обозначает всё словом, побуждает детей называть увиденное.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с раннего возраста. В этом возрасте основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения и голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за взрослыми некоторые простейшие слова.


           Возраст от 2 до 3 лет.

Речь ребёнка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи. Детей нужно приучать говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (кря-кря, тик-так, динь-дон), отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громче). Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Продолжать понимать речь взрослого, отвечать на вопросы.

    Возраст от 3 до 4 лет.

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, различать и называть части предметов (у платья, рубашки- рукава, воротник, пуговицы), качества предметов (величину, цвет, форму, материал), различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (блюдце- тарелка); понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, посуда.

Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия и местоположения в пространстве).

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы.

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей; форму множественного числа существительных в родительном падеже ( ленточек, матрёшек), составлять предложения с однородными членами ( Мишка посадил на ковёр куклу, мишку, зайку).

Продолжать отвечать на вопросы взрослых при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Готовить к обучению рассказыванию: умение повторять рассказ из 3-4 предложений.

Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.

   Возраст от 4 до 5 лет.

На основе углубления знаний и представлений об окружающем пополнять и активизировать словарь детей.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, обозначающие трудовые действия.

Продолжать определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчён, весел).

Учить детей использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребляемые глаголы и наречия, предлоги. Учить употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Учить различать на слух и называть слова с определённым звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Продолжать учить правильно, согласовывать слова в предложении. Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Учить их поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы.

Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, смелый, злой).

   Возраст от 5 до 6 лет.

Вводить в словарь детей: существительные, обозначающие профессии, названия техники, прилагательные, обозначающие признаки предметов, наречия , характеризующие отношение людей к труду, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Закреплять правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчётливо произносить смешиваемые звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.

Продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения.

Учить при инсценировках сказок, пользоваться  прямой и косвенной речью. Уметь поддерживать непринуждённую беседу,  задавать вопросы и правильно отвечать.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.

Учить составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по предложенной теме.

    Возраст от 6 до 7 лет.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Продолжать учить использовать в речи синонимы. Вводить в словарь антонимы (тёмный – светлый).

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки. Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста.

Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Закреплять умение составлять небольшие сказки.

«Игры и занятия по развитию речи»

Основные задачи при играх и занятиях по развитию речи:

-воспитание звуковой культуры речи;

-формирование грамматического строя речи;

-обогащение словарного запаса;

-развитие связной речи

Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения должны развивать у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.

На занятиях используются игры, обучающие разным способам словообразования и словоизменения, а также упражнения, развивающие синтаксический строй речи.

В игровом материале, посвящённом словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на усвоение значения слова и употребления слова в соответствии с его смыслом (подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений). Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

«Кукольный театр».

Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи – обогащает её образными сравнениями, литературными оборотами, делает её более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагируют на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся со своими сверстниками и родителями. Всё это способствует развитию навыков разговорной речи.

Театр игрушек особенно любим детьми 3-4 лет. Для спектаклей используются имеющие игрушки. Их подбирают по сюжету и размеру, с соблюдением соотношения их величины; однородности фактуры. Спектакль игрушек показывают на столе в комнате.

Не менее любим детьми и плоскостной театр (настольный).

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно инсценировать небольшие стихотворные тексты, песни, сказки.

«Формирование звукопроизношения ребёнка».

Воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения. Детей нужно учить различать звуки, отрабатывать речевое дыхание, темп речи, силу и высоту голоса. Все эти задачи легче решать, используя звуки, произношением которых ребёнок владеет достаточно хорошо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

- подготовка артикуляционного аппарата;

- уточнение произношения звука;

- закрепление звука в словах и фразовой речи.

   Почти все гласные и некоторые согласные можно соотнести с каким-то конкретным образом: ааа – лепет ребёнка, ууу – сигналит паровоз, ффф – фыркает ёж.

   Для формирования звукопроизношения рассмотрим приёмы:

1.Сочетание хорового повторения с индивидуальными. (Ууу – сигналит паровоз. Скажи, как он сигналит).

2. Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки». (Дети изображают бельчат, самолёт, комаров).3. Использование «Волшебного кубика». (На гранях кубика наклеены картинки, дети произносят соответствующий звук). Кот мурлычет – мяу.

Следует выделить группу приёмов,  в которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности:

  1. Использование детьми « длинных песенок» (произносить звук на одном выходе).
  2. Использование песенок с различной силой голоса и тональностью (песенку паровоза следует петь басовито, а песенку игрушечного паровозика – тоненько).

Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются специальные приёмы:

  1. Показ игр – инсценировок.
  2.  Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из стихотворений.
  3. Дидактические упражнения типа «Узнай и назови». Например, вынимают игрушку или картинки, в названиях которых встречается определённый звук.
  4. Повторение детьми чистоговорок: баю – баю- баю – Катеньку качаю.

Звукоподражания включаются в рассказ взрослых (или инсценировку), сопровождаемый демонстрацией наглядных материалов. Малыши выполняют задания на различение звукоподражаний, на воспроизведение заданных взрослым темпа речи, высоты и силы голоса, на обработку свободного, плавного, длительного выхода.

                                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме"Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

Педсовет Тема: «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Цель: Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной  литературой. Развивать творчество педагогов....

Художественно-речевая музыкальная деятельность и театрализация.

Для аттестации. Художественно-речевая деятельность и музыкальная театрализация....

Педагогический совет на тему "Художественно-речевое развитие"

Педагогический совет посвящен художественно-речевому развитию....

Консультация для родителей "Художественно - речевая деятельность дошкольника"

Развитие худлжественно - речевой деятельности дошкольника, за счет ознакомления с художественной литературой....

Педсовет Тема: «Художественно-речевое развитие дошкольников»

Цель: Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной  литературой. Развивать творчество педагогов....

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...