«Использование коллекционирования в организации образовательной деятельности дошкольников»
статья

Обухович Анастасия Сергеевна

Коллекционирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollekts.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«Использование коллекционирования в организации образовательной деятельности дошкольников»

  Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.

   Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования.

  Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных  способностей  дошкольников.  Задача      взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во - первых: Познавательно - исследовательская деятельность  - это одно из естественных,  ярко  проявляемых  дошкольниками  направлений деятельности. В детях  заложена природой тяга к собирательству, а еще

точнее, к поиску.

Во - вторых: В  процессе  коллекционирования  развиваются  внимание,

память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять  главное,  комбинировать.  Коллекционирование      расширяет кругозор  детей,  развивает  их  познавательную  активность,  развиваются способности ребенка.

В третьих: Совместные интересы ребенка  и взрослого.  

В  четвертых: Коллекционирование  украшает  нашу  жизнь,  делает  ее

полнее и разнообразнее.

Детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Виды коллекций:

Коллективные  (групповые) – это  коллекции,  собранные  в  группе  с помощью  воспитателей,  детей  и  родителей.    Инициатором  групповых коллекций выступает педагог.

Домашние  - это коллекции  собранные дома  или с помощью родителей. Хранятся они дома и  дети приносят  их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные  вещи,  причем  каждая  из  этих  вещей имеет  огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что - то из коллекции без согласия ребенка).  Очень важно  дать ребенку самому «управлять»  своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно  условно  выделить  несколько  видов  коллекций:    эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные  коллекции – наиболее распространённые  в жизни дошкольника,  отмечаются  активным  началом  и  быстрым  угасанием интереса к коллекции. Главное  – эффективно использовать  эмоциональную коллекцию,  закрепив  в  сознании  и  душе  ребенка  состояние  радости, удовлетворения от процесса познания.

Познавательные  коллекции отражают  устойчивые  познавательные интересы конкретных  детей.  Поэтому  данные  коллекции  стабильны  по тематике,  связано  это  с  углублением,  расширением  конкретной  темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции – совпадение интересов детей, совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.  

Временные  - это коллекции, собранные на определенные  темы, на короткое  время.  К  временным  коллекциям  можно  отнести  сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы»,  что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Особую ценность имеют коллекции  декоративно-прикладного искусства.

Длительные  – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

  Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

  • выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка.
  • доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
  • разнообразие  – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
  • учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции

     для мальчиков);

  • учет возрастных особенностей детей  - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем  - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
  • педагогическую ценность представляют эпизодические  коллекции выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.);
  • безопасность  – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
  • учет природоохранного  аспекта  - данное требование относится к природным  объектам  коллекций,  которые  относятся    к  редким  или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится  вред  природе  (ломание  веток  деревьев,  вырывание растений с корнями и т.д.).

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, но и объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям:

  • коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
  • все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;  индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной: побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.  

3 этап – заключительный:  организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

Использование коллекции в работе с детьми.

Коллекцию  в  целом  и  отдельные  объекты  коллекции  могут использоваться в различных видах детской деятельности:

 Познавательная: 

- развитие  познавательных    процессов  (сравнение,  классификация, систематизация);

- развитие  математических представлений  – временные  представления, счетные операции;

- ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

 Игровая  – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры;

 Продуктивная – реализация различных  детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно - экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

  Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов,  сказок,  публичная презентация коллекции, творческая  сочинительская  деятельность,  активизация  словаря,  развитие грамматических  категорий  речи,  умение  устанавливать  контакты  со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией.

  Трудовая – при  оформлении  коллекции  и  размещении  объектов, ручной труд;

 Чтение художественной литературы по теме коллэнциклопедическую, познавательную и детскую художественную;

 Художественная  - изготовление  различных  продуктов творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.).

Возможные формы работы с детьми:

 Групповая (фронтальная);

 Подгрупповая (небольшими группами по интересам);

 Индивидуальная.

Образовательная   деятельность   с   детьми   в   рамках коллекционирования может осуществляться:

 в  режимные  моменты  (утренние  часы  приема,  во  время  минут ожидания, в вечернее время);

 в    ходе  непосредственно  образовательной  деятельности (образовательные ситуации, проекты);

в  ходе  самостоятельной деятельности  детей  (при  условии  создания соответствующей развивающей среды).

Формы работы с родителями.

Взаимодействие  с  родителями  при  проведении  работы  по коллекционированию  имеет  огромное  значение.    Для  этого  используют разнообразные формы сотрудничества:

 Детско – родительская презентация семейной коллекции;

 Рекомендуем посещения городского музея;

 Посещения городской библиотеке;

 Обогащение тематической коллекции группы.

В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при организации образовательной деятельности дошкольников

Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информаци...

Использование ИКТ при организации образовательной деятельности дошкольников

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. П...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер – класс  «Использование технологии  макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников...

Семинар для педагогов "Использование мотивирующей оценки в организации образовательной деятельности дошкольников"

С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказывания о нем другими людьми. Мнения эти не всегда одинаковы, а порой противоречивы. И насколько эта оценка станет мотивирующей к дальнейшей деячт...