Семинар – практикум для родителей « Нетрадиционные техники рисования»
консультация

Дармахеева Ольга Николаевна

Семинар-практикум для родителей  «Волшебное рисование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Волшебное рисование»

Воспитатель: Дармахеева О.Н

Дата проведения: 11.12.2019 г.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности  для развития воображения, творческого мышления и творческой активности детей.

Задачи:

1. познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;

2. формировать у родителей умение организовывать  творческую деятельность  детей через использование нетрадиционных техник рисования.

3. повышать педагогическую культуру родителей.

Оборудование:

Выставка пособий по техникам нетрадиционного рисования, материалы для рисования, мольберты с работами в техниках нетрадиционного рисования.

Предварительная работа:

- выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании;

- приготовить материалы для мастер-класса (листы бумаги формата А5, соль покрашенная в разные цвета, клей ПВА, кисти ,карандаши цветные,  ложки , салфетки)

Участники: воспитатель средней группы, родители.

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения:

1. Приветствие

2. Теоретическая часть (познакомить с нетрадиционными техниками рисования)

3. Практическая часть (проведение мастер-класса в технике «Аппликация солью»)

4. Подведение итогов .

Ход мероприятия.

(Пока родители собираются, звучит музыка с детскими песнями, родители могут посмотреть выставку детских рисунков, ознакомиться с пособиями по нетрадиционным способам рисования.

На столах приготовлены материалы для практической части семинара).

1. Приветствие.

«Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча сегодня необычна, это

не собрание и не консультация, а семинар-практикум, посвященный теме нетрадиционных способов рисования, а это значит, что вы познакомитесь не только с нетрадиционными приемами и методами изобразительной деятельности, но и сами сможете проявить свою фантазию и творчество в рисовании. Нетрадиционный способ рисования это тема моего самообразования, а так же я провожу кружок по этой теме.

2. Теоретическая часть.

- Как вы считаете, что означает понятие нетрадиционное рисование? (ответы родителей)

- Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

- способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах

   и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;

- стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает

    радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;

- дает возможность экспериментировать;

 - развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;

- способствует развитию зрительно-моторной координации;

- не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;

- развивает нестандартность мышления, раскрепощенность,

   индивидуальность.

Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Можно рисовать чем хочешь и как хочешь.

 -Как вы думаете, какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? (ответы родителей)

У каждого наверняка дома найдутся ненужные предметы: старая зубная щетка, огарки свеч, использованные брасматики туши, так вот, используя их, с детьми можно создать оригинальные рисунки. 

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, порядка двух сотен. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать и разнообразить вашу совместную деятельность с ребенком дома.

  1. Рисование ладошками

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. . Метод «тычка»(рисование жесткой полусухой кистью)

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов .Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

3. Рисование листьями

Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите вместе с ребенком опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

4. Рисование ватными палочками

В этой техники изображение рисуется не кистью а ватной палочкой, методом тычка.

5. Оттиск губками и крышками

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Крышкой мы рисовали кольца на тарелочках, обмакивая их в краску и прижимая к бумаге.

6.Аппликация из ниток

Для этой техники берутся нитки разных цветов , нарезаются на мелкие кусочки и с помощью клея наклеиваются на готовое изображение.

7. Аппликация солью

Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, соль. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом обвести ее клеем и пока он не просох посыпать солью. Также можно использовать цветную соль. Что бы её покрасить нужно взять гуашь и смешать её с солью. Высушить в микроволновке 5 мин или в духовке 20 мин.

Это техники которые мы уже попробовали с детьми. Так же хочу показать какие ещё существуют техники рисования .

8. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

9. Рисование штампами из овощей
Изготавливаем(вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.

10.Оттиск мятой бумагой
Ребёнок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

11. Воскография (граттаж)

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. В гуашь необходимо добавить несколько капель жидкого мыла или клея ПВА, чтобы при процарапывании не испачкать руки. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.

12. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

3. Практическая часть.

Я бы хот ела остановиться на необычном  и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью соли.

Для этого нам потребуются:

-  лист бумаги формата А5;

-пустые тарелочки;

- тарелочки с цветной солью;

- клей пва;

- тканевые и бумажные салфеточки.

- карандаши цветные

 Приступаем к работе:

1. На листке бумаги рисуем силуэт изображения.

2. наносим клей на определённый участок.

3. Пока клей не высох, насыпаем на него цветной песок

 4.  лишний песок убираем.

5. Готовое изображения закрепляем лаком для волос, что бы не осыпалась соль.

6. По желанию дорисовать.






Приложение 1.

Анкета для родителей «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

1. Как Вы считаете есть ли у Вашего ребёнка интерес к изобразительному творчеству?_______________________________________

2. Есть ли у вас дома место, где ваш ребёнок может заниматься творчеством?

3. Чем ребёнку больше нравится рисовать?

а) карандашами;

б) акварелью, гуашью

в) фломастерами;

г) восковыми мелками.

4.Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

а) берет, когда сам пожелает б) по разрешению взрослых

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

а) предлагаете самому порисовать

б) обещаете порисовать в другой раз

в) включаетесь в творческий процесс по его просьбе

6. С какими способами рисования Вы знакомы? (нужное подчеркнуть)

- рисование ладошками, пальчиками;

- рисование ватными палочками;

- печать поролоном, печать пробками;

- кляксография;

- монотипия;

- граттаж;

- ниткография

7. Пробовали ли Вы рисовать дома с Вашими детьми нетрадиционными методами рисования (пальчиками,ладошками и т.д.)

Если да, то какими?_______________________________________________

а) да б) нет

8. Посещаете ли Вы музеи изобразительного искусства вместе с ребенком?

________________________________________________________________

Приложение 2.

Памятка родителям «Учим нетрадиционно рисовать»

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:

1. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

2. Метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

3. Рисование листьями

Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите вместе с ребенком опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

4. Рисование штампами из овощей
Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.

5. Рисование манкой

Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.

6. Дырокол вместо кисти

Дайте ребенку дырокол и лист белой бумаги.

Пусть он сделает несколько отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью разноцветных карандашей можно завершить картинку.

7. Оттиск мятой бумагой
Ребёнок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

8. Воскография (граттаж)

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски — лучше всего подойдет гуашь. В гуашь необходимо добавить несколько капель жидкого мыла или клея ПВА, чтобы при процарапывании не испачкать руки. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.

9. Метод волшебного рисунка.

Техника заключается в том, что взрослый (или сам ребенок) свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Происходит волшебство, особенно если ребенок не знает, что нарисовал взрослый! 

10. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям.       Успехов!

Рецепт пальчиковых красок

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант — пасхальные наборы), перемешать до однородной массы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Дармахеева О.Н Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностях детей

Слайд 2

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»

Слайд 3

Рисование с использованием нетрадиционной техники – это рисование, направленное на умение отходить от стандарта…

Слайд 4

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности : - способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения; - стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования; - дает возможность экспериментировать ; - развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие ; - способствует развитию зрительно-моторной координации; - не утомляет дошкольников, повышает работоспособность; - развивает нестандартность мышления, раскрепощенность , индивидуальность .

Слайд 5

Нетрадиционные способы изображения в рисовании: Способы изображения Рисование по сырому Аппликация из круп и ниток Кляксография Набрызг Смешанные техники Монотипия Оттиск листьями Тычок сухой кистью Рисование ладошками и пальчиками Использование ватных дисков

Слайд 6

Рисование ладошками

Слайд 8

Тычок сухой кистью

Слайд 9

Оттиск листьями

Слайд 10

Рисование ватными палочками

Слайд 11

Оттиск губкам и крышками

Слайд 12

Аппликация нитками

Слайд 13

Кляксография

Слайд 14

Рисования штампами из овощей

Слайд 15

Оттиск мятой бумагой

Слайд 16

Воскография ( граттаж )

Слайд 17

Ниткография

Слайд 18

Аппликация солью

Слайд 19

Спасибо за внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования по лексической теме "Дикие животные"

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования по лексической теме "Дикие животные"...

Семинар - практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования по лексической теме «Дикие животные»

Семинар - практикум для родителейПрограммное содержание:  раскрытие значимости нетрадиционных приемов рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творчества, мышления, активности...

Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

   Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочета...

Семинар-практикум для родителей (нетрадиционные техники рисования в младшей группе)

Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей....

Семинар - практикум для родителей Нетрадиционные техники рисования

quot;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше м...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»   Цель: раскрыть значение нетрадици...

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...