ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОЛЕЗНОСТИ или шпаргалка по речи
консультация

Ноздрачева Елена Николаевна
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько родитель готов к сотрудничеству со специалистом. Работать в одном направлении с логопедом будет только родитель, который знает о проблемах речи своего ребенка, не скрывает их. Поговорим, как в домашних условиях помогать ребенку, преодолевать трудности. Полезные материалы для занятий с детьми  Он-лайн игры для самых маленьких (можно нажать на любую ссылку)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

http://ds107.pupils.ru/img_sad/ds107/razdeliteli%201.gif

https://sites.google.com/a/edufe46.ru/sajt-ucitela-logopeda/_/rsrc/1393442077021/menu/foneticeskijrecevojrezim/reading-together.gif?height=186&width=200

Советы логопеда

Известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько родитель готов к сотрудничеству со специалистом. Работать в одном направлении с логопедом будет только тот родитель, который знает о проблемах в развитии своего ребенка и не скрывает их. И очень важно донести до родителя, как эти проблемы могут отразиться на формировании навыков чтения и письма. Еще нужно рассказать, как в домашних условиях помогать ребенку, преодолевать трудности.

Это особенно важно в работе с родителями ребенка со сложным нарушением в развитии. Потому что, если мы хотим, чтобы ребенок чаще включал самоконтроль за собственной речью дома, то «якорить» его надо не на логопедическое зеркало и не на логопеда, а на маму, которая всегда рядом.

Почти во всех случаях степень нарушения письма и чтения находится в зависимости от уровня развития устной речи ребенка. Если ребенок идет в школу с общим недоразвитием речи, т.е. у него нарушено звукопроизношение, затруднения в произношении сложных слов («милиционер», «велосипед» и т.п.), бедный словарный запас (не знает, что стол, диван и шкаф – это мебель, не умеет изменять слова по образцу: дерево – деревце, сок из яблок – яблочный, у змеи голова змеиная, а у медведя – медвежья, высокий — низкий и пр.), неправильно употребляет предлоги («Я пришел из улицы»), допускает ошибки в окончаниях слов («Мама моет красный яблоко»), не умеет обозначать словами пространственное расположение предмета и его частей (выше, снизу, справа, слева), не знает названия времен года, суток и дней недели, не может посчитать и выделить звуки в слове (на какой звук начинается и заканчивается слово, сколько звуков  в слове «мак»), неправильно строит предложение («Папа вчера машина уедет»), не может рассказать, что он видел в гостях или цирке, то, скорее всего в начальной школе у него будет выявлено нарушение чтения и письма.

       Готовность к школе — это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

         Уровень биологического развития определяется по двум показателям:

- смене молочных зубов. Если к 6-7 годам у ребенка началась смена молочных зубов, значит его «паспортный» возраст соответствует биологическому. Если смена молочных зубов еще не началась, то биологический возраст ниже «паспортного»

- выполнению филиппинского теста. Ребенок должен встать ровно и, закинув руку через голову, достать пальцами правой руки левое ухо или левой рукой правое ухо. Голову следует держать прямо, не наклоняя.

- при наличии в карте записи ММД, АНС, АНР, СДВГА, ЗПР, ЗЗР – уточните у невропатолога как поддерживать ребенка медикаментозно в трудные месяцы (ноябрь и март), достаточно ли будет одних витаминов.

Развитие моторики

- умение ориентироваться в пространстве (слева, внизу, над – под,..) и в собственном теле (левый глаз, правое ухо,..); общая координация движений (четкие и плавные с хорошей амплитудой отдельные и одновременные движения тела, руками, ногами);

- правильно ли ребенок держит ручку (не зажимает ли ее в щепоть, в кулак, не держит ли ее вертикально, нет ли сильного напряжения); координация графических движений (ровность и четкость штриха).

Познавательные функции

- организация внимания и деятельности: воспринимает ли ребенок инструкцию с первого раза, или нужно повторять; планирует ли деятельность или работает хаотично, без определенного плана; оценивает ли свою работу по ходу деятельности, вносит поправки, просит и принимает ли помощь; работает сосредоточенно, без отвлечений или очень быстро отвлекается;

- память: объем информации, быстрота запоминания, время хранения информации, точность запоминания;

- речь: имеется ли достаточный запас слов; правильно ли грамматически соединяются слова во фразе; умеет ли вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них; правильность словесных  рассуждений; умение выполнять простейший звукобуквенный анализ (назвать 1-й звук в слове «дом», 2-й звук, 3-й звук); правильное произношение всех звуков речи. К моменту поступления в школу произношение всех звуков должно быть без нарушений!

- имеет ли ребенок необходимый запас сведений и знаний об окружающем мире, быте;

- мышление (умение находить общее и различное в предметах, явлениях, процессах), способность ребенка к самостоятельным рассуждениям, выводам, пониманию смысла;

- зрительное восприятие (способность ребенка выделять, различать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры);

- зрительно-моторные координации: способность копировать фигуры, сочетания фигур, буквы, цифры с соблюдением размеров, соотношения и направления штрихов.

Социальные умения

- легко ли ребенок устанавливает контакты;

- считается ли с другими (взрослыми и детьми) как с партнерами;

- следует ли правилам, умеет ли играть по правилам;

- умеет ли ребенок управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, требует от взрослых уступок и т.п.);

Личностное развитие

- самосознание: предучебный тип — интерес ко всему, что связано с предстоящим обучением – школьные принадлежности, новые ситуации, новые друзья и т.п. Ребенок готов работать в присутствии взрослых, при поддержке взрослых, но недостаточно самостоятелен;

учебный тип — самостоятелен, хорошая адаптация в новых условиях, адекватное отношение к сверстникам и взрослым;

дошкольный тип — могут работать только в игре, готовы делать в основном то, что интересно. Часто они неадекватны в оценке ситуации, собственных удач и успехов, им сложно удерживать ровные отношения со сверстниками и взрослыми. Этим детям сложно адаптироваться  в школе, понять новую систему отношений со взрослыми и сверстниками и включиться в нее.

- самооценка — не забит ли ребенок негативными оценками взрослых, не считает ли себя «малышом-плохишом»;

- мотивация — отношение к новой деятельности, умение работать самостоятельно, положительное отношение ребенка к занятиям (работе), умение оценить ее качество и результат, выстроить адекватные отношения со взрослым в ходе этой работы.

Ребенку в первом классе будет легче, если он…

- ориентируется во времени: знает времена года, названия месяцев, времени суток, дней недели; ориентируется в пространстве: как расположены предметы относительно друг друга выше-ниже, слева, справа от…; в собственном теле: левая рука, правая нога, левый глаз, правое ухо;

-  различает близкие по звучанию звуки п-б, з-с, в-ф, к-г, ш-ж, т-д, ч-ть, с-з, и др.; слова почка-бочка, суп-зуб, речка-редька, лак-рак, крыша-крыса, плащ-плач… и др.;

- умеет составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, о поездке на дачу..;

- умеет изменять слова по числам (лист – листья), родам (сладкий-сладкая-сладкое), по падежам (суп — в супе — нет супа), образовывать новые слова (железо-железный, сапог- сапожище- сапожок);

- может ответить что лишнее: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет. И т. п.» и объяснить почему;

- может исправить: «Машина стояла около домом. Родной дочь. Кот спрыгнул от печки. Зима пришла, потому что река замерзла. И т.п.»;

- ответит на вопросы: «Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?»;

- может запомнить и повторить ряд из 4-6 чисел , ряд из 7-10 слов;

- умеет играть в игры с правилами (не нарушает правила, не нервничает);

- понимает и четко выполняет инструкции взрослого (Саша, посади мишку на диван, а мяч положи под стул. Отнеси бабушке полотенце, а мне принеси с кухни чашку).

В какие игры играть перед школой?

Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3 — 4 игры в день):

1. Игра «Цепочка слов»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…

2. Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться  слева от тебя, справа, ближе, выше,..  и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».

3. Игра  с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.

4. Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти  и т.д.

5.Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.

6. Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку  к письму, разовьете его выносливость.

7. Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.

8. Игры с мячом «Вышибалы», «Съедобное — несъедобное» развивают ориентацию в пространстве, мышление, реакцию, общую моторику, координацию, ловкость.

9. Учить сложные слова (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение.  Троллейбус остановился  у светофора и др.), скороговорки.

10. Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку,..  Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз,.. и т.д.»

11. «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка,  собаки, свиньи, овцы…

12. Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).

13. Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?..

14. Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы:   !  ! ,  !!  !! ,  !  !!  ,  !! ! , затем сложнее: !  !!  ! ,  !!  !  !! ,  !!  !!! ,… Ребенок слушает и старается его воспроизвести.

Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.

Гимнастика для мозга

Это прежде всего упражнения для развития взаимодействия работы глаз, речи и руки. Без этого взаимодействия невозможно  эффективное обучение навыку чтения и письма, поскольку при чтении и письме мы следим по строке глазами, проговариваем (вслух или шепотом) и пишем (ведем пальцем под буквами) одновременно.

1. «Раз!» — хлопаем перед грудью прямыми руками,
«Два!» — правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа,
«Три!» — хлопаем перед грудью прямыми руками,
«Четыре!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа,
«Ушко,» — хлопаем перед грудью прямыми руками,
«Носик-»-  правой рукой коснуться левого уха, а левой рукой – носа,
«Заце…»  — хлопаем перед грудью прямыми руками,«пили!» — левой рукой касаемся правого уха, а правой рукой – носа. Выполнять 2 раза подряд.

2. «На море-океане, у острова Буяна, бывают вот такие и во-о-от такие волны» — выполняем волнообразные движения руками перед грудью, вперед.

«Плывет папа дельфин, к нему – мама дельфин, а к ним дельфин дочка и дельфин сыночек» — выполняем волнообразные движения кистями рук с пересечением воображаемой середины тела.«А со дна морского к дельфинам поднимаются: морские звезды, морские ежи, морские змейки, морские коньки и медузы. Они знают, что там, где дельфины будет весело и интересно!» — на каждое название – выполняем волнообразное движение одним пальцем руки (двумя руками одновременно), в конце поднять руки вверх и потрясти кистями. Руки «бросить» вниз.

3. «Лезгинка» Одна рука — кулак перед грудью локоть вниз, большой палец – в сторону, вторая рука согнута параллельно полу, прямой кистью упирается в мизинец кулака – 8 смен такого положения.

4. «Медвежьи игры» — борьбу на диване, на полу. Различные захваты, обхваты ребенка, чтобы он вырывался из Ваших рук, в «Царя дивана» и пр.

5. Пальчиковые игры, начиная с «Сорока-белобока …», теневой театр, «Ладушки, ладушки,..»

6. Рисование двумя руками одновременно.

Мотивация — это очень важно!

1. Дошколятам можно давать за дополнительные занятия наклейки, которые ребенок будет наклеивать на вырезанные Вами большие буквы – формата А4 (из которых он потом соберет слово «умница» или «молодец» и наклеит на дверь).

2. «Поле Чудес» — на ватмане напишите крупно послание ребенку (поздравление с успехами в учебе или пословицу) и каждую букву заклейте полоской цветной бумаги. После каждого дополнительного занятия или хорошей отметки в классе ребенок будет отрывать по полоске, открывая по букве.

3. На поле от «игры-ходилки» разложить карточки с номерами, как только ребенок попадает на эту карточку – Вы читаете условие одной из игр, в которые Вы запланировали поиграть сегодня.

Помните, что игры надо проводить весело, без лишних замечаний. Покажите, что Вам нравится общаться с ребенком, играть вместе с ним. Тогда ребенок заразится Вашим эмоциональным состоянием и в игре  с удовольствием.

Игры для развития самоконтроля

-  «Воробьи – вороны» На «воробьи» — сесть на корточки, на «вороны» — встать. А потом на «воробьи» — сесть, а на «вороны» ничего не делать.

- «День – ночь» На «день» — бегаем, говорим, на «ночь» — замираем.

- «Съедобное – несъедобное» Кидаем ребенку мяч и называем предмет, если это съедобное – ребенок должен поймать его, а если несъедобное – не ловит.

- «Пожалуйста» Даете ребенку команды: руки в стороны, пожалуйста;

Руки вниз. Руки вперед, пожалуйста. Хлопни в ладоши. Опусти руки, пожалуйста.  и т.д. Ребенок их выполняет только, если услышит слово «пожалуйста» Так же со словом «Внимание!»

- «Море волнуется» …раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура, замри!
До слов «Морская фигура, замри!» двигаемся, играем, затем замираем в причудливой позе и терпим, пока кто-нибудь не шевельнется.

- «Ушки – брюшки – макушки» При этих словах показываете соответствующие части тела, затем начинаете путать ребенка, т.е. говорить одно, а показывать другое, а ребенок должен показать то, что названо.

- «Руки – ноги – голова» Так же, только ребенок должен показать то, что было названо перед этим, т.е. с опозданием на одну команду.

- «Кто больше?» Скажет, например, «сладких» слов: торт, конфета, пирог, печенье,.. Так же с «любопытных» слов (кино, журнал, книга,…); что может делать воробей,…

- «Карлики – Великаны» На «карлики» — приседаем, на «Великаны» — потянуться  вверх.

- После слов «Да» и «нет» не говорите, черное-белое не носите!» задаете ребенку вопросы: Вы поедете на бал? У вас  большая карета? Платье наденешь белое? Ты будешь, как принцесса? Какого цвета будет твое платье?.. Ребенок не должен говорить слова: «да, нет, черный, белый»

- «Я пишу, пишу, пишу, 16 палок напишу, если Вы не верите, сами Вы проверите!» Говорить и писать палочки, посчитать получилось 16 палочек написать или нет.

Игры с буквами

Для игр с буквами нужны карточки с изображением букв печатных и письменных.

1. Развитие навыков опознавания букв, пройденных в классе:

- зрительно-артикуляционная гимнастика (сначала в медленном темпе, а затем в быстром показывайте пройденные буквы – ребенок  называет их);

- работа с таблицей букв (можно без таблицы):

а) Вы  показываете – ребенок называет букву
б) Вы называете букву – ребенок ее показывает;

- напишите несколько букв правильно и некоторые неправильно (в другую сторону, вверх ногами, недописанную и т. п.) — ребенок должен найти все буквы, написанные неправильно. Объяснить.

-найти букву среди графически сходных: напишите много букв м, и, ш, л — надо найти и зачеркнуть  л;

- назвать, записать зашумленные буквы ( букву, перечеркнутую прямыми или волнистыми линиями);

- назвать буквы, наложенные друг на друга (написанные друг на друге буквы — крупные).

2. Развитие зрительного анализа графических изображений букв: определить элементы, из которых состоит буква, определить сходства и различия между сходными графическими изображениями и буквами (Н-П, Л-М…).

3. Конструирование букв из спичек или палочек.

- дорисовывание буквы (Вы пишите букву, но не всю – ребенок дописывает), обводка, раскраска буквы.

- лепка буквы из пластилина.

-собрать букву или слог, слово, предложение, напечатанное на карточке, разрезанной на части по прямым и косым срезам.

- реконструирование букв из спичек, добавляя и убирая элементы, изменяя их положение в пространстве (превратить Р в В,  Ж в К,  Н в И в П…)

4. Письмо с закрытыми глазами помогает запомнить двигательные образ буквы.

5. Игра «Что изменилось?» На столе несколько букв. Ребенок закрывает глаза. Вы переставляете местами буквы. Ребенок определяет что изменилось: какие буквы (называет) поменялись местами.

6. Игра «Чего не стало?» На столе выложены буквы. Ребенок закрывает глаза. Вы убираете  букву (позже несколько). Ребенок называет букву (буквы), которой нет на месте.

7. Если ребенку трудно запомнить какую-то букву, предложите ему придумать ее образ, например: у – длинная, как ужик; у буквы б – как у белки хвостик вверх, а у д – как у дятла хвостик вниз; у п – пара «ног», а у т – три «ноги»; у щ есть петля для ловли щуки,  у буквы ш кончик вверх за шариком улетает, а у ц – цепочка на конце; букве ж – жарко, она расправилась, а х – холодно худенькой  ха, будто вся сжалась она и т.д.

9. Игра «Пуговицы» У Вас и у ребенка по  таблице 3х3 клетки на листе бумаги. Вы кладете на своей таблице буквы в произвольном порядке. На заламинированном можно писать фломастером. Ребенок 10 сек. запоминает. Вы закрываете свой лист, а ребенок выкладывает буквы в том же порядке на свежем листе.

Речь Вашего ребенка в Ваших руках...

    Всё более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагополучные социальные условия жизни и неблагоприятные факторы повышают     процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. У детей все больше отмечаются недостатки речевого развития как первичного, так и вторичного генеза. Не получив своевременной помощи в дошкольном возрасте, ребята получают массу проблем и наслоений на речевой дефект в школе.                                                                                                                                   Представьте машину без колес. Предположим, что машина - это готовность ребенка к школе, а отсутствие у нее колес - нарушенное речевое развитие, и даже если в автомобиле исправный двигатель, полный бак бензина, автомобиль все равно не поедет. А это означает, что ребенок к школе не готов. Наличие искривленного колеса у машины - покатиться не поможет, если вообще сдвинется с места.

      Таким образом, речевые трудности (нарушения речи) пока еще дошкольника,  могут повлечь за собой негативные проявления во всех сферах его будущей жизни, потому что ребенок с речевыми нарушениями испытывает значительные затруднения в общении со сверстниками, имеет недостаточный запас знаний и представлений, глубоко переживает из-за имеющегося у него речевого дефекта, а из-за пониженного эмоционального фона у него снижается иммунитет.   Очень важно сформировать правильную речь именно  в  дошкольном возрасте, поскольку это залог не только успешного обучения в школе, но и комфортного положения ребенка в социуме. Всегда помните, хорошая речь - это инвестиции в будущее человека, его капитал, а  детство  - это один из самых важных этапов подготовки ребенка к его будущей жизни.

   Поэтому, речь Вашего ребенка - в Ваших руках...



Предварительный просмотр:

15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.

Примерный возраст для обучения ребенка алфавиту это 4-5 лет. Не стоит слишком рано обучать буквам малыша, если он сам этого не хочет. Если проявил интерес тогда другое дело. Но и слишком затягивать тоже не стоит, важно чтобы ребенок к школе уже хорошо знал алфавит. Изучение должно проходить в игровой форме, без принуждения. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого и подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах.

Некоторые из известных методик по обучению детей алфавиту:

Классическая методика.

Начинаем изучать с гласных звуков, постепенно добавляя согласные, самые последние мягкий знак и твердый знак. Такая методика обучения буквам представлена в букваре.

 Методика Полякова 

Всего подразумевается 18 уроков из которых 5 отводится гласным: а-я, у-ю, о-ё, э-е, и-ы. В конце дети должны читать склады. За 70 уроков дети учатся читать.

Методика Чаплыгина.

С помощью специальных кубиков дети учатся сразу читать склады. Подходят для детей старше 3х лет.

Методика Елены Бахтиной

В основе лежит метод ассоциаций. Рисунки и звуки схожи. Например: а кричит как младенец: «А-а-а-а».

15 интересных и необычных способов

1. Раскраски

Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву), соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).

2. Лепка

Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины.

Здесь будет работать двигательная память, а также развивается мелкая моторика и воображение. Для начала лепить можно глядя на образец с буквой, затем усложнить. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, раскрасить красками.

Печенье в виде букв.

И самое главное печь их нужно вместе с ребенком.

Рецепт :

Яйцо 1шт; сахар 2 ст.ложки; мука 1 стакан; сливочное масло 30гр.; разрыхлитель для теста 50гр.

1. Яйцо взбиваем с сахаром.

2. Добавляем мягкое сливочное масло и перемешиваем.

3. Добавляем просеянную муку и разрыхлитель,.

4. Замешиваем тесто.

5. Формируем из теста буквы.

6. Отправляем в разогретую духовку на 8 минут, температура 180 градусов.

Печенье готово кушайте и запоминайте буквы!

3. Ассоциация с образом

Рисование букв

Для начала рассмотрите с ребенком букву, пусть пофантазирует на что или кого она похоже. Предложите малышу нарисовать букву в виде животного, машины, или овоща. С помощью такого способа происходит ассоциация с образом.

4. Выкладывание букв из различного материала

Это может быть любой подручный материал. Например из камушков, травинок, листиков, палочек, бусинок, макарон и т.д. Играть в такую игру можно практически везде.

5 . Алфавит из бархатной или наждачной бумаги

Такой алфавит основан на тактильном восприятии предмета, а также визуальном и слуховом. Ощупывая буквы ребёнок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движения малыш запоминает. Плюс ребенок запоминает её зрительно и на слух, т.к. мама(педагог) проговаривает её. Относятся к методу Монтессори.

6 . Рисование на песке, манке, крахмале, земле, снеге.

7. Ищем буквы в тексте

Берем любую книгу, журнал, газету и ищем нужную букву. Подчеркиваем знакомые.

А можно вырезать с ребенком буквы. Это занятие очень понравится малышу. Договоритесь сразу сколько нужно найти букв, например букв А-4 шт . И пусть приклеит их на бумагу.

8. Пение алфавита

Песенок про алфавит сейчас много. Напевайте ее вместе с ребенком и он неосознанно запомнит алфавит.

9. Сказки и стихи про буквы

Например, вот стихотворение про букву Г.

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Обговорите с ребенком содержание стихотворения,и можно выучить наизусть.

10. Аппликация

Заранее подготовить вырезанную из картона большую букву. Предложить ребенку украсить ее. Украшать можно чем угодно: цветная или гофрированная бумага, разноцветные салфетки, пластилин, пуговицы, ткань, бусинки, крупа и т.д.

11. Показывать буквы руками

Игра заключается в том, чтобы с помощью рук ребенок должен изобразить буквы. А вы должны отгадать ее.

12. Где спряталась буква

Взрослый прячет буквы в комнате, одну из букв загадывает и показывает образец. Ребенок начинает искать, находит разные буквы и сравнивает с образцом. Игра типа "горячо-холодно".

13. Электронные игры

Компьютерные игры с различными заданиями для запоминания и изучения букв. Но не стоит ими увлекаться, не более 10-15 минут в день.

14. Обучающие мультфильмы

Например: Уроки тетушки Совы — Азбука.

15.Конструирование букв

Из лего, металлического, деревянного, пластмассового конструкторов.

С помощью конструирования ребенок выучит не только буквы, но и разовьет моторику рук, воображение, мышление, внимание.

Правила и рекомендации

-не заставляйте, возможно ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;

- всегда придерживайтесь принципа "от простого к сложному";

- постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;

- примерно по 15 минут в день, и стараться ежедневно;

- занятия должны проходить в игровой форме;

- желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и еще лучше если он будет "говорящим", магнитный алфавит на холодильнике и др.

-когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;

- из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.

Удачи Вам в воспитании и развитии детей!

А знаете ли вы, что примерный возраст для обучения ребенка алфавиту - 4-5 лет? Самое главное - пробудить интерес к изучению букв. Вот несколько  интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы. Раскраски, лепка, аппликация, конструирование и выкладывание букв из различного материала, рисование на песке, манке, крахмале, земле, снеге. А также пение алфавита, показ букв руками, сказки и стихи про буквы. Но есть и обучающие мультфильмы, которые можно посмотреть вместе с ребенком и незаметно выучить буквы! Удачи Вам в воспитании и развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

20 полезных идей для развития речи детей!

20 очень полезных идей,которые пригодятся вам для развития речи вашего ребенка.Речь играет очень важную роль в нашей жизни,чтобы речь была грамотно поставлена,разнообразна,ее нужно развивать пока ребе...

Полезные советы по развитию речи

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать ег...

Круглый стол для педагогов "20 полезных упражнений для развития речи"

Круглый стол для педагогов "20 полезных упражнений для развития речи"...