Консультации для родителей и педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Михайлова Светлана Альбертовна

Предварительный просмотр:

Музыка детства.

      Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального вкуса в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия», - считал Людвиг ван Бетховен. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»...

 «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека», - так писал выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский.

       Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать! Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познанияы тайн музыкального искусства.

       Что такое звук? Звук — это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и  складываются, как в калейдоскопе, в разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент. Умение различать эти особенности или свойства звука составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука? Все окружающие нас звуки можно разделить на две важные группы: звуки шумовые( от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. Тихий и громкий звук никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочной. Динамические оттенки в музыкальной речи — это своеобразные музыкальные краски, которые раскрашивают мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно. Звуки различаются между собой не только динамикой. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального. Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия покажется мало привлекательной, если звуки ее составляющие будут одинаковы по своей продолжительности, или как правильно сказать, по своей длительности. Длительность — одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок.  Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого?Это загадка еще одного свойства звука — тембра. Тембр — окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и конечно, звук музыкальный.

                     Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. Надо внимательно следить за движением музыкальных звуков, не отвлекаться по сторонам, не жевать или говорить при этом. Когда - нибудь музыка станет вашим другом. Помните, обязательно помните, что музыка всегда начинается с Тишины! В ней она рождается и растворяется тоже в ней.

                        Есть такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) может по-настоящему ощущать радость, или легкую грусть, он лучше понимает настроения окружающих его людей, понимает, когда надо придти на помощь. Эти качества воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СОВЕТУЕТ...

Как приучить ребенка слушать музыку дома.


 Создание в доме фонотеки. Мы советуем родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок.
Следующие этапы -
пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Включите качественную запись музыкального произведения, желательно композитора-классика (например, «Рондо» В.А. Моцарта) на тихой звучности. И не ограничивайте деятельность ребёнка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребёнок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип восприятия уже знакомого произведения.
Во время прослушивания музыки, у детей развиваются многие психические процессы, такие как
ПАМЯТЬ, ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ
(как один из важных процессов мышления)
Только сопоставляя услышанное со своим жизненным опытом, ребёнок научится  чувствовать оттенки  настроения в произведении,  сможет узнавать персонажи по звучанию инструментов, что будет способствовать расширению словарного запаса ребёнка.  С этой целью рекомендуется  и  фрагментальный просмотр  вместе  с  ребёнком  выборочных  сюжетов   мультфильмов , где классическая музыка  известных  композиторов сочетается  с мультипликационными образами на известные сказки. Формируя музыкальное восприятие у детей, следует предлагать для прослушивания музыку разного характера, что вызывает у детей соответствующее эмоциональное состояние.
Большая работа над восприятием музыки проводится в детском саду при подготовке  к  праздникам, в основу  слушания музыки на занятиях положены музыка П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, И.И.Глинки, М.П.Мусоргского и многих других композиторов, музыка природы, песни к народным праздникам.  Дети слушают фрагменты балета (например, Марш, тему Щелкунчика, Китайский танец, Танец пастушков и Феи Драже, Вальс цветов).
Музыка воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.
 ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!    

 С уважением, музыкальный руководитель  Михайлова С.А.



Предварительный просмотр:

 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

             УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 28 ОАО «РЖД»

                                            Г. КАЛИНИНГРАД

                 Музыкальная терапия.

Музыка как средство коррекционного воздействия.

                                                                               Музыкальный руководитель                    

                                                          Михайлова С.А.

                                                       

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

    Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод эффективным для каждого человека. С одной стороны,  музыка, содержащая ритм, воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка может восприниматься индивидуально, то есть ассоциироваться лично для каждого человека с каким-то событием, и вызывать для него определенные эмоции.

     Пионерами музыкотерапии являются Пифагор, Аристотель, Платон, которые в своих трудах заложили основы теории и практики лечения музыкой. Греческие врачи лечили болезни нервной системы игрой на трубах. На Руси во время эпидемий били в колокола – и не просто для предупреждения опасности, но и для исцеления народа (звон колоколов благополучно влияет на состояние здоровья).

    В наше время есть многочисленные последователи, специалисты, создающие композиции музыкотерапии, располагают драгоценными рецептами.

    В качестве механизмов лечебного воздействия указывают катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

    То, что музыка влияет на настроение – это факт. Но как она может лечить? Да еще такие серьезные болезни, как, например, бронхит или гастрит? Прежде всего она влияет на наше настроение или психическое состояние. Как известно, все болезни от нервов. А если у человека с психикой все в норме, то и тело будет здоровым.

    Конечно же, музыка воздействует не прямо на кишечник или, например, на больной зуб, а на более тонкие планы. Она помогает успокоиться, снять напряжение, зарядиться положительной энергией, побороть страхи, депрессии, иными словами, обрести гармонию.

   

 2                                                                                                                              

Воздействие музыки не прямолинейно. Например , не факт, что радостная, ликующая музыка окажет целебное воздействие на удрученного горем или внутренним разладом человека. А гиперактивному человеку разве придутся по духу умиротворяющие лирические баллады? Поэтому и подбирать музыку для лечения надо с учетом особенностей характера и темперамента.

     Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

Пассивная – пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения.  Целью является определенное эмоциональное, в том числе и эстетическое, переживание, которое должно способствовать решению проблем, достижению новых смыслов. В качестве средств, часто используют дополнительные приемы – дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений ( в хоре, или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело, хлопки, постукивания. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, так как в музыкальном сотворчестве хорошо срабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

« Нам песня строить и жить помогает!»

 Песня – это отличный инструмент активной музыкотерапии. Когда человек поет во внешнее пространство уходит лишь 20% звука, а 80% во внутренние органы. Поэтому припеваючи можно вылечить: бронхиальную астму, бронхиты, нормализовать работу сердца и внутренних органов. Активная музыкотерапия представляет собой активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса или выбранных музыкальных инструментов.

        Какая же музыка должна быть в аптечке здорового «меломана»? Успокаивающе действуют негромкие, спокойные мелодии без слов. Прежде всего, это классика :  Чайковский, Шуберт, Бетховен, Моцарт.  Музыка для релаксации – это звуки природы, лирические   инструментальные баллады.

 3                                                                                                                                                    

        Итак, вы нашли нужную запись… Уединились в тихой комнате… Включили… Сядьте… Можно лечь, но не уснуть… Расслабьтесь…  И начните сеанс музыкотерапии… Не вникайте в содержание музыки, не пытайтесь угадать настроение или замысел композитора, просто получайте удовольствие от приятных  звуков, растворяйтесь в них, представляйте, как музыка течет сквозь вас, заполняет каждый уголок души и каждую клеточку тела.

          РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО  

        ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ  

                          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ.


1. На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.


2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в неделю – 1-7 раз.


3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение – искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.


4. Также следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводится не на голодный желудок и не ранее, чем через 2 часа после еды.


4

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей обязательно нужно настроить. Они должны расслабиться – это поможет им «открыть двери

 бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом неважно, какое действие оказывает музыка – успокаивающее, симулирующее или поднимающее настроение.


6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.


9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому, особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

  1. Желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.

5

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ

Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
• От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
• Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
• Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
• Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств – джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
• Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
• Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
• Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
• Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
• В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юмореску» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).
• Головную боль также снимает прослушивание знаменитого полонеза Огинского.
• Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
• От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена.
• Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Штрауса.

6

Литература:

     

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.

Радынова О.П. Слушаем музыку. - М. : Просвещение, 1990.

Гаврючина Л.В. Здоровосберегающие технологии в ДОУ «Музыкотерапия», Москва  «Сфера».

          Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.



Предварительный просмотр:

  1. МУЗЫКАТЕРАПИЯ
    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

    Представляется целесообразным, после проведения исследования, поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельно для взрослых. В сущности, данные рекомендации сводятся к достаточно простым советам:
    1. На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.
    2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 до 45 минут), кратность применения в неделю – 1-7 раз.
    3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение – искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.
    4. Также следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводится не на голодный желудок и не ранее, чем через 2 часа после еды.
    5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей обязательно нужно настроить. Они должны расслабиться – это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом неважно, какое действие оказывает музыка – успокаивающее, симулирующее или поднимающее настроение.
    6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
    7. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
    8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
    9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому, особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.
    10. Желательно использовать инструментальную классическую и специальную лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную, т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
    11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные мною выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей-игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, ароматерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.
  2. СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ

    Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:

    • От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
    • Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
    • Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
    • Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств – джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
    • Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
    • Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
    • Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
    • Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
    • В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юмореску» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).
    • Головную боль также снимает прослушивание знаменитого полонеза Огинского.
    • Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
    • От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена.
    • Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Штрауса.
    • От алкоголизма и курения в совокупности и гипнозом и иглоукалыванием излечивают «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова.

                                                      С уважением, музыкальный руководитель Михайлова С.А.



Предварительный просмотр:

=Консультация для педагогов=

«Использование  

здоровьесберегающих

технологий на музыкальных занятиях»

(Подготовила и провела

музыкальный руководитель Михайлова С.А.)

  Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровьесбережении одна из важных задач каждого человека.

      Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.

              На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, способствующим развитию индивидуальных возможностей ребенка.

        Педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье.сбережения.

           Основная форма музыкальной деятельности — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное  всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

          Актуально и необходимо использовать здоровьесберегающие в игровой форме. Проведение упражнений и игр занимает совсем немного времени, 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное пользу их здоровью.

       Музыкотерапия — важная составляющая музыкально — оздоровительной работы в ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофи зического статуса детей в процессе их двигательно — игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, востанавливает спокойное дыхание.

Соответствующую музыку используют во всех режимных моментах дня, в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

К элементам  здоровьесбережения относятся такие виды деятельности:

ЛОГОРИТМИКА — это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки, включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные

игры, упражнения для развития мелкой и крупной моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. На логоритмических занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.  Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно - ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Порой детям стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме.

Для этого  применяется релаксация:

-снятие эмоционального напряжения.

-упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

-коррекция настроения и отдельных черт характера.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

-выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

РИТМОПЛАСТИКА-

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех занятия!

Требования к подбору музыки:

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений:

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.); разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения ( по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ

(см. картинка ниже)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа разви тия.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»

О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упранения-Волгоград:Учитель,2011-204с.

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...