ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ
занимательные факты

Ершова Лариса Николаевна

 ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1igry_eksperimenty.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ

(ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ)

✴ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Одной из традиционных и любимых забав для малышей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для малышей.

Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же. Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются.

✴ КОРОБОЧКИ С СЕКРЕТОМ

Хорошим материалом для экспериментирования детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные ребёнку способы открывания. Это могут быть:
• коробочки, с выдвигающимся коробом, открывающиеся по принципу спичечного коробка;
• коробочки с подвижной крышкой (типа пенала);
• шкатулки с разными застёжками;
• различные коробочки из-под духов, в особенности интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь
которую можно видеть что-то внутри;
• коробочки с застёжками «молния» или с крышкой на кнопочках;
• обычный бочок для фотоплёнки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький невидимый предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребёнка. Нужно привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать его желание открыть коробочку и достать предмет. Взрослый должен стимулировать интерес ребёнка, поддерживать его самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за него предложенную задачку. Если ребёнок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, можно направить его на правильный способ действия и как бы вместе совершить «открытие». Когда ребёнок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, нужно похвалить его, вместе рассмотреть находку, а потом спрятать его обратно, чтобы дать возможность малышу повторить найденный способ открывания. После того, как ребёнок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку, данный способ можно считать освоенным и переходить к новому предмету экспериментирования.

✴ ИГРУШКИ С СЮРПРИЗОМ

В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. Эти игрушки отличаются тем, что при определённых действиях ребёнка (нажимании кнопок, клавиш, повороте рычагов) появляется что-то новое, «сюрприз» — выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Это всякого рода «звуковые игрушки» («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки, принцип работы которых ребёнок открывает сам в процессе манипулирования; игрушки «с сюрпризом», которые при определённых движениях малыша открывают что-то новое. Действуя с такими игрушками, ребёнок познаёт скрытые в него закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие очень увлекает малышей и развивает их познавательную активность. Поэтому такого рода игрушки обязательно должны быть в арсенале воспитателя.

✴ ТРЯПОЧНЫЕ ИГРУШКИ

Для совсем маленьких детей можно изготовить игрушки с секретом самим. Это могут быть разного размера тряпочные шарики или подушечки разной формы (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) Для шитья таких предметов можно использовать разные по фактуре и цвету ткани. Наполните их разными продуктами и материалами — горохом, манкой, гречкой, песком, поролоном, солью, крахмалом, бумагой, лоскутками и пр. Внутрь такой подушечки можно положить что-либо издающее звук — бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. п. Такие игрушки открывают богатые возможности для экспериментирования детей. Их можно трогать, сравнивать наощупь, придавать им разные формы, извлекать разные звуки и пр.

✴ ПОГРЕМУШКИ ИЗ БУТЫЛОК

Аналогичным образом можно изготовить объекты для экспериментирования из обычных пластиковых бутылок. Приготовьте несколько небольших чистых и сухих пластиковых бутылочек и наполните их разными материалами: мелкими камушками, горохом, крахмалом, манкой, бумажным конфетти, песком, монетками и пр. Плотно закройте их крышкой, чтобы малыши не смогли их открыть и высыпать содержимое. Получатся очень интересные погремушки, издающие различные неожиданные звуки, и разные по внешнему виду и по весу.

Экспериментируя с такими игрушками, малыши будут сравнивать разные звуки и скрытые свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри «погремушки».

✴ ИГРЫ С МАГНИТОМ

Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.

✴ ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Эта распространённая и популярная игра для дошкольников может в своём упрощённом варианте использоваться и для детей раннего возраста. Для игры потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, который затягивается на шнуре или на резинке. Желательно, чтобы он был привлекателен по цвету и по рисунку. В мешочек помещаются разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолётик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Играть можно с небольшой группой детей (3—4 чел.) Взрослый предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек, взять какой-либо один предмет и наощупь узнать его, т. е. догадаться, что он нашёл. Если ребёнок не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, не надо требовать этого. Пусть он просто вытащит предмет из мешочка и рассмотрит его. После того, как ребёнок достанет предмет из мешочка, и все остальные вместе рассматривают его «добычу» и пытаются назвать её. Если предмет был назван неправильно, взрослый говорить его правильное название, обращает внимание на особенности его формы и даёт малышам подержать его в руках. После этого приглашается следующий ребёнок достать что-либо из мешочка. Важно вызывать и поддерживать любопытство всех детей: «Что же найдёт Вова? Интересно, что он нам достанет?»

Впоследствии можно давать детям определённые поручения, т. е. говорить, что именно нужно достать из мешочка: «Достань нам пожалуйста куколку; а теперь чашечку» и пр. Содержимое мешочка можно постепенно дополнять и усложнять. Положите в него какие-либо неопределённые на ощупь предметы — кусочек поролона, смятую бумагу, палочку, каштан и т. д. Поручения взрослого также могут усложняться и определяться не названием нужного предмета, а его свойствами, например: «Достань нам что-нибудь мягкое (твёрдое, круглое, маленькое и пр.)». После выполнения таких поручений, остальные дети рассматривают и ощупывают найденный предмет и проверяют наличие названных свойств (мягкости, твёрдости и пр.)

✴ ТАИНСТВЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ

Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа густой краской. Потом сложите листы бумаги пополам, по сгибу и прогладьте их рукой. Предложите детям развернуть свои листы и посмотреть что получилось. Вместе с ребёнком постарайтесь придумать, на что похоже получившееся изображение.

✴ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ

Приготовьте несколько стаканов с чистой водой и 3 баночки с концентрированным раствором разных красок — красной, жёлтой, синей. На глазах детей ложкой или маленькой баночкой добавьте в каждый стакан немного разных красок.

Обратите внимание, что в одном стакане вода стала розовой, в другом — жёлтой и пр. Добавьте ещё той же краски и убедитесь, что вода стала ярче и темнее. Потом начинайте смешивать краски и вместе с детьми убеждайтесь, что при смешении красок получаются новые цвета — если к синей добавить жёлтой, получится зелёная вода, если в красный стакан добавить синей краски — получится новый цвет — фиолетовый . Такое экспериментирование наверняка увлечёт детей. В дальнейшем им можно предоставить материал для самостоятельного экспериментирования с красками.

✴ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТОНУЩИМИ И ПЛАВАЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности. Попробуйте вместе с детьми класть в воду предметы из разных материалов:
• металл — ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
• дерево — деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
• пластмасса — любые предметы и игрушки;
• резина — в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
• ткань — кусочки разных тканей, разных размеров – некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.

Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет;

• бумага и картон разной плотности — намокают по-разному, сразу целиком.
• губки разных размеров — поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.


Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004, по материалы А. Валасиной, кандидата педагогических наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игры эксперименты. Рекомендации для воспитателей

Разработка и подбор игр экспериментов для дошкольников...

Игра -эксперимент с водой "Взобьем пену" для детей раннего возраста

Игру можно проводить с детьми  как в детском саду, так и в домашних условиях....

"Волшебница-вода" занятие с играми- экспериментами

На занятие присутствовало большое количество педагогов и занятие имело большой успех....

«Игры - эксперименты, которые можно провести в домашних условиях»

Опыты - эксперименты с водой и воздухом в домашних условиях....

Игры-эксперименты и игры-этюды для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра-экспериментирование «А ладошки-то отмылись»Цель: Создать условия для расширения представлений оводе (смачивает, очищает), способствовать формированию навыка мыть руки водой через эксп...

Материал по лексической теме «Весна»: дидактические игры, упражнения, игры-эксперименты и т.д. (в средней группе для детей с ТНР)

Материал по текущей лексической теме «Весна» в средней группе для детей с ТНР.Материал подойдет педагогам, логопедам и родителям....