Психологические особенности подготовишек
консультация (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

В материале раскрываются психологические особенности 6-7-летних детей, рассматриваются основные психологические новообразования в сфере общения с родителями и ровесниками, излагаются основные приемы формирования у ребенка ответственности, позитвного и конструктивного образа школы, подчеркиваются распостраненные ошибки при общении родителей с будущим школьником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_podgotovishek.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологические особенности детей 6-7 лет.

Сегодня мы поговорим о психологии наших подготовишек.

Основа нашего характера формируется в возрасте от 2 до 9 лет. И возраст 6-7 лет – ключевой и центральный в становлении характера.  В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком. Потом формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, оформляются в младшем школьном возрасте.

Итак, 6-7 лет – это время, когда ребенок переживает один из возрастных кризисов. В этот период у него формируется самостоятельность, умение произвольно управлять своим поведением, меняются и развиваются отношения с родителями, сверстниками и педагогами. 

Ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои сиюминутные порывы, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре. В этом возрасте ребенок очень старается подражать взрослому, он как губка впитывает в себя и усваивает модели поведения, демонстрируемые окружающими его взрослыми: родителями, родственниками и  педагогами. И поэтому очень важно, чтобы мы взрослые контролировали и следили именно за собой: за своим поведением, словами, жестами и мимикой; чтоб мы обсуждали свои взрослые, серьезные или деликатные темы, предварительно убедившись, что ребенок не услышит и не увидит нас. Ведь так часто бывает, что сами того не желая, мы выносим на всеобщее обозрение свои семейные секреты или личные отношения, потому, что ребенок придя в садик и приняв мамину позу таким же голосом сообщает: «Людк, а Людк…Тьфу! Деревня!» и лучшая мамина подруга узнает о себе ее мнение. Так и до конфликта не далеко… А что еще хуже, бывает, что родители намеренно вовлекают детей в свои личные отношения и конфликты, пытаются манипулировать детьми в своих интересах. А ребенок в это время учится!… И учится не самому лучшему поведению.

Отношения с ровесниками

Всё большее значение для ребенка в 6-7 лет приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать и направлять его, объясняя, как правильно разрешать конфликты, общаться со сверстниками противоположного пола и вести себя в различных ситуациях. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости. В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный и грамотный выход.

В детском коллективе, в этом возрасте начинают выявляться дети с истинными позитивными лидерскими качествами, а не наигранными и сконструированными искусственно, как это бывает в подростковом периоде. Это нормальные конструктивные психологические процессы, и не надо нам родителям препятствовать этому. И между претендентами на лидирующие позиции могут иногда происходить ссоры и конкуренция, это тоже нормально, главное, чтоб мы – взрослые со своим богатым жизненным опытом все не испортили и не вовлеклись в эти детские отношения и конфликты. Будьте уверены, дети всегда сами разберутся между собой и с меньшими психологическими травмами, чем если с нашим взрослым активным участием.

Вспомните себя в детстве: только что вы поругались  с кем-то из-за куклы или права быть ведущим в игре, и кажется детскому воображению, что враги на всю жизнь и «не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок!», а глядишь через 5 минут уже сидим обнявшись и тихонько говорим о чем-то нашем самом важном в наши 6 лет и нам хорошо и счастливо...  И тут  опять же оговорка, если не помогут взрослые…довести все это до «ядерной войны»…

 Вечером наш малыш придет и как умеет расскажет нам что произошло у него с другом, а мы тоже как сможем поймем… У ребенка–то уже все наладилось и хорошо, а мы только еще набираем силу и думаем как бы помочь и спасти его, и причинить добро… и вот замкнулся порочный круг: тут уж и ребенок, видя наше родительское настроение пытается ему соответствовать и подражать… и так далее … и вся наша взрослость и умность пропала и мы уже полностью погрузились и вовлеклись в детские отношения и невольно мешаем развитию важных психических процессов и функций нашего ребенка – развитию социального интеллекта.

Также в этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях». Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин, о любви и не стесняйтесь дома демонстрировать любовь мамы и папы друг к другу (обнимайте и целуйте супруга), чтоб ребенок усваивал эту модель поведения и любовь в семье. 

Общение с родителями

Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми и любимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

Родителям важно учитывать, что дети 6-ти лет остро реагируют на критику и любые обвинения. В этом возрасте он стремится заслужить уважение окружающих, будь то сверстники или взрослые, а постоянная критика и придирки помешают малышу проявлять себя полноценной личностью и станут источником тревоги.

Основным развивающим занятием в этом возрасте для ребенка являются сюжетно-ролевые игры. В их процессе он учится усваивать определенные правила и следовать им, а также распределять роли между участниками игры. Родители должны знать, что когда их малыш играет в «больницу» или «школу», он проводит время небесполезно – для него это естественный способ совершенствования социального поведения. Поэтому маме и папе рекомендуется поддерживать интерес малыша к таким играм, подсказывая ему новые сюжеты и предлагая различные тематические наборы игрушек.

Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные мероприятия, театры, выставки и музеи. Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

Также в период с 6 до 7 лет следует прививать ребенку любовь к труду и порядку. В этом возрасте дети обычно охотно выполняют задания взрослых. Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому, а также установите для него ряд несложных обязанностей. Правда, малыш может быстро потерять интерес к какой-либо ежедневной работе. Чтобы этого не произошло, обязательно хвалите его каждый раз, когда он выполняет очередное поручение, особенно если ребенок проявил инициативу и сделал что-то самостоятельно.

Хочу обратить Ваше внимание еще на одну распространенную ошибку воспитания в этом периоде. Очень часто родители стараются записать ребенка в какой-то  кружок, секцию или на конкурс без учета желания и психологических особенностей самого ребенка. И вот мы видим на ТВ-экране конкурса красоты лицо 6-летней хорошенькой девочки-куколки, при полном макияже, маникюре и прическе, в вечернем платье и при этом абсолютно несчастной и потерянной. И рядом довольная и счастливая мама, которая еще и пытается  поставить ее ближе всех перед самой видео-камерой, и невдомек маме, что ее дочка мечтает забиться сейчас в уголок и ей хорошо и комфортно будет там одной или в тени более бойких сверстниц…А все потому что мама, будучи девочкой сама мечтала быть самой красивой, впереди планеты всей и чтоб на виду у всех. А дочь у мамы другая и приходиться ей терпеть и мучиться только чтоб любимая мама была ей довольна и улыбалась. Отсюда какой вывод можно сделать? Все мы очень разные, и часто забываем, что близкому человеку может не нравиться то, что нравится нам и даже наоборот доставлять сильный дискомфорт. Только вот ребенок никогда не скажет об этом родителям, потому что он больше всего на свете боится огорчить своих родителей.

Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами. Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

Развитие ребенка и подготовка к школе

Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но не допускайте, чтобы такие занятия стали скучными и монотонными. Ребенок очень хорошо воспринимает новую информацию, представленную каким-либо наглядным образом. Используйте красочные картинки и слайды, красиво оформленные детские книги, и тогда малыш будет учиться с удовольствием. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре.

Не ограничивайте ребенка по времени и дайте ему возможность выбирать, чем заниматься. При этом можно мягко направлять его и давать подсказки, если у малыша что-нибудь не выходит. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать  новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять? 

Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное – не отбить у ребенка желания учиться!

Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, объясняйте, чем дети занимаются на уроках и переменах и чему они учатся, что вам дало обучение в школе и т.д. Формируйте позитивный образ школы и школьной жизни.

Можно показать ему школьные фотографии и рассказать о том, какие учителя, одноклассники и друзья у вас были в начальных классах. Это один из самых эффективных способов подготовки ребенка к школьной жизни, который позволит ему не опасаться будущих перемен, а ожидать их с нетерпением и любопытством. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

Воспитание ответственности

Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.
- Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).
- Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).
- Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.
- Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.
- Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
 Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого – общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

 И самое главное:

Ни на минуту не забывайте, что ребенку необходимы ваши внимание, тепло и забота, старайтесь почаще  просто сидеть с ребенком, обняв его,

разговаривать и шептаться с ним, делиться секретами.

Любите вашего ребенка и Вы поможете ему быть успешным, преодолеть любые трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей раннего возраста

Представлено краткое описание возрастных особенностей детей 1-3 лет и рекомендации  к поступлению ребенка в десткий сад...

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности)

Особенности организации физического воспитания детей раннего возраста (психологические особенности) 1.  Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическ...