Копинг-стратегии детей старшего дошкольного возраста и их формирование
консультация (старшая группа)

Забавчук Любовь Николаевна

В жизни человек постоянно встречается с ситуациями, которыепереживаются как трудные и

нарушающие привычный образ жизни.Набор таких ситуаций может меняться напротяжении всего жизненного пути.Для защиты от неприятных травмирующих переживаний существуют двесистемы защиты.

Первая  на бессознательном уровне — это системапсихологической защиты.

 Вторая наосознанном уровне — так называемоесовладающее поведение, или копинг-стратегии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koping_ped_sovet.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Копинг-стратегии детей

старшего дошкольного

возраста и их

формирование

Подготовила:

Забавчук

 Любовь Николаевна

2019

  В жизни человек постоянно встречается с ситуациями, которыепереживаются как трудные и

нарушающие привычный образ жизни.Набор таких ситуаций может меняться напротяжении всего жизненного пути.Для защиты от неприятных травмирующих переживаний существуют двесистемы защиты.

Первая  на бессознательном уровне — это системапсихологической защиты.

 Вторая наосознанном уровне — так называемоесовладающее поведение, или копинг-стратегии.

Копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться с ситуацией: он объединяет когнитивные,эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

Копинг-поведение — это форма поведения, отражающая готовность человека решать свои жизненные проблемы.

Копинг-поведениереализуется на базе копинг-ресурсов при помощикопинг-стратегий.

Копинг-ресурсынабор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществить

оптимальную адаптацию к любым стрессовым ситуациям.

Поведенческие стратегии — это разнообразные стратегии, связанные со сменой самой деятельности или изменениемее формы. Это может быть обращение к какой-либо деятельности, конкретно

разрешающей проблему, или деятельности замещающей.

Эмоциональные стратегии — эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения.

Когнитивные копинг-стратегии — это стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуациии соответствующее изменение уровняее контроля. Каждая из стратегий постепени конструктивности делится на:

- конструктивные копинг-стратегии (помогают быстро и успешно совладать со стрессом);

- относительно конструктивные копинг-стратегии (помогают в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольших стрессах);

-  неконструктивные копинг-стратегии (не устраняют стрессовое со-

стояние, напротив, способствуют его усилению)

Трудные жизненные ситуации возникают и у детей, причем, может быть, чаще, чем у взрослых. Это связано

с тем, что развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, еще не обладает достаточным

опытом и непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это требуетот него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда является успешным

и потому может послужить причинойдля разочарований. Чтобы справиться

с отрицательными переживаниями,дети, как и взрослые, используют

копинг-стратегии.

К настоящему времени проблемакопинг-стратегий у детей изученанедостаточно.

В Федеральном государственномобразовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) первойзадачей, на решение которой он

направлен, выступает охрана и укрепление физического и психического

здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из

важных условий становления психологического здоровья ребенка является

наличие у него опыта самостоятельногопреодоления препятствий. Проблема формирования удетей навыков разрешения трудных

жизненных ситуаций представляетв современных сложных жизненных

условиях чрезвычайную актуальность.

Анализ результатов опросника своспитателями показал, что одной из

наиболее часто используемых стратегийявляется обращение за помощью к

воспитателю (стратегия «поиск социальной поддержки»). Педагог-психолог

также отметила, что дети в труднойситуации чаще всего обращаются к

воспитателю, ждут от него поддержки.Также, по мнению воспитателей,

дети наиболее часто прибегают кповеденческим и эмоциональным ко-

пинг-стратегиям (часто эти стратегиииспользуются в сочетании). Среди

эмоциональных стратегий большиепроцентные показатели получены по

стратегиям «плачет и грустит», «кричит»;среди поведенческих — «дерется/даетсдачи», «обзывается», «бьет, ломает или

швыряет вещи».

Анализ результатов опроса-беседыс детьми показал, что одной из часто встречающихся стратегий выступает «поиск социальной поддержки»

обращение к родителям (преимущественно к маме), воспитателю, в редких

случаях  к игрушке (примеры ответовдетей: «Иду к маме, я вообще очень

люблю маму»; «Расскажу маме про то,что думал»; «Расскажу маме, чтобы

пожалела»; «Сказал бы воспитателю»;«Мне плохо, когда меня мальчики

обижают и еще толкают, я им не могудать сдачи, поэтому иду к маме или

воспитательнице и все рассказываю»;«Разговариваю с Катей (куклой)»).

К помощи воспитателя чаще прибегают девочки, чем мальчики. При этом

наблюдения, проводимые в детскихгруппах, показали, что воспитатели при

обращении детей к ним за помощьюзачастую отказывают в ней, мотивируя

это тем, что они (дети) уже взрослые исами способны разобраться в данной

ситуации. Чаще всего дети не решаютконфликт, а, наоборот, усугубляют его,

решают неконструктивно, в ущербкого-то из детей, или создают новый

конфликт. (Например, девочки играливместе, потом одна из них взяла ту

игрушку, которую хотела взять другая.Девочка рассказала воспитателю,

на что та ей ответила, что они ужевзрослые и могут разобраться сами.

Девочки стали кидаться друг в другаигрушками.)

Наиболее часто дети прибегаютк эмоциональным и поведенческим

копинг-стратегиям («Сильно злюсь»;«Кричу, очень сильно кричу, чтобы

никому ничего не было слышно, азнаете, как я сильно умею кричать»;

«Плачу»; «Когда мне плохо, я простоплачу. А что еще делать?»; «Грущу,

ведь, когда плохо, все грустят»; «Ягрущу, когда со мной никто не дружит,

я тогда играю один, сам с собой»;«Расстраиваюсь и ни с кем не разговариваю»; «Сначала поплачу, а потомбуду смеяться»; «Сильно смеюсь,

чтоб смешно было»; «Чтобы у меняпрошла грусть и мне стало хорошо,

я вытираю слезы, успокаиваюсь сам,приподнимаю кончики рта и улыбаюсь,

беру свою игрушку-клоуна и смешусебя, дурачусь по-всякому»; «Сержусь

и хмурюсь»; «Злюсь и сержусь навсех»; «Раскидываю игрушки по полу»;

«Покричу и поругаюсь на того, ктоменя обидел»; «Если меня мальчики

в садике обижают, бьют, я тогда даюсдачи»; «Стучу кулаком по столу»;

«Буду бить еще сильнее»). Мальчики, вотличие от девочек, стараются про-

являть большую самостоятельность врешении возникающих проблем, но

при этом часто используют агрессию,направленную вовне.

Очень часто дети говорили о таком способе, как «прошу прощения», выступает как абсолютноформальный акт, осуществляемый поуказанию воспитателя и не затрагивающий чувства, как обидчика, так иобиженного.

Достаточно часто дети обращаютсяк игре, продуктивным и другим видам

деятельности («Играю в солдатиковили строю гараж, знаете, у меня их

уже два»; «Чтобы мне стало хорошо,и я не плакала бы, я начинаю играть

в разные игрушки, иногда с другимидевочками, тогда я быстро успокаиваюсь»; «Буду рисовать»; «Я люблюрисовать, я рисую даже когда мне

очень плохо, что-то плохое произошло»; «Пойду гулять»; «Чтобы мне стало

хорошо, настроение улучшилось, я идуи смотрю мультики всякие, главное,

чтобы они были веселые и смешные»).Используются и другие замещающие способы («Когда мне бываеточень плохо, я иду и что-нибудь кушаю, мне все равно что, но большевсего мне хочется скушать что-нибудь

вкусненькое»; «Чтобы мне стало хорошо, улучшилось настроение, я

зову кого-нибудь к себе в гости илисама к кому-нибудь в гости иду»;

«Ем конфеты. Я люблю конфеты, онивкусные»; «Все съем. Много съем»;

«Ну, с мамой в магазин ходили, карандаши купили»).

Редко дети прибегают к использованию когнитивных копинг-стратегий,

хотя такие примеры встречались(«Просто хожу и думаю. Мне мама

говорит, чтобы я подумал»; «Расскажумаме про то, что думал»). Как уже

отмечалось выше, дети могут описатьсвое эмоциональное состояние, пони-

мают последствия своего поведения,неэффективность неконструктивного

поведения («Злюсь, как будто у меняв голове чайник или кастрюля кипит»;

«Не знаю. Наверное, ничего не хочу(делать). Все приставать начинают»;

«Я не даю сдачи, давать сдачи —это неправильно, потом тебе опять

дадут»; «Мне становится плохо, когдая ссорюсь с другими девочками, я

переживаю. Чтобы мне стало хорошои я не переживала, я иду первая

мириться, мне это помогает лучшевсего»).

Обучение детей справляться струдностями может проходить целенаправленно — это использованиеспециально составленных программ,

тренингов, а также в ситуациях каждодневного общения.Один из самых важных и трудных моментов во взаимодействии с детьми — умение разговаривать с нимии управлять их чувствами во времятрудных ситуаций. Никогда не знаешь,когда воспрепятствовать плохому итрудному, и неизвестно, когда можетслучиться что-нибудь плохое. Именно

поэтому с такими ситуациями бываеточень трудно справиться. Необходимо

обсуждать с детьми, что они будутделать, если у них возникнут какие-

нибудь опасения, страхи. Важно, чтобыи дети задавали взрослым вопросы,

чтобы могли обсудить с ними ситуации, которые их беспокоят. Даже если

они не спрашивают ни о чем, можносамим расспрашивать их. Эти вопросы

дают детям понять, что они могут бытьвыслушаны, когда захотят подойти

ко взрослому с вопросами. Иногдадетям более удобно делиться своими

переживаниями со старшими братомили сестрой, близким родственникомили другом семьи.

В любой трудной ситуации важнодать детям почувствовать надежду и

уверенность в реальной жизни. Не следует пугать их всеми возможными

отрицательными результатами, но ине следует давать ощущение ложной

надежды и безопасности. Важно датьдетям понять, что результат ситуации,

возможно, может быть не очень хорошим, но следует надеяться на положительный исход и делать выводы.Важно уделять ребенку достаточно

внимания, но в то же время важнообъяснять ему, что бывают моменты,

когда есть другие заботы, надо этопонять и принять.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться абстрактно-

логическое мышление. Дети начинаютприбегать к использованию когнитивных копинг-стратегий. Для формирования как когнитивных, поведенческих,так и эмоциональных копинг-стратегийможно использовать анализ ситуацийи их разыгрывание, учить осознаватьпричины конфликта, его последствия.Здесь помогут упражнения на анализ различных ситуаций и их разыгрывание. Важно научить детей владетьсобой, не унижать и не обижать детей,отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемыммнением, желанием собеседника.Для формирования у детей уменияуправлять своим поведением, контролироватьсвою речь и поступки,

сосредоточиваться на высказыванияхсобеседника необходимо обучать

детей навыкам произвольного расслабления. Способность поставить

себя на место партнера по общениюпомогает лучше понять его, выделить

отдельные черты его характера и ихпроявления в поступках и действиях.

Умение взять на себя роль своегопартнера учит терпимости к чужимнедостаткам, развивает чувство сопереживания.

Необходимо отметить, что такжеважно обучать детей навыкам само-

помощи в трудных ситуациях, а такжеспособам расслабления, снятия напряжения, формирования осознанияпоследствий агрессивных способов

защиты и формирования волевойрегуляции поведения. Для реализации работы по данному направлениюэффективным будет использованиеподвижных игр, релаксационных упражнений, активных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, стихотворения и речевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры речи

Дети, в соответствии с игровой задачей (развивать культуру речи, умение делать комплимент, выражать одобрение; развивать связную речь, ее выразительность, развивать память и т.д.), повторяют вслед за ...

«Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.

В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития д...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности....

Диагностический материал детей старшего дошкольного возраста по разделу "Формирование элементарных математических представлений"

Карты педагогической диагностики для старшей и подготовительной группы по разделу ФЭМП...